Урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Большая буква в словах"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить  понятие «Большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.

Используемые методы:

  • беседа
  • наглядный, с использованием сказочных героев, опорных таблиц
  • игровые задания

Оформление:

  • Сказочное королевство с названием «СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ»
  • Сказочные герои: сова, клоун с воздушными  шариками, на которых написаны слоги,  Крокодил Гена с Чебурашкой и  вагоны с названиями животных с их  кличками , кот и облака со словами.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (Сообщение  темы)

Сегодня урок необычный у нас,
К нам гости сегодня пришли.
И вы на уроке должны показать
На сколько внимательны вы.
Как вы научились читать и писать.
И слушать вопросы мои.
Но самое главное – отвечать
И правильно говорить.

Сегодня ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе все об этом ты и я.
На башне – флаг с названием страны
Скорей читайте! Вы удивлены?

 (Открывается доска и появляется сказочное королевство с надписью)

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

– Прочитайте надпись и скажите что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза? (Разделить на слова)
– Разделите на слова и посчитайте сколько слов получилось?
– Что еще надо помнить при записи предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце – ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак)
– Кто уже догадался – какая тема сегодняшнего   урока? (Большая буква в словах)
– Правильно! Сегодня мы совершим путешествие в СТРАНУ БОЛЬШИХ БУКВ и вспомним когда надо ее писать.

II. Чистописание

– Но прежде чем мы с вами отправимся в путь, давайте с вами отгадаем загадку:

С этой буквой на носу
Сова прячется в лесу.

(На доске написана буква «О»)
– О какой это букве?
– Что мы про нее знаем?
– Из скольких элементов она состоит?
– Давайте откроем тетради и пропишем эту букву.

1 ряд: Придумайте слова, которые начинаются с большой буквы «О»
2 ряд: Придумайте слова, которые пишутся с маленькой буквы «о»
3 ряд: Придумайте слово , в котором есть в середине буква «о»

III. Большая буква в именах, фамилиях и отчествах

– О ком идет речь?

Я любимчик всех людей
Развлекаю я детей.
В каждом цирке без меня
Не проходит даже дня.

Правильно, это клоун.
– Но клоун к нам пришел не с пустыми руками, а с заданием.

(На доске появляется клоун с воздушными шариками , на которых написаны слоги)

– Как вы думаете, что мы должны сделать здесь? (Составить слова)
– Что за слова получились? (Это имена)
– Что мы знаем про письмо имен? (Имена всегда пишутся с большой буквы)
– Запишите их в тетради через запятую.
– Образуйте от этих имен фамилию и отчество по образцу:
Коля – НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НИКОЛАЕВ
(1 ряд: От имени «Иван», 2 ряд – от имени «Вася», 3 ряд – от имени «Петя»)

IV. Большая буква в кличках животных

– Из какой сказки Успенского эти слова?

«В нашем городе строится замечательный дом – Дом дружбы. Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жираф, десять обезьян и десять круглых отличников. Дом Дружбы будет построен к сроку.» (Крокодил Гена  и его друзья)

– Правильно. И сейчас мы с вами встретимся со сказочными героями: Крокодилом Геной и Чебурашкой:

.

– Давайте поможем разобраться им со стихотворением и найти что напутал автор.

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка.
А еще у них была
Собачонка Мурка
А еще – два козла –
Сивка да Бурка.

– Соедините правильно: (появляются вагончики  с кличками животных  и с названиями животных)

– Что вы знаете о письме кличек животных?
– Запишите в тетради пары слов: кошка  Мурка, собака Жучка, жеребенок Сивка , курица Хохлатка)

V. Большая буква в названиях городов

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

– О ком это стихотворение? (О коте)

(На доске появляется кот, вокруг которого находятся облака со словами)

– Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать и с маленькой и с большой буквы.  (Одежда, ученик, собака, пенал, море)
– Что можно сказать об оставшихся словах?
– О чем вам говорят слова Москва, Сосновка? (Эти слова обозначают географические названия)
– Приведите свои примеры географических названий.
– Придумайте предложение.
– Давайте запишем лучшее предложение.
– Найдите основу предложения.

VI. Закрепление по учебнику

Упражнение 25, стр. 16

– Напишите свое имя и фамилию, имена своих родителей, название села в котором мы живем.

VII. Обобщение

– Что мы сегодня повторили? (Ответы детей)

Чтение стихотворения:

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!!!

– Спасибо за урок!!!