Урок химии по теме: "Физические и химические свойства кислот"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • Знание состава, формул, определение кислот, индикаторов, физические и химические свойства кислот, знание техники безопасности.
  • Умение характеризовать физические свойства кислот, умение составлять уравнения, характеризующие свойства кислот, экспериментально доказывать химические свойства кислот, определять тип химической реакции.
  • Развивать внимание, мышление и память.
  • Воспитывать бережливое отношение к реактивам и оборудованию, дисциплинированность, аккуратность и умение работать в группе.

Оборудование на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лакмусовая бумага, соляная, азотная, серная, фосфорная кислоты, , цинк, медь, оксид магния, хлорид бария, гидроксид натрия, вода.

План урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Изучение нового материала.
    а) Химические свойства кислотё
    б) Лабораторные опыты
  3. Закрепление изученного материала
  4. Обобщение и систематизация
  5. Домашнее задание

Ход урока с презентацией.

 I. Организационный момент:

- Какое у вас сегодня настроение?

- Нравится ли вам сегодня погода?

У природы нет плохой погоды, всякая погода хороша, а ещё есть красивые слова в песне “Погода в доме”. Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке у нас царила атмосфера добра, и вы чувствовали себя также уютно и комфортно, как чувствуете себя дома. А для начала улыбнитесь, так как улыбка обогащает тех, кто её дарит и бодрит тех, кому она дарована.

II. Проверка знаний: Объявляю тему урока (1-й слайд)

Ожидаемые результаты (2-й слайд)

Сначала вспомним уже знакомый материал.

Сегодня на уроке собрались экспериментаторы: “металлисты”, “оксидисты”, “ основанисты”, “солисты”. Во время урока вы будете получать жетоны за правильные ответы, в конце урока подведем итог.

Чтобы настроиться на рабочий лад, отгадайте шараду.

Разгадайте шараду. (3-й слайд)

Мы первым слогом подзовем кота,
Вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдет,
И целым станет слово...
(Кис-лот-а.)

Сформулируйте определение понятия “кислота”. (4-й слайд)

Чем определяется индекс у водорода? Чтобы подчеркнуть исключительную роль водорода в составе кислот, в химических формулах кислот его ставят на первое место.

Ответьте на вопрос (4-й слайд)

1. Формулы, каких веществ “лишние” и почему?

  • HCI
  • CO2
  • NaOH
  • H2SO4
  • NaCI
  • H3PO4
  • HNO3
  • H2S
  • H2CO3

Что общего в формулах этих кислот?

2. Скоростная химическая дорожка: дать название кислот. (5-й слайд)

HCI, H2S, HNO3, H2CO3, H2SO4; H2SiO3, H3PO4, H2SO3, HNO2.

Какова классификация кислот? (классификация кислот по схеме )

а) по содержанию кислорода; (6-й слайд)
б) по количеству атомов водорода? (7-й слайд)

Каковы физические свойства кислот? (8-й слайд)

Какую пользу и вред приносят кислоты? (сообщения) (9-й слайд)

Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Сейчас мы послушаем небольшие сообщения.

Получают ли в нашем регионе кислоты? (сообщение) (10-й слайд)

Челябинский электролитно - цинковый завод – серную кислоту.

Ашинский химический завод – уксусную кислоту.

III. Изучение нового материала, с закреплением изученного материала.

Как определить наличие или отсутствие кислот?

Мы с вами сказали, что кислоты кислые на вкус, какие кислоты вы пробовали? (Ответ: лимонная, щавелевая, яблочная, уксусная).

Сообщаем учащимся, что совсем не обязательно для определения кислоты пробовать вещества на вкус. Для этого существуют специальные вещества-указатели.

Как их называют? Какие вещества называются индикаторами?

Индикаторы – это органические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от среды, в которой они находятся. Предлагаю учащимся исследовать окраску индикатора в нейтральной и кислотной средах.

У Вас на столах лежат инструкции по проведению опытов, но прежде приступить вспомним правила техники безопасности.

Обращаю их внимание на необходимость аккуратно работать с кислотами, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды. Соблюдение ТБ при работе с кислотами:

Не нюхать! Не пробовать!. Что бы не попадала в глаза.! Не разливать.! О любых проблемах сообщать учителю!!!!!!!!

Чтобы лучше запомнились правила техники безопасности читаем стихи.

Правила техники безопасности от строгой химички(11-й слайд)

Ты в химкабинет пришел
Так запомни кроха
Безопасность хорошо,
Быть безруким плохо.

Ты над брюками держал
С кислотой пробирку?
Круто, парень, ты попал –
На штанишки с дыркой!

При работе с кислотой
Не нужна тревога.
С осторожностью простой
Избежишь ожога.

 Класс разбит на 4группы.

  • “Металлисты”: вода и соляная кислота
  • “Оксидисты”: вода и фосфорная кислота
  • “Основанисты”: вода и азотная кислота
  • “Солисты”: вода и серная кислота

Учащиеся выполняют лабораторный опыт в группах, делают выводы. Результаты оформляют в виде таблицы

индикатор

вода (нейтральная среда)

кислота (H2S04, НС1, HN03, , Н3Р04) (кислая среда)

лакмус

фиолетовый

красный

Обсуждаем опыт с классом. Совместно с учащимися формулируем выводы:

Определить раствор кислоты среди других веществ можно с помощью индикатора. Кислоты изменяют окраску лакмуса на красную. (12-й слайд)

Какими же ещё свойства проявляют кислоты? Это мы с Вами узнаем проделав следующие опыты. Вам выданы листы с заданиями.

Результаты опытов заполняем в таблицу на черченную в тетради.

