Урок географии в 8-м классе по теме "Животный мир России"

Разделы: География


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить и дать целостное представление учащимся о разнообразном  животном мире страны;
    • дать понятия « биомы», «продуценты»,  «консументы», «зоопланктон», «нектон», «бентос»
  • Развивающие:
    • развивать навыки работы с  компьютером, дополнительной литературой, с картой;
    • расширить и углубить представление об  общих особенностях животного мира, изучить закономерности  распространения типичных представителей животного мира и приспособления их  к среде обитания;
  • Воспитывающие:
    • воспитывать бережное отношение к животному миру;

Оборудование: учебник, атлас, компьютер, настенные карты, картины, электронный учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Ребята, мы изучаем раздел « Природа и человек». Тему « Живая природа». Изучали растительные  сообщества.
– Скажите, пожалуйста, верно ли утверждение, что растительное сообщество – это живой компонент природы? Докажите.
– Какое растительное сообщество занимает самую большую площадь? (Лесное)
– Какова роль растений  в жизни природы?
– Почему  растительный мир  России разнообразен? Какие факторы влияют на растительность?
(На доске схема, после ответов учащихся)
Факторы, влияющие на растительность: климат – рельеф – геологическое время – почвы – грунтовые воды – деятельность человека

3. Сообщение темы

– Отгадайте загадки и узнаете какая тема нашего урока. (На доске  начерчен кроссворд Приложение 1)

1. Лесом катится клубок, у него колючий бок.Он охотится ночами за жуками и мышами. (Ёж)
2. Посмотрите-ка, какая? Вся горит, как золотая, ходит в шубке дорогой, хвост  пушистый и большой. (Лиса)
3. На овчарку он  похож, что ни зуб-то острый нож.Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
4. Словно царскую корону, носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, любит снежные  луга. (Олень)
5. В одежде богатой, да сам слеповатый. Живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)
6. На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит  вскачь. (Кузнечик)
7. У родителей и деток, вся одежда из монеток. (Рыбы)
8. Морская птица. (Чайка)
9. Мелкое насекомое. (Комар)
10. Большая сова. (Филин)
11. Хищное животное из семейства кошачьих. (Рысь)

(На доске запись:  Тема – Животный мир  России.
Цели:
1. Знать животный мир России и их разнообразие
2. Уметь выделять приспособления животных к условиям их обитания
3. Научиться  определять по карте представителей животного мира в каждой природной зоне.)
В связи с тем, что растения представляют животным пищу,а часто и укрытие в каждом растительном сообществе формируется  и своё сообщество животных.
Обратимся к диаграмме « Соотношение растительного и животного мира»
( Приложение 2. 2 слайд) Уроки  Кирилла и Мефодия, «Природа России», «Растительный и животный мир Росси».
– Что определяет разнообразие органического мира? (Приложение 2, 4 слайд)

img1.gif (3831 bytes)

– Сообщество растений и животных  называют  БИОМАМИ (показ 6 слайда Приложения 2.)
– Сообщество зелёных растений – ПРОДУЦЕНТЫ
– Сообщество животных  травоядных – КОНСУМЕНТЫ  первого порядка, хищников – КОНСУМЕНТЫ второго порядка.
(Вывешивается  понятия на доске)
– Как животный мир  приспособился  к северным  условиям обитания?
(Рассказывает Теплоухова Юля  и одновременно показываю 8 слайд с аннимациями Приложения 2.)
– Животные  тундры и их приспособления. (Рассказывает Шадрина  Маша) с показом 9-10 слайдов Приложения 2.
– Ребята рассаживются по группам  около компьютера и   составляют пищевую пирамиду  животных тундры. Кто быстрее? (Ставят  оценки на листочках)
– Животный мир тайги и их приспособления.( рассказывает Лозовая Юля), показ 12-13 слайдов Приложения 2.
– Какое значение для леса имеют лесные животные? (Рассказывает  Сомова Настя)
(Работа по группам)
– Распределите лесных животных по природным зонам.
– Травяной   ковёр степей и животный мир степей и их приспособления.
(Рассказывает Дранкова Катя), показ 19-22 слайдов Приложения 2.
– Копытные и рептилии.Животные пустынь.( рассказывает Прохорова  Ирина), показ 23 слайда Приложения 2.

4. Закрепление

– Распределите   животных  степных и пустынных  зон.
(Работа  в группах  у компьютера, выставление оценок.)
– Водная фауна. ( Приложение 2, 26-27 слайды). Знакомство с понятиями  «ЗООПЛАНКТОН», «НЕКТОН», «БЕНТОС».Вывешиваются  слова на доске.
– Какой  вывод можно сделать из увиденного?  Ребята делают вывод.

5. Подведение итогов

Итоговый тест. Ребята работают в группах и  зарабатывают оценку, выполняя задание. ( Приложение 2.30 слайд)

6. Домашнее задание

Учебник под редакцией  А.И.Алексеева, параграф 27, пересказ, составить кластер.

– Ребята, будет ли преувеличением сказать, что своим существованием человек во многом  обязан животным. О природно-хозяйственных зонах и  о влиянии человека на растительные и животные сообщества  мы поговорим на следующих уроках.