Пояснительная записка
Программа составлена для обучающихся 6 класса
специального коррекционного VIII вида на основе
программы для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: Математика.
5-9 кл./авт.-сост. М.Н. Перова, Б.Б. Горский А.П.
Антропов, И.М. М.Б. Ульянцева. – М.: Просвещение, 2003,
допущенной Министерством образования РФ.
Программой не предусмотрено деление на разделы,
темы, отсутствует почасовая разбивка
прохождения учебного материала по отдельным
темам, не определено количество контрольных и
проверочных работ, именно в этом – актуальность
её адаптации для реализации стандарта
математического образования в специальных
(коррекционных) классах VIII вида.
Процесс математического образования по данной
программе обеспечивает учебник по математике
для 6 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида (авторы: Г.М.
Капустина, М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 2003),
однако отсутствуют методическое пособие для
учителя, дидактический и
контрольно-измерительные материалы для
обучающихся.
Адаптированная программа в отличие от программы,
допущенной Министерством образования РФ,
рассчитана на 204 часа. Увеличение составляет 68
часов и предусматривает наряду с
общеобразовательными задачами активизацию
познавательной деятельности, формирование
общеинтеллектуальных умений и навыков,
нормализацию учебной деятельности, развитие
устной речи, формирование учебной мотивации,
навыков самоконтроля и самооценки, а также
направлено на оказание помощи детям в поиске
своих ресурсов, утверждение веры в себя и свои
возможности, стремление к преодолению
трудностей, дальнейшее самоопределение и
социализацию.
Адаптированная программа содержит в себе:
- разбивку учебного материала на темы с конкретным указанием часов на её прохождение;
- количество контрольных и тестовых работ;
- учебно-тематический план.
В качестве УМК к программе разработаны:
- кратковременные проверочные работы (Приложение 1);
- тематические тесты (Приложение 2);
- контрольные работы (Приложение 3).
Приложение 4 представляет собой модуль в виде конспектов уроков по теме «Арифметические действия».
Цели курса:
- формирование практически значимых знаний и умений;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
- создание условий для социальной адаптации учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи курса:
- формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
- объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
- закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
- обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
- читать, записывать, вести счет, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах 1000000;
- выделять классы и разряды в числах в пределах 1000000;
- устно выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1000000;
- устно выполнять умножение и деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1000000;
- письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 без перехода и с переходом через 3-4 десятичных разряда;
- письменно выполнять умножение чисел в пределах 1000000 на однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное;
- устно и письменно выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы;
- осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий (в том числе с помощью микрокалькулятора);
- получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа;
- находить одну, несколько частей числа (двумя действиями)
- читать, записывать десятичные дроби;
- решать простые арифметические задачи на нахождение одной или нескольких частей числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;
- решать задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
- определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве;
- чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от друга;
- практически пользоваться масштабом 2:1, 10:1, 100:1;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- чертить высоты в треугольниках;
- вычислять периметр многоугольника.
Обучение математике в
коррекционно-развивающих классах VIII вида имеет
свою специфику. У обучающихся таких классов,
характеризующихся задержкой психического
развития, отклонениями в поведении, трудностями
социальной адаптации различного характера, при
изучении курса возникают серьезные проблемы.
Характерной особенностью дефекта при умственной
отсталости является нарушение отражательной
функции мозга и регуляции поведения и
деятельности, поэтому распределение
математического материала представлено
концентрически с учетом возможностей
обучающихся и предусмотрен постепенный переход
от чисто практического обучения в начальной
школе к практико-теоретическому в старших
классах. Постоянное повторение изученного
материала сочетается с пропедевтикой новых
знаний.
При отборе математического материала
учитываются индивидуальные показатели скорости
и качества усвоения математических
представлений, знаний, умений практического их
применения в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта обучающихся,
что предусматривает необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении.
Предлагаемая программа по сравнению с
традиционной программой для
общеобразовательных учреждений составлена
таким образом, чтобы обучение математике
осуществлялось на доступном уровне для такой
категории школьников. В рамках подготовки к
социальной адаптации в условиях современного
общества в программе предусматривается
использование микрокалькулятора, ознакомление
детей с масштабом, с устной и письменной
нумерацией всех чисел от 1000 до 1000000, с разрядами
единиц, десятков и сотен тысяч, с единицами
миллионов, с классами единиц, тысяч.
