Программа по математике для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Программа составлена для обучающихся 6 класса специального коррекционного VIII вида на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Математика. 5-9 кл./авт.-сост. М.Н. Перова, Б.Б. Горский А.П. Антропов, И.М. М.Б. Ульянцева. – М.: Просвещение, 2003, допущенной Министерством образования РФ. Программой не предусмотрено деление на разделы, темы, отсутствует почасовая разбивка прохождения учебного материала по отдельным темам, не определено количество контрольных и проверочных работ, именно в этом – актуальность её адаптации для реализации стандарта математического образования в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Процесс математического образования по данной программе обеспечивает учебник по математике для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (авторы: Г.М. Капустина, М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 2003), однако отсутствуют методическое пособие для учителя, дидактический и контрольно-измерительные материалы для обучающихся.
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования РФ, рассчитана на 204 часа. Увеличение составляет 68 часов и предусматривает наряду с общеобразовательными задачами активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки, а также направлено на оказание помощи детям в поиске своих ресурсов, утверждение веры в себя и свои возможности, стремление к преодолению трудностей, дальнейшее самоопределение и социализацию.
Адаптированная программа содержит в себе:

  • разбивку учебного материала на темы с конкретным указанием часов на её прохождение;
  • количество контрольных и тестовых работ;
  • учебно-тематический план.

В качестве УМК к программе разработаны:

Приложение 4 представляет собой модуль в виде конспектов уроков по теме «Арифметические действия».

Цели курса:

  • формирование практически значимых знаний и умений;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

  • формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

  • объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
  • закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

  • читать, записывать, вести счет, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах 1000000;
  • выделять классы и разряды в числах в пределах 1000000;
  • устно выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1000000;
  • устно выполнять умножение и деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1000000;
  • письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 без перехода и с переходом через 3-4 десятичных разряда;
  • письменно выполнять умножение чисел в пределах 1000000 на однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное;
  • устно и письменно выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы;
  • осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий (в том числе с помощью микрокалькулятора);
  • получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа;
  • находить одну, несколько частей числа (двумя действиями)
  • читать, записывать десятичные дроби;
  • решать простые арифметические задачи на нахождение одной или нескольких частей числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;
  • решать задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
  • определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве;
  • чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от друга;
  • практически пользоваться масштабом 2:1, 10:1, 100:1;
  • строить и измерять углы с помощью транспортира;
  • чертить высоты в треугольниках;
  • вычислять периметр многоугольника.

Обучение математике в коррекционно-развивающих классах VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся таких классов, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение математического материала представлено концентрически с учетом возможностей обучающихся и предусмотрен постепенный переход от чисто практического обучения в начальной школе к практико-теоретическому в старших классах. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний.
При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Предлагаемая программа по сравнению с традиционной программой для общеобразовательных учреждений составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. В рамках подготовки к социальной адаптации в условиях современного общества в программе предусматривается использование микрокалькулятора, ознакомление детей с масштабом, с устной и письменной нумерацией всех чисел от 1000 до 1000000, с разрядами единиц, десятков и сотен тысяч, с единицами миллионов, с классами единиц, тысяч.
В связи с ограниченным использованием в жизни и профессиональной деятельности обыкновенных дробей в данной программе тема «Обыкновенные дроби» сокращена, а изучение десятичных дробей носит в большей степени практическую направленность, этой теме в программе уделено большее внимание.
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих проверочных и итоговых письменных контрольных работ, которые представлены в трех уровнях:
В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.
Знания оцениваются в 5-балльной системе. При выставлении оценки ориентир – на вариант С и Н, а за выполнение заданий из варианта В дополнительно ставится положительная оценка. При оценке знаний учитывается количество правильно выполненных заданий: отметка 5 ставится за все верно выполненные задания, отметка 4 – за верное выполнение трех заданий, отметка 3 – за верное выполнение двух заданий, если вариант содержит 4 задания. Полученные результаты фиксируются в технологических картах учёта знаний (Приложение 5) и используются для организации индивидуальной работы.
Данная программа предназначена для учителей, реализующих специальные (коррекционные) программы VIII вида.
Учебно-тематический план, контрольно-измерительные материалы по математике можно использовать при составлении календарно-тематического планирования.
Курс ориентирован на учащихся 6 классов специального коррекционного VIII вида в объеме 204 часов из расчета 6 часов в неделю.

