1. Способы физической деятельности со спортивной направленностью легкая атлетика.
Прыжки с места:
а) тройным, пятерным в длину;
б) в высоту;
в) в глубину;
г) запрыгивание на препятствие.
Прыжки с разбега:
а) скачки на правой и левой ногах;
б) прыжки с ноги на ногу;
в) прыжки на двух ("лягушка") в полуприседе и приседе;
г) запрыгивание на препятствие с одной и двух ног;
д) прыжки в высоту с доставанием предмета рукой;
ж) прыжки с разбега в длину и высоту;
Прыжки в беге:
а) преодоление различных препятствий во время бега, наступая, перемахивая, перелазая
Метания с места:
а) метание набивных мячей снизу вперед;
б) снизу через себя назад;
в) вперед из-за головы;
г) назад, сбоку, как молот;
д) метание мячей снизу вверх над собой;
ж) толкание как ядро;
з) перебрасывание мячей в парах с ловлей различными способами: стоя, сидя, лежа.
Метание с разбега:
а) метание набивного мяча из-за головы двумя руками, как копье;
б) толкание мяча со скачком или после серии скачков;
в) метание теннисного мяча.
Имитация элементов техники видов легкой атлетики на месте:
а) маховые движения ног в прыжках (длина, высота);
б) постановка толчковой ноги;
в) маховые движения рук в прыжках;
В движении:
а) беговые упражнения;
б) повторяющиеся через несколько шагов выходы для прыжков в высоту и длину.
в) выходы с доставанием предметов ногой, головой, рукой.
Бег:
а) равномерное ускорение
б) переменное ускорение с многократным изменением скорости
в) бег с многократным изменением направления
г) бег со старта в различных вариантах
Гибкость и расслабление:
а) упражнения на растягивание, махи, вращения
б) умение произвольно расслаблять мускулатуру
в) выбирать выгодные позы для расслабления мышц ног, рук, туловища
Самостоятельная разминка
а) контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
б) управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
в) соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма.
2. Нормативные требования и уровень физической подготовленности уч-ся (10-15 лет).
№ | Физические способности | Контрольное упражнение | Возраст (лет) | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||||
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | ||||
1 | Скоростные | Бег 30 м (с) Бег 60 м (с) |
10 | 5.5 | 5.8 | 6.3 | 5.6 | 6.1 | 6.7 |
10 | 11.8 | 12.3 | 12.7 | 12.3 | 12.7 | 13.0 | |||
11 | 5.3 | 5.6 | 6.1 | 5.4 | 5.9 | 6.3 | |||
11 | 11.5 | 11.9 | 12.2 | 11.9 | 12.3 | 12.7 | |||
12 | 10.6 | 11.2 | 11.5 | 11.2 | 11.6 | 11.9 | |||
13 | 9.8 | 10.0 | 10.3 | 10.6 | 11.0 | 11.2 | |||
14 | 9.3 | 9.7 | 10.0 | 10.2 | 10.5 | 10.8 | |||
15 | 9.0 | 9.4 | 9.7 | 10.0 | 10.3 | 10.6 | |||
2 | Скоростно - силовые | Прыжок в длину (см) | 10 | 290 | 270 | 260 | 260 | 240 | 210 |
11 | 310 | 290 | 275 | 290 | 270 | 250 | |||
12 | 330 | 310 | 290 | 300 | 280 | 260 | |||
13 | 350 | 330 | 300 | 325 | 300 | 290 | |||
14 | 370 | 350 | 320 | 340 | 320 | 300 | |||
15 | 410 | 390 | 350 | 360 | 330 | 310 | |||
Прыжок в высоту (см) | 10 | 90 | 85 | 80 | 80 | 75 | 70 | ||