В связи с ограниченным использованием в жизни и
профессиональной деятельности обыкновенных
дробей в данной программе тема «Обыкновенные
дроби» сокращена, а изучение десятичных дробей
носит в большей степени практическую
направленность, этой теме в программе уделено
большее внимание.
Математические представления, знания и умения
практически применять их оцениваются по
результатам индивидуального и фронтального
опроса учащихся, текущих проверочных и итоговых
письменных контрольных работ, которые
представлены в трех уровнях:
В – высокий уровень; С – средний уровень; Н –
низкий уровень.
Знания оцениваются в 5-балльной системе. При
выставлении оценки ориентир – на вариант С и Н, а
за выполнение заданий из варианта В
дополнительно ставится положительная оценка.
При оценке знаний учитывается количество
правильно выполненных заданий: отметка 5
ставится за все верно выполненные задания,
отметка 4 – за верное выполнение трех заданий,
отметка 3 – за верное выполнение двух заданий,
если вариант содержит 4 задания. Полученные
результаты фиксируются в технологических картах
учёта знаний (Приложение 5) и используются
для организации индивидуальной работы.
Данная программа предназначена для учителей,
реализующих специальные (коррекционные)
программы VIII вида.
Учебно-тематический план,
контрольно-измерительные материалы по
математике можно использовать при составлении
календарно-тематического планирования.
Курс ориентирован на учащихся 6 классов
специального коррекционного VIII вида в объеме 204
часов из расчета 6 часов в неделю.
Содержание учебного материала
Раздел 1. «Нумерация» (89ч)
Тема: «Нумерация чисел в пределах 1000000» (39
ч)
Повторение. Образование, чтение, запись чисел в
пределах 1000.Разряды и классы. Таблица разрядов.
Простые и составные числа.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000000.
Разложение чисел на разрядные слагаемые.
Определение количества разрядных единиц и
общего количества единиц, десятков, сотен, единиц
тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, единиц
миллионов в числе. Сравнение чисел в пределах
1000000. Отложение любого числа в пределах 1000000 на
счетах и микрокалькуляторе. Округление чисел до
указанного разряда.
Римские цифры XIII – XX.
Тест №1
Контрольная работа №1
Тема: «Арифметические действия» (50 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 с
переходом через разряд. Проверка сложения.
Проверка вычитания сложением.
Тест №2
Контрольная работа №2
Умножение двузначного числа на однозначное с
переходом через разряд. Умножение трехзначного
числа на однозначное без перехода через разряд.
Проверка умножения обратным действием. Проверка
умножения на микрокалькуляторе. Умножение
двузначных и трехзначных чисел на круглые
десятки. Умножение круглых десятков на
двузначное и трехзначное число, основанное на
знании переместительного свойства умножения.
Умножение многозначных чисел на однозначное
число и круглые десятки.
Тест №3
Контрольная работа №3
Деление двузначного числа на однозначное с
переходом через разряд. Деление трехзначного
числа на однозначное без перехода через разряд.
Проверка деления обратным действием. Проверка
деления на микрокалькуляторе. Деление
многозначных чисел на однозначное число и
круглые десятки. Деление с остатком
Тест №4
Контрольная работа №4
Тема: «Единицы измерения и их соотношения» (12
ч)
Единицы измерения стоимости, длины, массы,
времени и их соотношения. Сложение чисел,
полученных при измерении. Вычитание чисел,
полученных при измерении.
Тест №5
Раздел 2. «Дроби» (42 ч)
Тема: «Обыкновенные дроби» (32 ч)
Деление натуральных предметов, фигур на равные
части (доли). Обозначение нескольких долей
обыкновенной дробью. Сравнение дробей с
одинаковыми числителями и разными
знаменателями. Сравнение дробей с разными
числителями и одинаковыми знаменателями.
Сравнение дробей с единицей. Дроби правильные и
неправильные. Образование смешанного числа.
Сравнение смешанных чисел. Основное свойство
дроби. Преобразование обыкновенных дробей.
Тест №6
Контрольная работа №5
Нахождение части от числа.
Нахождение нескольких частей от числа.
