Цель:
- Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы. Познакомить с видами грибов.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, умение выразительно и эмоционально передавать содержание поэтического текста.
- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение видеть красоту природы.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
- Учебник “Окружающий мир” 2 класс(1 – 4).
- Картины, фотографии грибов
- Тесты.
- Слайды.
- Таблицы для групповой работы.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Определение темы урока. Постановка цели.
- Изучение нового материала.
- Физкультурно-литературная пауза.
- Закрепление знаний
- Подведение итогов
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент(Слайд 1. См. Приложение 5)
Учитель:
2. Повторение пройденного материалаЛес. Точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
– Куда мы с вами ребята отправимся? На природу, в лес и на поляну. Что такое природа? Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека. Какая бывает природа? (Живая и неживая.) (Схема)
Природа | |
Живая | Неживая |
– Какие признаки живого известны вам? Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.
Игра “Кто внимательный?”
(Слайд 2)
Цель: проверить качество знания живой и неживой природы.
Правила игры: учащиеся хлопают в ладоши, если речь идёт о живой (неживой) природе.
– Кто был внимателен, ответьте – о каком мире живой природы мы не вспомнили? О растениях.
И так, вы доказали, что… (Схема)
Природа | |
Живая Растения |
Неживая Животные |
– Что такое лес? Что вы о нём знаете? (Слайд 3)
Лес – это природное сообщество. Растения в нём располагаются ярусами. Их может быть несколько:
3. Определение темы урока. Постановка цели1 ярус – высокие деревья,
2 ярус – деревья пониже,
3 ярус – кустарники,
4 ярус – травы,
5 ярус – мхи, грибы.
– Сегодня, во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
Это гриб. Речь пойдёт о грибах.
– Что вам хотелось узнать о грибах нового?
4. Изучение нового материала1. Виды грибов.
2. Их мир жизни.
– Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаете много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? Опята, сыроежки, подберёзовики.
– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Живая.
– Почему? Грибы появляются, растут, умирают…
– А к какому миру живой природы можно отнести грибы? К миру растений.
– Почему? Они растут на земле.
– Какие части растений вам известны? Корень, ветки листья, плоды.
– Всё это есть у грибов? У грибов нет всего этого. А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так не “умеют”.
– В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? Нет.
– А к миру животных? Нет.
– Так что же это такое – грибы? Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.
– Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Схема дополняется.)
(Слайды грибов 4).
– Какая часть гриба упоминалась в стихотворении? Шляпка.
Поэтому все грибы которые вы знаете, называются – ….? Шляпочными.
(Схема дополняется).
Рассмотрите внимательно рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? Состоит из ножки и шляпки.
Сообщение учащегося: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуют новые грибы. По ножке к шапке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шапка имеют название плодовое тело.
– А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? Похожа на паутину, как – будто состоит из запутанных нитей.
– Это грибница.
– Итак, из каких частей состоит гриб? Надземная часть – ножка и шляпка, подземная часть – грибница.
– Как нужно правильно собирать грибы? (Групповая работа – соотнеси.)
Способ сбора грибов | Что произойдёт |
1. Мы будем рвать, тянуть гриб из земли. | Мы повредим грибницу, и на этом месте гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя. |
2. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. | Грибница остаётся неповреждённой, но может высохнуть и загнить. |
3. Гриб не срезается, а выкручивается из земли. | Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся в земле. |
– А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз. Но никто не догадался, что это грибы. (Слайд 5)
– Что это? Плесень.
– А я называю плесень грибами. Если рассмотреть плесень под микроскопом, то видно, что она имеет такое же строение, как шляпочные грибы.
– Из каких частей состоит плесень? Из плодового тела и грибницы.
– Можно её назвать грибом? Да.
– А чего нет у плесени? Шляпки.
– Можно в таком случае её назвать шляпочным грибом? Нет.
– А как бы вы назвали этот шляпочный гриб? Этот вид грибов называется “плесневые”.
