“Портфолио” - это индивидуальный “портфель” образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?
Учебный “портфолио” в начальной школе для меня и моих детей – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Да, действительно, проблема портфолио наиболее актуальна в средней и основной школе.
Но я уверена, что основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;
- Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
И я могу с полной уверенностью сказать, что эти цели и задачи выполнены. Мы уже с ребятами 4-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.
А ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.
В каждом портфолио несколько разделов:
Первый раздел “” представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. (Ежов, Стасевская)
Второй раздел “Папка регалии”
Мы стараемся не оставлять без внимания творческих успехи наших учеников, награждая их почётными грамотами, вручая благодарности. Грамоты, дипломы, благодарности, медали занимают достойное место в этой папке.
В этот раздел входят различные таблицы, такие как: Результаты тестирования (таб.) сведения об участии в творческих работах (методических неделях, по предметам, конкурсах, выставках). (таб.)
Большое внимание я уделяю развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах (Ежов) интересные сведения о писателях (Стаценко, Геращенко, Иванова) графики роста скорости чтения (Иванова, Шикунова, Лысанева) летние дневники чтения (Загуменная, Лысанева)
Творческие работы по чтению:
а) загадки, прибаутки - Стащенко,
Терников
б) стихотв. - Ежов
в) сказки - Курилова; Таня, Игорь
Всё это собираем в разделе “Литературное чтение”
Следующий раздел “Русский язык” - здесь творческие работы: лучшие сочинения, контрольные, самостоятельные, результаты тестирования. (Курилова, Лысанева, Красильникова)
Раздел “Окружающий мир” включает в себя больше всего творческих работ: докладов, сообщений, так как на уроках Окружающего мира широко используется метод проектов. Многие задания вовлекают детей в проектную деятельность. Первые работы, которые ребята начали выполнять в 1 классе, помогали оформлять родители, а ребята писали печатными буквами. Эти работы были небольшие. (Таня, Данил. Лиза)
Участие в проектной деятельности помогают ученикам проявить творчество, воспитывает самостоятельность, расширяет кругозор, побуждает к постоянному поиску нового. Ребёнок познаёт окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Доказательством этому то, что свои работы ребята оформляли в виде животных (Никита), приготовили коллекцию бабочек (Джессика), делали книжки-малышки (Ваня, Таня, Катя) тематические, книжки-раскладушки (Таня) – так выполнялись краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные проекты, групповые и индивидуальные проекты. После защиты проекта, все работы ребята вставляют в нужный раздел (фотографии с уроков (презентац.), видео Красильн.)
Радует то, что некоторые ребята даже на каникулах самостоятельно подготавливают сообщения, делают творческие работы.
Это значит, на каникулах сами открывали учебники, выбирали интересные для себя темы и готовились: читали дополнительную научную литературу, писали, оформляли. Пусть это пока 4-5 уч-ков, но это пример уже другим, и с этого всё начиналось у них с 1 класса.
Раздел “Наши праздники”
Ученики проводят в школе большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа требует разрядки, для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности. И именно в начальной школе уч-ся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во вне урочной. Им хочется много знать, им всё интересно. Уч-ся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения. Поэтому наша внеклассная жизнь насыщена и разнообразна. Значительную часть её составляют праздники и процесс подготовки к ним. Есть в нашем классе свои традиции: “День именинника” проводили каждый сезон, каждый год готовим праздничный концерт мамам ко Дню матери (видео), проводим спортивные соревнования (видео солдаты, фото с папами). К подготовке внеклассных мероприятий мы привлекаем родителей, поэтому ребёнок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, что для них важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам к ним внимательнее относится. Все наши праздники, соревнования, поездки, экскурсии родители снимают на видео (отрывок праздник мам, спорт. сорев.), а наши фотографы, их у нас трое: Красильникова Настя, Ежов Никита, Стаценко Данил, фотографируют, затем дома сбрасывают на диск и передают его ребятам. А ребята создают себе странички в раздел “Наши праздники” (Никита, Ваня, Настя). Здесь можно найти фотографии с экскурсией, походов; отзывы о проведённых праздниках (Ежов, Ястребинская) и многое другое.
Раздел “Дополнительное образование”
В классе 24 ученика из них: 10 человек – танц. Кружок “Лотос”, в худ. школу – 11 чел., в Воскресной школе при церкви занимается 2 чел.. в муз. школе – 2 чел., спортивные секции – 22 человека, занимаются в “Пошке” - 2 чел.
Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках, как в стенах родной школы, так и в учреждениях дополнительного образования, всё это не должно остаться без нашего внимания. Поэтому в этом разделе:
- грамоты Гольева – районная “Моя семья” - рис., Ястребинская – г. Москва “Мечты о космосе”
- танцы: грамота районная + благодарн. танцорам.
Фотографии Танцы, листы дневников Ежов.
Раздел “Моя семья”
Сочинения про мам, а родители “Каким я вижу будущее моего ребёнка?” / показ + рубрика “Помощь на дому”
Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.
Мы делаем, собираем портфолио уже 4-ый год и можно уже говорить, что интерес к этому делу только возрастает и не только у ребят, но и у родителей. В конце второго класса мы провели презентацию портфолио, на которой жюри определило победителей и лауреатов в различных номинациях: “Самый оригинальный портфолио” (слайд), “За многогранность таланта” (+), “За творчество” (+), “За лучшее оформление работы” (+), были и др. номинации (веером)
Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.