Содержание учебного материала

Раздел 1. «Нумерация» (89ч)

Тема: «Нумерация чисел в пределах 1000000» (39 ч)
Повторение. Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000.Разряды и классы. Таблица разрядов. Простые и составные числа.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000000. Разложение чисел на разрядные слагаемые. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, единиц миллионов в числе. Сравнение чисел в пределах 1000000. Отложение любого числа в пределах 1000000 на счетах и микрокалькуляторе. Округление чисел до указанного разряда.
Римские цифры XIII – XX.
Тест №1
Контрольная работа №1

Тема: «Арифметические действия» (50 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. Проверка сложения. Проверка вычитания сложением.
Тест №2
Контрольная работа №2
Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Умножение трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. Проверка умножения обратным действием. Проверка умножения на микрокалькуляторе. Умножение двузначных и трехзначных чисел на круглые десятки. Умножение круглых десятков на двузначное и трехзначное число, основанное на знании переместительного свойства умножения. Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.
Тест №3
Контрольная работа №3
Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. Проверка деления обратным действием. Проверка деления на микрокалькуляторе. Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Деление с остатком
Тест №4
Контрольная работа №4
Тема: «Единицы измерения и их соотношения» (12 ч)
Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения. Сложение чисел, полученных при измерении. Вычитание чисел, полученных при измерении.
Тест №5

Раздел 2. «Дроби» (42 ч)

Тема: «Обыкновенные дроби» (32 ч)
Деление натуральных предметов, фигур на равные части (доли). Обозначение нескольких долей обыкновенной дробью. Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями. Сравнение дробей с разными числителями и одинаковыми знаменателями. Сравнение дробей с единицей. Дроби правильные и неправильные. Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел. Основное свойство дроби. Преобразование обыкновенных дробей.
Тест №6
Контрольная работа №5
Нахождение части от числа.
Нахождение нескольких частей от числа.
Контрольная работа №6
Тема: «Десятичные дроби» (10 ч)
Получение десятичных дробей. Понятие о разрядах десятичных дробей. Чтение и запись десятичных дробей. Запись десятичных дробей на микрокалькуляторе. Представление чисел, выраженных двумя единицами стоимости, в виде десятичной дроби. Сравнение десятичных дробей.

Раздел 3. «Арифметические задачи» (20 ч)

Тема: «Скорость. Время. Расстояние (путь)» (10 ч)
Прямая пропорциональная зависимость. Соотношение между s, v, t при равномерном и прямолинейном движении. Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием.
Тест №7
Контрольная работа №7
Тема: «Текстовые задачи» (10 ч)
Текстовая арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа. Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Тест №8

Раздел 4. «Геометрический материал» (15 ч)

Тема: «Геометрические фигуры на плоскости» (7 ч)
Треугольник. Высота треугольника. Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Тема: «Геометрические фигуры в пространстве» (8 ч)
Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Уровень и отвес. Куб. брус, шар. Масштаб.

Раздел 5 «Повторение» (26 ч)

Разряды и классы. Разложение чисел на разрядные слагаемые. Округление чисел до указанного разряда. Сравнение чисел в пределах 1000000. Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач. Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. Преобразование обыкновенных дробей. Вычисление периметра многоугольника. Куб. брус, шар. Масштаб.
Итоговый тест №9

Учебно-тематический план.

№ урока

Содержание учебного материала Кол-во часов Дата
I четверть (52 ч)
Раздел 1. Нумерация (89ч)
Нумерация чисел в пределах 1000000 (40ч)
1-4 Повторение. Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000 4  
5-7 Разряды и классы. 3  
8-10 Таблица разрядов. 3  
11-13 Простые и составные числа. 3  
14-15 Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000000. 2  
16-19 Разложение чисел на разрядные слагаемые. 4  
20-23 Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, единиц миллионов в числе. 4  
24 Тест №1 1  
25-28 Отложение любого числа в пределах 1000000 на счетах и микрокалькуляторе. 4  
29-31 Сравнение чисел в пределах 1000000. 3  
32-36 Округление чисел до указанного разряда. 5  
37-39 Римские цифры XIII – XX. 3  
40 Контрольная работа №1    
  Арифметические действия (50 ч)    
41-46 Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. 6  
47 Тест №2 1  
48-49 Проверка сложения. 2  
50-51 Проверка вычитания сложением. 2  
52 Контрольная работа №2 1  
II четверть (42 ч)
Раздел 4. Геометрический материал
Геометрические фигуры на плоскости (4ч)
53-54 Треугольник. 2  
55-56 Высота треугольника. 2  
63 Проверка умножения обратным действием. 1  
64 Проверка умножения на микрокалькуляторе. 1  
65-66 Умножение двузначных и трехзначных чисел на круглые десятки. 2  
67 Тест №3 1  
68-70 Умножение круглых десятков на двузначное и трехзначное число, основанное на знании переместительного свойства умножения. 3  
71-73 Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки 3  
74 Контрольная работа №3 1  
75-77 Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. 3  
78-81 Деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. 4  
82-83 Проверка деления обратным действием. 2  
84-85 Проверка деления на микрокалькуляторе. 2  
86-90 Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. 5  
91 Тест №4 1  
92-93 Деление с остатком 2  
94 Контрольная работа №4 1  
III четверть (63 ч)
Раздел 4. Геометрический материал
Геометрические фигуры на плоскости (3 ч)
95 Периметр.