11 | 100 | 95 | 90 | 90 | 85 | 80 | |||
12 | 105 | 100 | 95 | 95 | 90 | 85 | |||
13 | 110 | 105 | 100 | 100 | 95 | 90 | |||
14 | 115 | 110 | 105 | 105 | 100 | 95 | |||
15 | 125 | 120 | 110 | 110 | 105 | 100 | |||
Тройной прыжок в длину с 3-х беговых шагов (СМ) | 12 | 560 | 520 | 470 | 450 | 420 | 390 | ||
13 | 650 | 620 | 540 | 540 | 500 470 | 470 | |||
14 | 700 | 650 | 580 | 620 | 550 | 500 | |||
15 | 760 | 710 | 650 | 670 | 600 | 540 | |||
3 | Выносливость | Марш-бросок 1км (мин) | 10 | 7.50 | 8.00 | 8.20 | 8.20 | 8.40 | 9.00 |
Марш-бросок 2км (мин) | 11 | 13.30 | 14.40 | 15.30 | 14.30 | 15.40 | 16.00 | ||
12 | 13.00 | 13.50 | 14.50 | 14.00 | 15.00 | 15.30 | |||
13 | 12.20 | 12.50 | 13.30 | 13.00 | 14.00 | 15.00 | |||
14 | - | - | - | 12.30 | 13.00 | 14.00 | |||
15 | - | - | - | 12.00 | 12.50 | 13.20 |
Марш-бросок 3км (мин) | 14 | 16.00 | 16.30 | 17.00 | |||||
15 | 15.00 | 15.30 | 16.00 | ||||||
Бег в медленном темпе (мин) | 10 | 6 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | ||
11 | 7 | 6 | 5 | 6 | 5 | 4 | |||
12 | 9 | 8 | 7 | 8 | 7 | 6 | |||
13 | 10 | 9 | 8 | 9 | 8 | 7 | |||
14 | 12 | 11 | 10 | 10 | 9 | 8 | |||
15 | 15 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | |||
4 | Специальная выносливость | Бег 300м (мин) | 10 | 1.18 | 1.20 | 1.23 | 1.25 | 1.30 И.35 | 1.18 |
11 | 1.12 | 1.14 | 1.17 | 1.15 | 1.20 | 1.12 | |||
12 | 1.07 | 1.10 | 1.14 | 1.10 | 1.13 | 1.07 | |||
13 | 1.04 | 1.08 | 1.12 | 1.08 | 1.10 | 1.04 | |||
Бег 400м (мин) | 14 | 1.20 | 1.24 | 1.28 | 1.30 | 1.35 | 1.45 | ||
15 | 1.17 | 1.21 | 1.25 | 1.25 | 1.30 | 1.40 | |||
Бег 500м (мин) | 13 | 2.05 | 2.15 | 2.20 | - | - | - | ||
14 | 2.00 | 2.10 | 2.15 | - | - | - | |||
15 | 1.50 | 2.00 | 2.05 | - | - | - | |||
Бег 800м (мин) | 15 | 3.05 | 3.10 | 3.20 | - | - | - | ||
5 | Координа- ционные |
Челночный бег 3 х 10 (с) |
10 | 9.0 | 9.6 | 10.2 | 9.3 | 10.2 | 11.0 |
11 | 8.8 | 9.3 | 9.8 | 9.0 | 9.7 | 10.6 | |||
12 | 8.5 | 9.0 | 9.5 | 8.9 | 9.5 | 10.3 | |||
13 | 8.4 | 8.8 | 9.2 | 8.8 | 9.3 | 9.7 | |||
14 | 8.2 | 8.6 | 9.0 | 8.7 | 9.0 | 9.4 | |||
15 | 8.1 | 8.3 | 8.5 | 8.5 | 8.9 | 9.3 | |||
Челночный бег 3 х 20 (с) |
11 | 16.0 | 16.5 | 17.0 | 16.8 | 17.3 | 18.0 | ||
12 | 15.5 | 16.2 | 16.7 | 16.5 | 17.0 | 17.5 | |||
13 | 15.0 | 15.6 | 16.0 | 16.2 | 16.7 | 17.0 | |||
14 | 14.5 | 15.0 | 15.5 | 15.6 | 16.0 | 16.5 | |||
15 | 13.7 | 14.2 | 15.0 | 14.8 | 15.3 | 15.8 | |||
Метание теннисного мяча (м) | 10 | 25 | 20 | 18 | 20 | 17 | 13 | ||
11 | 28 | 25 | 20 | 24 | 20 | 17 | |||
12 | 32 | 27 | 24 | 26 | 22 | 20 | |||
13 | 38 | 32 | 30 | 28 | 24 | 22 | |||
14 | 40 | 36 | 34 | 30 | 26 | 24 | |||
15 | 45 | 42 | 38 | 32 | 27 | 25 |
6 | Силовые | Метательное 5-тиборье с мячом 2 кг (м) | 10 | 30 | 27 | 23 | 26 | 23 | 20 |
11 | 35 | 32 | 25 | 28 | 26 | 23 | |||
12 | 40 | 35 | 28 | 30 | 28 | 26 | |||
13 | 42 | 38 | 30 | 34 | 30 | 28 | |||
Метательное 5-тиборье с мячом 3 кг (м) | 14 | 44 | 40 | 36 | 36 | 30 | 28 | ||
15 | 46 | 42 | 39 | 38 | 32 | 30 | |||