Контрольная работа №6
Тема: «Десятичные дроби» (10 ч)
Получение десятичных дробей. Понятие о разрядах
десятичных дробей. Чтение и запись десятичных
дробей. Запись десятичных дробей на
микрокалькуляторе. Представление чисел,
выраженных двумя единицами стоимости, в виде
десятичной дроби. Сравнение десятичных дробей.
Раздел 3. «Арифметические задачи» (20 ч)
Тема: «Скорость. Время. Расстояние (путь)» (10
ч)
Прямая пропорциональная зависимость.
Соотношение между s, v, t при равномерном и
прямолинейном движении. Простые арифметические
задачи на зависимость между временем, скоростью
и расстоянием.
Тест №7
Контрольная работа №7
Тема: «Текстовые задачи» (10 ч)
Текстовая арифметическая задача на нахождение
одной или нескольких частей числа.
Арифметические задачи в 2-3 действия,
составленные из ранее решаемых простых задач.
Тест №8
Раздел 4. «Геометрический материал» (15 ч)
Тема: «Геометрические фигуры на плоскости»
(7 ч)
Треугольник. Высота треугольника. Периметр.
Вычисление периметра многоугольника.
Тема: «Геометрические фигуры в
пространстве» (8 ч)
Взаимное положение прямых в пространстве:
вертикальное, горизонтальное, наклонное. Уровень
и отвес. Куб. брус, шар. Масштаб.
Раздел 5 «Повторение» (26 ч)
Разряды и классы. Разложение чисел на разрядные
слагаемые. Округление чисел до указанного
разряда. Сравнение чисел в пределах 1000000.
Арифметические задачи в 2-3 действия,
составленные из ранее решаемых простых задач.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 с
переходом через разряд. Умножение многозначных
чисел на однозначное число и круглые десятки.
Деление многозначных чисел на однозначное число
и круглые десятки. Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении. Простые
арифметические задачи на зависимость между
временем, скоростью и расстоянием.
Преобразование обыкновенных дробей. Вычисление
периметра многоугольника. Куб. брус, шар. Масштаб.
Итоговый тест №9
Учебно-тематический план.
№ урока |
Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата |
I четверть (52 ч) | |||
Раздел 1. Нумерация (89ч) | |||
Нумерация чисел в пределах 1000000 (40ч) | |||
1-4 | Повторение. Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000 | 4 | |
5-7 | Разряды и классы. | 3 | |
8-10 | Таблица разрядов. | 3 | |
11-13 | Простые и составные числа. | 3 | |
14-15 | Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000000. | 2 | |
16-19 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 4 | |
20-23 | Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, единиц миллионов в числе. | 4 | |
24 | Тест №1 | 1 | |
25-28 | Отложение любого числа в пределах 1000000 на счетах и микрокалькуляторе. | 4 | |
29-31 | Сравнение чисел в пределах 1000000. | 3 | |
32-36 | Округление чисел до указанного разряда. | 5 | |
37-39 | Римские цифры XIII – XX. | 3 | |
40 | Контрольная работа №1 | ||
Арифметические действия (50 ч) | |||
41-46 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. | 6 | |
47 | Тест №2 | 1 | |
48-49 | Проверка сложения. | 2 | |
50-51 | Проверка вычитания сложением. | 2 | |
52 | Контрольная работа №2 | 1 | |
II четверть (42 ч) | |||
Раздел 4. Геометрический материал | |||
Геометрические фигуры на плоскости (4ч) | |||
53-54 | Треугольник. | 2 | |
55-56 | Высота треугольника. | 2 | |
63 | Проверка умножения обратным действием. | 1 | |
64 | Проверка умножения на микрокалькуляторе. | 1 | |
65-66 | Умножение двузначных и трехзначных чисел на круглые десятки. | 2 | |
67 | Тест №3 | 1 | |
68-70 | Умножение круглых десятков на двузначное и трехзначное число, основанное на знании переместительного свойства умножения. | 3 | |
71-73 | Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 3 | |
74 | Контрольная работа №3 | 1 | |
75-77 | Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 3 | |
78-81 | Деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. | 4 | |
82-83 | Проверка деления обратным действием. | 2 | |
84-85 | Проверка деления на микрокалькуляторе. | 2 | |
86-90 | Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. | 5 | |
91 | Тест №4 | 1 | |
92-93 | Деление с остатком | 2 | |
94 | Контрольная работа №4 | 1 | |
III четверть (63 ч) | |||
Раздел 4. Геометрический материал | |||
Геометрические фигуры на плоскости (3 ч) | |||
95 | Периметр. | 1 |
|
96-97 | Вычисление периметра многоугольника. | 2 |
|
Единицы измерения и их соотношения (12 ч) | |||
98-100 | Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения. | 3 |
|
101 | Тест №5 | 1 |
|
102-104 | Сложение чисел, полученных при измерении. | 3 |
|
105-108 | Вычитание чисел, полученных при измерении. | 4 |
|
Раздел 2. Дроби» (42ч) | |||
Обыкновенные дроби (32 ч) | |||
109-110 | Деление натуральных предметов, фигур на равные части (доли). | 2 | |
111-112 | Обозначение нескольких долей обыкновенной дробью. | 2 | |
113-115 | Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями. | 3 | |
116-117 | Сравнение дробей с разными числителями и одинаковыми знаменателями. | 2 | |
118 | Сравнение дробей с единицей. | 1 | |
119-120 | Дроби правильные и неправильные. | 2 | |
121-122 | Образование смешанного числа. | 2 | |
123-125 | Сравнение смешанных чисел. | 3 | |
126 | Тест №6 | 1 | |
127-128 | Основное свойство дроби. | 2 | |
129-131 | Преобразование обыкновенных дробей. | 3 | |
132 | Контрольная работа №5 | 1 | |
133-135 | Нахождение части от числа. | 3 | |
136-138 | Нахождение нескольких частей от числа. | 3 | |
139 | Контрольная работа №6 | 1 | |
Десятичные дроби (10 ч) | |||
140-141 | Получение десятичных дробей. | 2 | |
142-143 | Понятие о разрядах десятичных дробей. | 2 | |
144 | Чтение и запись десятичных дробей. | 1 | |
145 | Запись десятичных дробей на микрокалькуляторе. | 1 | |
146-147 | Представление чисел, выраженных двумя единицами стоимости, в виде десятичной дроби | 2 | |
148-149 | Сравнение десятичных дробей. | 2 | |
Раздел 4. Геометрический материал | |||
Геометрические фигуры в пространстве (8 ч) | |||
150-151 | Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. | 2 | |
152-153 | Уровень и отвес. | 2 | |
154-155 | Куб. брус, шар. | 2 | |
156-157 | Масштаб. | 2 | |
IV четверть (47ч) | |||
Раздел 3. Арифметические задачи» (20ч) | |||
Скорость. Время. Расстояние (путь)(10 ч) | |||
158-159 | Прямая пропорциональная зависимость. | 2 | |
160-162 | Соотношение между s, v, t при равномерном и прямолинейном движении. | 3 | |
163 | Тест №7 | 1 | |
164-166 | Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. | 3 | |
167 | Контрольная работа №7 | 1 | |
Текстовые задачи (10 ч) | |||
168-172 | Текстовая арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа. | 5 | |
173-177 | Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач. | 5 | |
178 | Тест №8 | 1 | |
Раздел 5. Повторение (26 ч) | |||
179 | Разряды и классы. | 1 | |
180-181 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 2 | |
182-183 | Округление чисел до указанного разряда. | 2 | |
184 | Сравнение чисел в пределах 1000000. | 1 | |
185-186 | Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач. | 2 | |
187-189 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. | 2 | |
190-191 | Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 2 | |
192-193 | Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 2 | |
194-195 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 2 | |
196-197 | Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. | 2 | |
198-199 | Преобразование обыкновенных дробей. | 2 | |
200 | Вычисление периметра многоугольника. | 1 | |
201 | Куб. брус, шар. | 1 | |
202 | Масштаб. | 1 | |
203 | Итоговый тест №9 | 1 | |
204 | Заключительный урок-игра | 1 |
Литература:
- Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. – 2002. – №6.
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школею – М.: Школа-Пресс, 1994.
- Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.:ООО «Вако», 2007.
- Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика 6. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение, 2003.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.– М.: Просвещение, 1990.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001
- Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М: Просвещение, 1989.
- Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Математика. 5-9 кл./авт.-сост М.Н. Перова, Б.Б. Горский А.П. Антропов, И.М. М.Б. Ульянцева. – М.: Просвещение, 2003.
- Соловейчик И.Л. Я иду на урок математики, 5 класс. Книга для учителя.– М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
- Шевкин, А.В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 кл./ А.В. Шевкин. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД. Русское слово – PC», 2001.