1

 

96-97 Вычисление периметра многоугольника.

2

 

Единицы измерения и их соотношения (12 ч)
98-100 Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения.

3

 

101 Тест №5

1

 

102-104 Сложение чисел, полученных при измерении.

3

 

105-108 Вычитание чисел, полученных при измерении.

4

 

Раздел 2. Дроби» (42ч)
Обыкновенные дроби (32 ч)
109-110 Деление натуральных предметов, фигур на равные части (доли). 2  
111-112 Обозначение нескольких долей обыкновенной дробью. 2  
113-115 Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями. 3  
116-117 Сравнение дробей с разными числителями и одинаковыми знаменателями. 2  
118 Сравнение дробей с единицей. 1  
119-120 Дроби правильные и неправильные. 2  
121-122 Образование смешанного числа. 2  
123-125 Сравнение смешанных чисел. 3  
126 Тест №6 1  
127-128 Основное свойство дроби. 2  
129-131 Преобразование обыкновенных дробей. 3  
132 Контрольная работа №5 1  
133-135 Нахождение части от числа. 3  
136-138 Нахождение нескольких частей от числа. 3  
139 Контрольная работа №6 1  
Десятичные дроби (10 ч)
140-141 Получение десятичных дробей. 2  
142-143 Понятие о разрядах десятичных дробей. 2  
144 Чтение и запись десятичных дробей. 1  
145 Запись десятичных дробей на микрокалькуляторе. 1  
146-147 Представление чисел, выраженных двумя единицами стоимости, в виде десятичной дроби 2  
148-149 Сравнение десятичных дробей. 2  
Раздел 4. Геометрический материал
Геометрические фигуры в пространстве (8 ч)
150-151 Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. 2  
152-153 Уровень и отвес. 2  
154-155 Куб. брус, шар. 2  
156-157 Масштаб. 2  
IV четверть (47ч)
Раздел 3. Арифметические задачи» (20ч)
Скорость. Время. Расстояние (путь)(10 ч)
158-159 Прямая пропорциональная зависимость. 2  
160-162 Соотношение между s, v, t при равномерном и прямолинейном движении. 3  
163 Тест №7 1  
164-166 Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. 3  
167 Контрольная работа №7 1  
Текстовые задачи (10 ч)
168-172 Текстовая арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа. 5  
173-177 Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач. 5  
178 Тест №8 1  
Раздел 5. Повторение (26 ч)
179 Разряды и классы. 1  
180-181 Разложение чисел на разрядные слагаемые. 2  
182-183 Округление чисел до указанного разряда. 2  
184 Сравнение чисел в пределах 1000000. 1  
185-186 Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач. 2  
187-189 Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. 2  
190-191 Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки 2  
192-193 Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки 2  
194-195 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. 2  
196-197 Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. 2  
198-199 Преобразование обыкновенных дробей. 2  
200 Вычисление периметра многоугольника. 1  
201 Куб. брус, шар. 1  
202 Масштаб. 1  
203 Итоговый тест №9 1  
204 Заключительный урок-игра 1  

Литература:

  1. Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. – 2002. – №6.
  2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школею – М.: Школа-Пресс, 1994.
  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.:ООО «Вако», 2007.
  4. Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика 6. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение, 2003.
  5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.– М.: Просвещение, 1990.
  6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001
  7. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М: Просвещение, 1989.
  8. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Математика. 5-9 кл./авт.-сост М.Н. Перова, Б.Б. Горский А.П. Антропов, И.М. М.Б. Ульянцева. – М.: Просвещение, 2003.
  9. Соловейчик И.Л. Я иду на урок математики, 5 класс. Книга для учителя.– М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  10. Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  11. Шевкин, А.В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 кл./ А.В. Шевкин. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД. Русское слово – PC», 2001.