Подтягивание на высокой перекладине из виса (колл. раз (мальч.); на низкой перекладине из виса лежа колл. раз (дев.) | 10 | 3 | 2 | 1 | 12 | 8 | 5 | ||
11 | 4 | 2 | 1 | 13 | 9 | 6 | |||
12 | 5 | 3 | 2 | 14 | 10 | 7 | |||
13 | 6 | 4 | 2 | 15 | 12 | 9 | |||
14 | 7 | 5 | 3 | 16 | 14 | 12 | |||
15 | 9 | 7 | 4 | 17 | 15 | 14 |
Для уч-ся 5-6 классов следует включить в программу нормативные требования, которые отражали уровень физической подготовленности уч-ся следующие: бегу на 60 метр, челночному бегу с высокого старта 3*10 м (без перекладывания предметов),челночному бегу 3*20 м, кроссу на 300 метров для мальчиков и девочек, метанию теннисного мяча ,прыжкам в длину и высоту, марш броску и бегу на выносливость.
Метательное многоборье, стимулирующее и способствующее разностороннему развитию мышц плечевого пояса. Метательное многоборье состоит из пяти разных метательных упражнений: метание двумя от груди, толкание одной рукой от правого плеча, метания двумя руками вперед из-за головы и двумя руками назад через голову. Для метания используется набивной мяч весом 1 кг. Каждое метание проводится один раз. Сумма метров составляет результат, который оценивается по пятибальной системе как одно длинное метание.
Прыжковые упражнения:
а) многоскоки с ноги на ногу
б) тройной прыжок с места
Эстафеты:
а) этапы до 40 метров
б) преодоление препятствий
в) игры эстафеты до 30 метров, которые включают: гладкий бег, преодоление препятствий, переноса отягощений весом до З кг.
Метание теннисного мяча в зале в стену с расстояния 4-6м на дальность отскока. На высоте 3,5-4м нарисовать мишени. Учить метанию с 4 шагов разбега "со скрестного" шага:
Для учащихся 7-8 классов оценивать их по следующим легкоатлетическим упражнениям.
В беге на короткую дистанцию пользоваться стартом с опорой на одну руку, который является переходным от высокого к низкому.
Старт с опорой на одну руку:
а) при беге на 60 метров;
б) челночном беге 3 х 20 м.
Кросс - 500 метров вводится для мальчиков с 7 класса. Прыжки в длину с укороченного разбега - 5-7 беговых шагов с подкидного мостика, отметив на нём мелом зону шириной 40 см. Постепенно увеличивать разбег до 12-14 беговых шагов. На уроках в ноябре, декабре, апреле и мае тройной прыжок с 3 беговых шагов разбега и приземлением на обе ноги.
Метательное многоборье проводится с включением тех же упражнений, что и 5-6 классах, с набивным мячом 2 кг.
Прыжок в высоту способом "перешагивание" с 5-7 шагов разбега, отрабатывая фазы отталкивания и перехода через планку. Марш - бросок начиная с 7 класса (для девочек - 2 км, мальчиков -З км).
Линейная круговая эстафета - 60 м (туда и обратно) и техникой передачи эстафетной палочки "снизу" с перекладыванием из левой руки в правую после приёма в зоне передачи.
В 9-х классах продолжается обучение технике прыжка в длину с разбега с отталкиванием от бруска.
Метательное пятиборье выполняется с мячом (З кг).
Разучивание прыжка в высоту одним из спортивных способов целесообразно вводить с 9го класса.
Увеличение времени бега на выносливость в медленном темпе доводим до 20 минут.