(Схема добавляется.)
– Какое значение имеют грибы в природе? Они питают деревья (грибница), служат кормам для животных и людей.
– А все ли грибы можно использовать в пищу? Нет, среди грибов бывают съедобные и несъедобные – ядовитые, которыми человек может отравиться.
– Но некоторые грибы для животных являются лекарством, например, лоси могут лечиться мухоморами.
(Схема приобретает вид.):
– А плесневые грибы приносят какую-нибудь пользу человеку?
Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.
Слышали такое слово “антибиотик”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.
Оказывается как много можно узнать о самых обыкновенных грибах, а наука, посвящённая их изучению называется “МИКОЛОГИЯ”.
(Слайд 6)
МИКОЛОГИЯ | |
Микос – гриб | Логос – наука |
Наука о грибах. |
5. Физкультурная минутка
(Инсценировка стихотворения В Приходько “Грибы”).
Ведущий:
Шел король Боровик,
Через лес – напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик
Не в духе: короля покусали Мухи.
На краю зелёной поляны
Приказал он бить в барабаны,
И грибную страну
Собираться на войну!
Король Боровик:
Бом! Бом! Бом
Всем, всем грибам!
Я – объявляю Мухам
Ужасную войну.
Они жужжат над ухом
Как только я усну.
Вперёд шагайте смело,
Намните им бока –
Хорошенькое дело
Кусать Боровика!
Сломите их ребята,
Согните их в дугу!
А я, вам если надо
И орден дать могу.
Ведущая:
На войну идти – не пустяк,
И грибы отвечали так…
Маслёнок:
Я маслёнок маленький,
Маслёнок – немыслёнок.
Дитя не виновато,
Что в битву рановато.
Сморчок:
Сморчки весною в силе:
– Что же раньше не просили?
Допел я боевую,
Пора на боковую.
Чернушка:
На что годна чернушка?
Ведь я уже старушка.
Пошла бы на засолку,
Да тоже мало толку.
Лисички:
Лисички – не волки,
Мы не выносим драки
И в бой идти не станем.
Грузди:
Медлительные грузди
Для битвы слишком грузны.
В атаку по врагу
Не сделаем ни шагу.
Рыжик:
А я весёлый Рыжик
Я Мухи не обижу
Уволь меня, уволь
Покусанный король.
Шампиньоны:
Надеть себе погоны
Не смогут Шампиньоны,
Оставьте нас в покое –
Вот если бы в жаркое!
Ведущая:
Вдруг из пущи,
Из гущи бора
Слышен марш –
Идут Мухоморы!
Мухоморы:
Мы с оружием нашим дружим
Всё видали на веку
Мы послужим, мы послужим
Королю Боровику.
В бой пойдём, все пойдём
Победим или падём.
Ведущая:
Когда верхушки бора
Позолотил восход,
Волки – Мухоморы
Отправились в поход.
Лишь луки взяли в руки,
Лишь залпы раздались
И Мух 4 штуки
Немедленно сдались
А 5 уныло
Жужжала над ветлой:
Муха:
Меня уже убило
Отравленной стрелой.
Ведущая:
И весть пошла по бору,
Во все его концы:
Король им выдал орден,
Он их любил с тех пор.
Но знайте, что не годен,
Что всё равно не годен –
Не годен, нет не годен
В корзинке Мухомор!
6. Закрепление знаний
Заполнение тестовой таблицы.
7. Подведение итогов
– Итак, наше путешествие по лесу и полянам подошло к концу. Какой это был ярус природы? Ярус мхов и грибов.
– О каких видах грибов вы узнали? Шляпочные и плесневые.
– Перечисли их особенности. Шляпочные бывают – съедобные, несъедобные, ядовитые. Они необходимы как людям, так и животным. Плесневые грибы человек использует в медицине.
8. Домашнее задание– Наша прогулка не прошла для вас даром. Во время неё вы узнали много нового, но чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (Плодовое тело и грибницу.)