Задачи урока:
- Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане:", углубить знания о жизни и творчестве поэта.
- Совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.
- Воспитывать любовь к русской классической литературе.
Оборудование: учебник, словари, карточки со словами, таблица видов сказок, презентация о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Подготовка к уроку.
Рассказ учителя о семье и детстве А.С. Пушкина, чтение сказок и рассматривание иллюстраций, заучивание отрывков из сказок.
Презентация
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
- Нам пришло приглашение. Прочитаем его. Слайд 3
Дорогие ребята!
Приглашаем вас принять участие в записи сказки на радиостанции "Юные таланты".
Директор радиостанции.
- Попасть на радиостанцию нам помогут волшебные слова. Повторяйте их за мной.
По этому приглашению,
По нашему хотению
Доставь, волшебный экран, нас
До места назначения.
Крибле, крабле, бумс! Слайд 4
3. Повторение.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я, ведущая передач радиостанции, очень рада, что вы приняли наше приглашение. Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.
Интервью.
- В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
- Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
- Какую литературу любил Сергей Львович - отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу)
- Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
- Кем был дядя А.С. Пушкина - Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы - гувернёры.)
- Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием.
Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных.)
- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. А сейчас, я вам предлагаю
посмотреть иллюстрации, посвящённые этому замечательному поэту и писателю.
4. Работа по теме урока.
(показ слайдов о жизни и творчестве А.С. Пушкина).
- Родители А.С. Пушкина Слайд 5
- Саше два годика. Дом в Москве на Немецкой улице, в котором родился Пушкин. Слайд 6
- Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Слайд 7
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки,
которые остались на всю жизнь в его памяти.
- Александр - лицеист. Слайд 8
Здание Царскосельского лицея.
Лицей - новое учебное заведение. По уставу в лицей принимались мальчики из знатных русских семей в возрасте 10 -12 лет. Первые лицеисты, среди которых был и наш герой, на всю жизнь сохранили своё лицейское братство. Уже в годы учения и товарищам - лицеистам, и преподавателям было ясно, что призвание Пушкина - литература.
- А.С. Пушкин и его жена Наталья Николаевна. Слайд 9.
- Дети А.С. Пушкина. Слайд 10.
- Село Михайловское. Слайд 11.
А.С. Пушкин был родом из дворянской семьи, но во многих своих произведениях он выступал против царя и богатых знатных людей, воспевал красоту и силу простого русского народа. Это не нравилось царю, и по его приказу Пушкина отправляли в ссылку подальше от столицы. Село Михайловское, имение отца Пушкина - одно из мест ссылки поэта.
- Сказочный мир Пушкина. Слайд 12
Многообразен и красочен сказочный мир Пушкина. Яркое описание народной жизни, незабываемые образы волшебных героев живут в сердце каждого читателя. Вспомним и мы названия сказок по картинке.
(Дети отгадывают название сказки и рассказывают отрывки из сказок.)
"Сказка о рыбаке и рыбке" Слайд 13.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.
"Сказка о золотом петушке" Слайд 14.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
"Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой".
"Сказка о попе и о работнике его Балде" Слайд 15
Жил - был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой - какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Слайд 16
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец:
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ль, где на свете
Ты царевны молодой?"
-Молодцы, ребята, все сказки отгадали правильно, выразительно прочли отрывки из сказочных произведений.
5. Гимнастика для глаз.
- Сейчас мы сделаем гимнастику для глаз, а потом начнём готовиться к записи.
6. Работа по теме урока.
(продолжение).
- Перед выступлением на радио каждый артист, прежде всего, знакомится с текстом, разбирает значение некоторых слов, готовится к выразительному чтению.
Нашу подготовку к записи мы также начнём по определённому плану. Слайд 17.
- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
Как они называются? (Устаревшие)
- На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)
- В чём их различие? Приведите примеры слов.
- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
- Почему слово "красный" обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
Чтение первого отрывка.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
Чтение второго отрывка.
Слова из третьего отрывка.
Сума (см. словарь устаревших слов)
Бояре (см. учебник)
Чтение третьего отрывка.
7. Физминутка.
Слова из четвёртого отрывка сказки.
Вопить (плакать, просить)
Чтение четвёртого отрывка.
8. Закрепление.
- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
- О чём мечтали девицы?
- Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Слайд 18
На этой иллюстрации мы можем рассмотреть женский народный костюм
(русские сарафаны, рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).
- Кто стоял около окошка и услышал разговор сестриц?
Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна мастерица.
Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба - это работа искусного мастера.
- Кем стали девицы, когда попали во дворец?
- Куда вскоре после свадьбы отправился царь Салтан?
Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 20
- Что защитит его во время боя?
- Почему случилось так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?
- Почему так поступили её сестрицы?
- Бояре любили молодую царицу и маленького царевича. Почему же они всё-таки бросили их в океан?
Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и её сын. Слайд 21
Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть один эпизод, который может встречаться только в сказке.
- Какая это сказка? Народная или литературная? Почему?
- Элементы каких видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?
(Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре - герои бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым юношей - это характерно для волшебных сказок.)
- Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель Слайд 22
А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.
- Спасибо вам, ребята, за работу. В школе и дома вы дочитаете сказку до конца, подготовите её выразительное чтение, и тогда мы сможем её записать в нашей студии. До новых встреч.
9. Итог урока.
- Вот мы и вернулись в прогимназию.
Вам понравилось наше путешествие?
Чем вы занимались на радиостанции?
Что нового увидели, узнали?
Что бы вам ещё хотелось узнать об А.С. Пушкине?
На следующем уроке мы продолжим чтение сказки, разберём её построение, и я расскажу вам о дальнейшей жизни этого замечательного поэта и писателя.
Все ребята молодцы, особенно хорошо работали:
10. Домашнее задание.
Слайд 23.
Перечитать отрывки сказки, которые читали на уроке.
Продолжить чтение сказки до стр. 266.
Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.