Сотрудничество в группах как способ формирования понимающих способностей

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Место в общей системе уроков: проводится после уроков-тренажей, после сдачи детьми индивидуально-ориентированных планов согласно выбранным детьми уровням, перед контрольной работой по теме "Состав слова. Приставка и предлог".

Цели:

  • Совершенствование знаний детей о приставках, их роли в словах, об отличительных признаках приставок и предлогов.
  • Формирование орфографической зоркости.
  • Развитие критического отношения учащихся к своим высказываниям и мнению товарищей, формирование адекватной самооценки.
  • Воспитание культуры общения, ответственности не только за результаты собственной деятельности, но и деятельности всей группы, чувства взаимовыручки.

Оборудование: "Вопросник" по теме - задания для умников и умниц, тестовые задания, "Информационное табло" для каждой группы, памятка "Разбор слова по составу", таблица-помощник "Как отличить приставку от предлога". Индивидуально-ориентированные планы детей, учебник "Русский язык. 3 класс", авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.

Девиз урока: Чем больше узнаю, тем больше сумею!

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой.

- Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать, отвечать, слушать и слышать своих товарищей по группе. Я надеюсь, что наших гостей вы не разочаруете.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

Успешно, дети, в группах трудитесь!

2. Подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебной задачи.

- Ребята, угадайте, о чем эта загадка:

Перед корнем есть она,
Слитно пишется всегда.
И при помощи ее
Образуются слова.
(Приставка)

-Ребята, сегодня у нас урок применения знаний по теме "Состав слова. Приставка и предлог".

-Моя задача на уроке: помочь вам правильно организовать работу в группе, уметь применять знания по изученной теме.

- А какую задачу на уроке для себя поставили вы? (ответы детей)

3. Чистописание.

1. Прописывают строчку из 2-х слов:

приставка, предлог, приставка, предлог :

2. - Охарактеризуйте звук /п/.

3. Прописывают предложение:

Умей отличать приставку от предлога!

- Как отличить приставку от предлога?

4. Организация работы в группах. В классе работают 3 группы, в каждой по 3-4 человека.

- Чтобы работа в группах у вас шла слаженно и успешно, вспомните "Правила работы в группе". В своей группе распределите роли, решите, кто из вас за что будет отвечать (позиции: командир, спикер, схематизатор, критик).

- А теперь попробуем применить наши знания в работе.

а) Работа с "Вопросником" - заданиями для умников и умниц. (Эти вопросы на понимание дети разрабатывали в группах на предыдущих уроках, лучшие из них вошли в "Вопросник").

1. Расскажите, в каком порядке следует разбирать слова по составу. Подтвердите примерами.

2. Расскажите, для чего служит приставка. Подтвердите примерами.

3. Расскажите, для чего служит предлог. Подтвердите примерами.

4. С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (С глаголами)

5. Какие предлоги не могут быть приставками? (К, для, кроме)

6. Какие предлоги бывают самыми частотными словами? (В и на)

Взаимообмен вопросами.

Группы выбирают и направляют персональный вопрос другой группе (вопросы повторяться не должны). Все команды готовятся одновременно. Задача каждой группы - действовать по алгоритму:

Повторение задания.

Нахождение способа решения поставленной задачи.

Выдвижение версий всеми членами группы.

Совместное принятие решения.

Оформление решения задания (схематизация).

Проговаривание в группе выступления спикера.

Выступление спикера перед классом.

В ходе работы командир группы заполняет "Информационное табло" - помечает, кто выступает, кто дополняет своих товарищей и т.д.

Информационное табло

Тема: "Состав слова. Приставка и предлог"

1-я группа

№ п/п Ф.И. ученика Дата Выбранный уровень Ответы Дополнения Итоговая оценка

за урок

1.            
2.            
3.            
4.            

Выступления спикеров. Дополнения ребят.

б) Групповое выполнение практических заданий по карточкам. Каждая группа получает 3-4 конверта с заданиями (по количеству ребят в группе). Выбор и объяснение написания слов осуществляется поочередно всеми членами группы. Затем члены одной группы обмениваются тетрадями с членами другой группы и осуществляют взаимопроверку. Подводятся итоги.

Карточка №1.

Задание: запиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркни предлоги. Выдели приставки

(По) бежал (по) дорожке, (с) тряхнул (с) ветвей, (за) гадал (за) гадку, (с) прыгнул (с) дерева, (на) писал (на) тетрадке, (до) летел (до) верхушки.

