Цель урока:
- Знание состава, формул, определение кислот, индикаторов, физические и химические свойства кислот, знание техники безопасности.
- Умение характеризовать физические свойства кислот, умение составлять уравнения, характеризующие свойства кислот, экспериментально доказывать химические свойства кислот, определять тип химической реакции.
- Развивать внимание, мышление и память.
- Воспитывать бережливое отношение к реактивам и оборудованию, дисциплинированность, аккуратность и умение работать в группе.
Оборудование на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лакмусовая бумага, соляная, азотная, серная, фосфорная кислоты, , цинк, медь, оксид магния, хлорид бария, гидроксид натрия, вода.
План урока
- Проверка домашнего задания
- Изучение нового материала.
а) Химические свойства кислотё
б) Лабораторные опыты - Закрепление изученного материала
- Обобщение и систематизация
- Домашнее задание
Ход урока с презентацией.
I. Организационный момент:
- Какое у вас сегодня настроение?
- Нравится ли вам сегодня погода?
У природы нет плохой погоды, всякая погода хороша, а ещё есть красивые слова в песне “Погода в доме”. Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке у нас царила атмосфера добра, и вы чувствовали себя также уютно и комфортно, как чувствуете себя дома. А для начала улыбнитесь, так как улыбка обогащает тех, кто её дарит и бодрит тех, кому она дарована.
II. Проверка знаний: Объявляю тему урока (1-й слайд)
Ожидаемые результаты (2-й слайд)
Сначала вспомним уже знакомый материал.
Сегодня на уроке собрались экспериментаторы: “металлисты”, “оксидисты”, “ основанисты”, “солисты”. Во время урока вы будете получать жетоны за правильные ответы, в конце урока подведем итог.
Чтобы настроиться на рабочий лад, отгадайте шараду.
Разгадайте шараду. (3-й слайд)
Мы первым слогом подзовем кота,
Вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдет,
И целым станет слово...
(Кис-лот-а.)
Сформулируйте определение понятия “кислота”. (4-й слайд)
Чем определяется индекс у водорода? Чтобы подчеркнуть исключительную роль водорода в составе кислот, в химических формулах кислот его ставят на первое место.
Ответьте на вопрос (4-й слайд)
1. Формулы, каких веществ “лишние” и почему?
- HCI
- CO2
- NaOH
- H2SO4
- NaCI
- H3PO4
- HNO3
- H2S
- H2CO3
Что общего в формулах этих кислот?
2. Скоростная химическая дорожка: дать название кислот. (5-й слайд)
HCI, H2S, HNO3, H2CO3, H2SO4; H2SiO3, H3PO4, H2SO3, HNO2.
Какова классификация кислот? (классификация кислот по схеме )
а) по содержанию кислорода; (6-й слайд)
б) по количеству атомов водорода? (7-й слайд)
Каковы физические свойства кислот? (8-й слайд)
Какую пользу и вред приносят кислоты? (сообщения) (9-й слайд)
Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Сейчас мы послушаем небольшие сообщения.
Получают ли в нашем регионе кислоты? (сообщение) (10-й слайд)
Челябинский электролитно - цинковый завод – серную кислоту.
Ашинский химический завод – уксусную кислоту.
III. Изучение нового материала, с закреплением изученного материала.
Как определить наличие или отсутствие кислот?
Мы с вами сказали, что кислоты кислые на вкус, какие кислоты вы пробовали? (Ответ: лимонная, щавелевая, яблочная, уксусная).
Сообщаем учащимся, что совсем не обязательно для определения кислоты пробовать вещества на вкус. Для этого существуют специальные вещества-указатели.
Как их называют? Какие вещества называются индикаторами?
Индикаторы – это органические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от среды, в которой они находятся. Предлагаю учащимся исследовать окраску индикатора в нейтральной и кислотной средах.
У Вас на столах лежат инструкции по проведению опытов, но прежде приступить вспомним правила техники безопасности.
Обращаю их внимание на необходимость аккуратно работать с кислотами, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды. Соблюдение ТБ при работе с кислотами:
Не нюхать! Не пробовать!. Что бы не попадала в глаза.! Не разливать.! О любых проблемах сообщать учителю!!!!!!!!
Чтобы лучше запомнились правила техники безопасности читаем стихи.
Правила техники безопасности от строгой химички(11-й слайд)
Ты в химкабинет пришел
Так запомни кроха
Безопасность хорошо,
Быть безруким плохо.Ты над брюками держал
С кислотой пробирку?
Круто, парень, ты попал –
На штанишки с дыркой!При работе с кислотой
Не нужна тревога.
С осторожностью простой
Избежишь ожога.
Класс разбит на 4группы.
- “Металлисты”: вода и соляная кислота
- “Оксидисты”: вода и фосфорная кислота
- “Основанисты”: вода и азотная кислота
- “Солисты”: вода и серная кислота
Учащиеся выполняют лабораторный опыт в группах, делают выводы. Результаты оформляют в виде таблицы
индикатор |
вода (нейтральная среда) |
кислота (H2S04, НС1, HN03, , Н3Р04) (кислая среда) |
лакмус |
фиолетовый |
красный |
Обсуждаем опыт с классом. Совместно с учащимися формулируем выводы:
Определить раствор кислоты среди других веществ можно с помощью индикатора. Кислоты изменяют окраску лакмуса на красную. (12-й слайд)
Какими же ещё свойства проявляют кислоты? Это мы с Вами узнаем проделав следующие опыты. Вам выданы листы с заданиями.
Результаты опытов заполняем в таблицу на черченную в тетради.
Задания для групп:(13-й слайд)
“Металлисты”
Реакция 1.
Металл + кислота = соль + водородВыдано: цинк, медь и соляная кислота. Проделать реакцию, записать уравнения возможных реакций.
Определить тип реакции, указать признаки реакции .
Сделать вывод. (14-й слайд)
Что происходит? Почему? Металлы имеют различную химическую активность. Она отражена в ряду напряжений металлов.
Металлы, расположенные в ряду напряжений левее водорода, взаимодействуют с кислотами с образованием газообразного водорода; металлы, расположенные в ряду напряжений правее водорода, с кислотами не взаимодействуют. С кислотами реагируют металлы, находящиеся в ряду активности до водорода: чем левее металл, тем активнее он вытесняет водород.
Реакции замещения – это реакции, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.
“Оксидисты”
Реакция 2.
основный оксид + кислота = соль + водаВыдано: оксид магния, азотная кислота.
Проделать реакцию, записать уравнение реакции.Определить тип реакции, указать признаки реакции.
Сделать вывод.
Какие реакции называются реакциями обмена?
Оксиды металлов взаимодействуют с кислотами независимо от положения металла в ряду напряжениий.
“Основанисты”
Реакция 3. Основание + кислота = соль + вода
Выдано: фенолфталеин, гидроксид натрия, фосфорная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.
Определить тип реакции, указать признаки реакции .
Сделать вывод.
Такие реакции называются реакциями нейтрализации, потому что в ходе ее кислота и основание как бы взаимно уничтожаются.
“Солисты”
Реакция 4.
Кислота + соль = новая кислота + новая сольВыдано: хлорид бария, серная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.
Определить тип реакции, указать признаки реакции.
Осуществимость: реакция возможна, если получается нерастворимая соль (см. таблицу растворимости) или нерастворимая, нестойкая или летучая кислота.
Сделать вывод.
После проведения опыта от каждой группы выходят учащиеся заполняя таблицу на доске, а остальные в тетрадях. (15-й слайд)
Делаем общий вывод. Какими общими химическими свойствами обладают кислоты? Почему кислоты, обладают общими свойствами?
Все ли металлы вытесняют водород из кислот? (16-й слайд)
IV. Закрепление. (17-й слайд)
Учащиеся выполняют тест по 2-м вариантам
1 вариант
1. С какими оксидами может взаимодействовать кислота?
- со всеми оксидами
- только с оксидами неметаллов
- только с оксидами металлов
2. При взаимодействии магния с соляной кислотой образуется
- MgCl2 и H2O
- MgCl2 и H2O
- MgCl2 и H2O
3. Сульфат цинка и вода образуются при взаимодействии
- Zn и H2SO4
- ZnSO4 и HCl
- ZnO и H2SO4
4. Взаимодействие кислоты с основанием относится к реакции
- обмена
- замещения
- соединения
5. При внесении лакмусовой бумажки в раствор кислоты индикатор
- становится
- синим
- красным
- желтым
2 вариант
1. Соляная кислота взаимодействует с
- железом
- серебром
- медью
2. При взаимодействии оксида цинка с азотной кислотой образуется
- Zn(NO3)2 и H2O
- Zn(NO3)2 и H2
- только Zn(NO3)2
3. Сульфат магния и водород образуются при взаимодействии
- MgO и H2SO4
- Mg и H2SO4
- Mg(OH)2 и H2SO4
4. Взаимодействие кислоты с солью относится к реакциям
- замещения
- обмена
- соединения
5. При внесении фенолфталеина в раствор кислоты индикатор становится
- красным
- остается бесцветным
- синим
Рефлексия:
Ответили мы на вопрос, поставленный вначале урока?
Что нового вы узнали о свойствах кислот?
Чему научились?
У какой группы больше жетонов? Получают хорошие оценки.
V.Домашнее задание (18-й слайд)
§ 20, 38 упр.4,6 стр.214
Составить кроссворд по теме “Кислоты”
Инструкция для “Металлистов”
1.Задание: В одной пробирке налита вода, в другой соляная кислота.
С помощью индикатора лакмуса определить, где какое вещество?
Реакция 1.
Металл + кислота = соль + водородВыдано: цинк, медь и соляная кислота. Проделать реакцию, записать уравнения возможных реакций.
Определить тип реакции, указать признаки реакции. Сделать вывод.
Инструкция для “Оксидистов”
1.Задание: В одной пробирке налита вода, в другой фосфорная кислота.
С помощью индикатора лакмуса определить, где какое вещество?
Результат занести в таблицу.
Реакция 2.
Основный оксид + кислота = соль + водаВыдано: оксид магния, азотная кислота.
Проделать реакцию, записать уравнение реакции.Определить тип реакции, указать признаки реакции.
Сделать вывод.
Результат занести в таблицу.
Инструкция для “Основанистов”
1.Задание: В одной пробирке налита вода, в другой азотная кислота.
С помощью индикатора лакмуса определить, где какое вещество?
Результат занести в таблицу.
Реакция 3. Основание + кислота = соль + вода
Выдано: фенол-фталеин, гидроксид натрия, фосфорная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.
Определить тип реакции, указать признаки реакции .
Сделать вывод.
Результат занести в таблицу.
Инструкция для “Солистов”
1.Задание: В одной пробирке налита вода, в другой азотная кислота.
С помощью индикатора лакмуса определить, где какое вещество?
Результат занести в таблицу.
Реакция 4.
Кислота + соль = новая кислота + новая сольВыдано: хлорид бария, серная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.
Определить тип реакции, указать признаки реакции .
Осуществимость: реакция возможна, если получается нерастворимая соль (см. таблицу растворимости) или нерастворимая, нестойкая или летучая кислота.
Сделать вывод.
Результат занести в таблицу