Задания для групп:(13-й слайд)

“Металлисты”

Реакция 1. Металл + кислота = соль + водород

Выдано: цинк, медь и соляная кислота. Проделать реакцию, записать уравнения возможных реакций.

Определить тип реакции, указать признаки реакции .

Сделать вывод. (14-й слайд)

Что происходит? Почему? Металлы имеют различную химическую активность. Она отражена в ряду напряжений металлов.

Металлы, расположенные в ряду напряжений левее водорода, взаимодействуют с кислотами с образованием газообразного водорода; металлы, расположенные в ряду напряжений правее водорода, с кислотами не взаимодействуют. С кислотами реагируют металлы, находящиеся в ряду активности до водорода: чем левее металл, тем активнее он вытесняет водород.

Реакции замещения – это реакции, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

“Оксидисты”

Реакция 2. основный оксид + кислота = соль + вода

Выдано: оксид магния, азотная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.

Определить тип реакции, указать признаки реакции.

Сделать вывод.

Какие реакции называются реакциями обмена? 

Оксиды металлов взаимодействуют с кислотами независимо от положения металла в ряду напряжениий.

“Основанисты”

Реакция 3. Основание + кислота = соль + вода

Выдано: фенолфталеин, гидроксид натрия, фосфорная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.

Определить тип реакции, указать признаки реакции .

Сделать вывод.

Такие реакции называются реакциями нейтрализации, потому что в ходе ее кислота и основание как бы взаимно уничтожаются.

“Солисты”

Реакция 4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль

Выдано: хлорид бария, серная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.

Определить тип реакции, указать признаки реакции.

Осуществимость: реакция возможна, если получается нерастворимая соль (см. таблицу растворимости) или нерастворимая, нестойкая или летучая кислота.

Сделать вывод.

После проведения опыта от каждой группы выходят учащиеся заполняя таблицу на доске, а остальные в тетрадях. (15-й слайд)

Делаем общий вывод. Какими общими химическими свойствами обладают кислоты? Почему кислоты, обладают общими свойствами?

Все ли металлы вытесняют водород из кислот? (16-й слайд)

IV. Закрепление. (17-й слайд)

Учащиеся выполняют тест по 2-м вариантам

1 вариант

1. С какими оксидами может взаимодействовать кислота?

  1. со всеми оксидами
  2. только с оксидами неметаллов
  3. только с оксидами металлов

2. При взаимодействии магния с соляной кислотой образуется

  1. MgCl2 и H2O
  2. MgCl2 и H2O
  3. MgCl2 и H2O

3. Сульфат цинка и вода образуются при взаимодействии

  1. Zn и H2SO4
  2. ZnSO4 и HCl
  3. ZnO и H2SO4

4. Взаимодействие кислоты с основанием относится к реакции

  1. обмена
  2. замещения
  3. соединения

5. При внесении лакмусовой бумажки в раствор кислоты индикатор

  1. становится
  2. синим
  3. красным
  4. желтым

2 вариант

1. Соляная кислота взаимодействует с

  1. железом
  2. серебром
  3. медью

2. При взаимодействии оксида цинка с азотной кислотой образуется

  1. Zn(NO3)2 и H2O
  2. Zn(NO3)2 и H2
  3. только Zn(NO3)2

3. Сульфат магния и водород образуются при взаимодействии

  1. MgO и H2SO4
  2. Mg и H2SO4
  3. Mg(OH)2 и H2SO4

4. Взаимодействие кислоты с солью относится к реакциям

  1. замещения
  2. обмена
  3. соединения

5. При внесении фенолфталеина в раствор кислоты индикатор становится

  1. красным
  2. остается бесцветным
  3. синим

Рефлексия:

Ответили мы на вопрос, поставленный вначале урока?

Что нового вы узнали о свойствах кислот?

Чему научились?

У какой группы больше жетонов? Получают хорошие оценки.

V.Домашнее задание (18-й слайд)

§ 20, 38 упр.4,6 стр.214

Составить кроссворд по теме “Кислоты”

Инструкция для “Металлистов”

1.Задание: В одной пробирке налита вода, в другой соляная кислота.

С помощью индикатора лакмуса определить, где какое вещество?

Реакция 1. Металл + кислота = соль + водород

Выдано: цинк, медь и соляная кислота. Проделать реакцию, записать уравнения возможных реакций.

Определить тип реакции, указать признаки реакции. Сделать вывод.

Инструкция для “Оксидистов”

1.Задание: В одной пробирке налита вода, в другой фосфорная кислота.

С помощью индикатора лакмуса определить, где какое вещество?

Результат занести в таблицу.

Реакция 2. Основный оксид + кислота = соль + вода

Выдано: оксид магния, азотная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.

Определить тип реакции, указать признаки реакции.

Сделать вывод.

Результат занести в таблицу.

Инструкция для “Основанистов”

1.Задание: В одной пробирке налита вода, в другой азотная кислота.

С помощью индикатора лакмуса определить, где какое вещество?

Результат занести в таблицу.

Реакция 3. Основание + кислота = соль + вода

Выдано: фенол-фталеин, гидроксид натрия, фосфорная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.

Определить тип реакции, указать признаки реакции .

Сделать вывод.

Результат занести в таблицу.

Инструкция для “Солистов”

1.Задание: В одной пробирке налита вода, в другой азотная кислота.

С помощью индикатора лакмуса определить, где какое вещество?

Результат занести в таблицу.

Реакция 4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль

Выдано: хлорид бария, серная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции.

Определить тип реакции, указать признаки реакции .

Осуществимость: реакция возможна, если получается нерастворимая соль (см. таблицу растворимости) или нерастворимая, нестойкая или летучая кислота.

Сделать вывод.

Результат занести в таблицу