Карточка №2.

Задание: запиши словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(Под) ставил (под) ч:шку, (от) в:зал (от) крыльца, (над) строил (над) домом, (от) ст:рал (от) грязи, (на) сыпал (на) т:релку.

Карточка №3.

Задание: запишите словосочетания, раскрывая скобки. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(За) бежать (за) товарищем, (на) брести (на) малинник, (от) чалить (от) берега, (под) плыть (под) мост, (за) вернуть (за) угол, (над) писать (над) словом.

Карточка №4.

Задание: прочитай начало сказки "Пузырь, соломинка и лапоть". Объясни правописание выделенных слов. Запиши текст, раскрывая скобки. Добавь еще 3 предложения.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. (За) думали они пойти в лес (за) дровами. (До) шли друзья (до) реки:

Во время выполнения заданий группам предлагается в помощь памятка "Разбор слова по составу", таблица-помощник "Как отличить приставку от предлога" (только для нормативного уровня на "3").

Таблица-помощник "Как отличить приставку от предлога"

Приставка Предлог
1. Это часть основы слова и пишется она слитно! 1. Это часть речи и пишется отдельно!
2. Служит для образования однокоренных слов. 2. Служит для связи слов в предложении и словосочетании.
3. С глаголами не употребляется!
4. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос, можно убрать слово.

Памятка "Разбор слова по составу":

1. Найди окончание. Для этого измени слово.

2. Выдели основу слова. Основа - это часть слова без окончания.

3. Определи корень. Подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.

4. Найди приставку. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем.

5. Найди суффикс. Суффикс - часть слова, которая стоит после корня.

5. Физкультминутка.

- Я буду произносить слова. Если услышите слово с приставкой - приседаете, вытягивая руки перед собой, если слово с предлогом - стоя, выполняете вращение туловищем.

От берега, отплыла, зашел, за тучу, написал, на конверте, по дорожке, побежал, напал, на след.

6. Тестирование. На этом этапе группы лучше "рассыпать", происходит индивидуальная проверка знаний учащихся. Ученик самостоятельно читает задание и выполняет его в своей карточке. Эта проверка позволит учителю располагать данными об уровне знаний, умений и навыков каждого ребенка и всего класса в целом.

Тест №1.

Как называются слова, которые служат для связи слов в предложении?

а) предлоги;

б) приставки;

в) связки.

2. Как пишутся предлоги с другими словами в предложении?

а) слитно;

б) раздельно;

в) через черточку.

3. Зависит ли написание приставок от их произношения?

а) да;

б) нет;

в) пишутся всегда одинаково.

4. В каком предложении допущена ошибка?

а) Мальчики спешили вшколу.

б) Я получил письмо от друга.

в) По полям бегут ручьи.

Тест №2.

Чтобы найти приставку в слове, нужно:

а) отбросить окончание;

б) подобрать однокоренное слово без приставки;

в) убрать корень.

2. Какой предлог нужно вставить в предложение "Грачи возвращаются : теплых стран"?

а) из;

б) с;

в) из-за.

3. Выбери только слово с предлогом:

а) (на) опушке;

б) (на) брать;

в) (за) бежать.

4. Приставка является:

а) частью речи;

б) частью основы слова;

в) членом предложения.

Тест №3.

Какая пара предлогов "лишняя"?

а) к - от;

б) для - около;

в) над - под.

2. Выбери слово с приставкой:

а) (за) товарищем;

б) (за) бежать;

в) (за) угол.

3. Предлог является:

а) частью основы слова;

б) членом предложения;

в) частью речи.

4. Чтобы найти приставку, нужно:

а) подобрать однокоренное слово;

б) подобрать проверочное слово;

в) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

Тест №4.

Что нельзя отделить от корня?

а) предлог;

б) приставку;

в) союз.

2. Перед какой частью речи не стоят предлоги?

а) перед существительным;

б) перед прилагательным;

в) перед глаголом.

3. В каком слове нет приставки?

а) добраться;

б) доброта;

в) доверить.

4. Как пишутся предлоги с другими словами в предложении?

а) слитно;

б) раздельно;

в) через черточку.

7. Рефлексия. Группы "собираются". От каждой группы выступают командиры, они сообщают результаты заполненного "Информационного табло".

- Какие трудности испытывали в работе группы? Что получилось? Что не получилось? Почему?

- Какие задания на уроке были самыми трудными? Какие были самыми интересными?

- Выполнили ли вы поставленную задачу на уроке?

8. