Цель:
- Познакомить со стихотворениями Ф.И.Тютчева.
- Развивать навыки выразительного чтения, развивать мышление, память, воображение.
- Воспитывать интерес и любовь к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент и постановка цели урока.
Добрый день!
Приглашаю Вас в литературную гостиную. Наша встреча посвящена изучению жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева.
2. Изучение нового материала.
У. Не было и нет на Руси мест где не жили бы знаменитые люди. Проедешь по ее бескрайним просторам - в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и поэтов, прославивших историю края. И вот приведут тебя пути-дороги на окраину Орловской губернии (Брянщину) в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, и будет нам о ком и о чем вам порассказать.
Своей жизнью и творчеством прославил отчий край Ф.И.Тютчев- классик русской поэзии 19 века.
- Кого мы называем классиками?
(Классик в русской литературе - автор, чьи произведения стали образцом, самыми лучшими.)
- Назовите русских классиков, чьи произведения вы читали.
(А.С. Пушкин, А.Майков, И.Никитин, В.Жуковский, И.А.Крылов, А.А.Фет).
У. На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг - одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской империи. В простонародии “овстужками” называются связки верхних концов саней. Вероятно в древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой делались эти связки, что и могло, как полагают, дать месту, и потом селу название Овстуг. Здесь в родовом дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 5декабря 1803 года родился сын Федор. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными.
Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Учился Федор дома. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22года прожил за границей в чужих краях. Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и овстужские места.
А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С.Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”.
И нам чудесная поэзия Ф.И.Тютчева знакома с детства.
Чтение учащимися знакомых стихотворений наизусть.
- “Люблю грозу в начале мая”.
- “Есть в осени первоначальной”.
- “Еще в полях белеет снег”.
- “Чародейкою зимою”.
3. Продолжение изучения нового материала.
У. Сегодня мы начнем листать страницы новой поэтической тетради.
Прочитайте ее название.
“Светлый край берез, моя Россия”.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Привет тебе народ родимый,
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе, мой край родной!
- Как вы думаете, о чем стихи, помещенные в эту тетрадь? Почему вы так считаете?
У. Прочитайте самостоятельно обращение к читателям.
- О каких двух видах речи прочитали? (о прозаической и поэтической)
- Что характерно для прозаической речи? (это естественная речь)
- А что свойственно поэтическому языку?
(четкий ритм, лаконичность, наличие рифмы, передача чувства автора).
- Вспомним, что такое рифма. (рифма – это созвучие концов стихотворных строк).
- Строфа? (строфа - это часть стихотворения, объединяющаяся ритмически и по содержанию).
- Какие бывают строфы? (двустишие, четверостишие, трехстишие).
Что такое эпитеты? олицетворения?
У. Тютчев - гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа.
Мир в его глазах полон таинственности, загадочности.
Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвяся и играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”.
Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Поэта интересует, прежде всего, первое пробуждение природы, незаметный для взгляда переход от зимы к весне.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален вид”.
- Выделите непонятные слова.
Словарная работа.
- “колышет”- слегка мирно колыхаться.
- “невольно”- случайный, непроизвольный.
Чтение стихотворения вслух.
- Расставим логические ударения, паузы.
- Найдите эпитеты, олицетворения.
- О чем это стихотворение?
- Какие приметы весны вы замечали в природе?
У. Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).
- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?
- Какие картины природы начала весны рисует поэт? с помощью чего?
- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.
- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны? А у вас?
- Какие строки рифмуются?
- Подготовьтесь к выразительному чтению.
Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.
У. Часто в картинах природы, рисуемых поэтом, резко проступают социальные мотивы. Недосягаемым образцом христианского смирения и долготерпения выступает в его творчестве полная страданий жизнь русского народа.
Чтение стихотворения “Эти бедные селенья”.
- Каково основное настроение поэта, переданное им в стихотворении? (размышления поэта о жизни русского народа)
- Какие особенности изображения пейзажа мы сможем выделить, анализируя стихотворение? (бедные селенья, смиренная нагота, скудная природа)
- Какие другие чувства выражены в стихотворении? (восхищение неброской красотой родной земли)
- Какие художественные средства выбирает поэт, чтобы передать в стихотворении мысли и чувства лирического героя? (эпитеты, олицетворения, метафоры)
Словарная работа.
- “скудный” - недостаточный, убогий, бедный в каком-либо отношении. “долготерпенье” - большое терпение.
- “иноплеменный” - принадлежащий к иному (другому) племени, народности.
- “сквозит” - пропускать свет, просвечивать, виднеться.
- “нагота” - состояние обнаженного, ничем не прикрытого тела.
- “смиренной” - проникнутый смирением (отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле).
- “удрученный” - подавленный, угнетенный чем-нибудь, выражающий подавленность.
Чтение стихотворения вслух.
- Найдите рифмы в стихотворении.
- Как они расположены? (1-3, 2-4).
У. А сейчас угадайте, о каком чуде природы пойдет речь:
“После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.
Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой- красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый”.
Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве.
Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите его настроение.
- С каким настроением оно написано?
- О чем это стихотворение?
- Почему вы так решили?
- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.
- Какие эпитеты использует для этого?
Рассмотрите рисунки.
- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?
- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?
- Что удивляет, восхищает поэта?
- Какая была радуга?
- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).
- Почему?
Словарная работа.
- “воздвиглась” -(воздвигнуть)- соорудить, построить.
- “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.
- “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.
- “изнемочь”- потерять силы, ослабеть.
- “нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).
- “всецело”- целиком, полностью.
Выразительное чтение стихотворения.
У. Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.
4. Итог урока.
У. Встреча в литературной гостиной подходит к концу.
- Творчеству какого поэта была посвящена наша встреча?
Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихов изданы на многих языках мира.
Тысячи экскурсантов со всех уголков нашей Родины приезжают в Овстуг - взглянуть на тютчевские места, посетить музей, пройти по дорожкам парка, постоять на берегу пруда, послушать шелест вековых деревьев. И поэт, навечно вставший в бронзе на поляне парка, приветствует своих многочисленных почитателей.
5. Оценивание учащихся.
6. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворений, выучить по выбору наизусть одно из стихотворений.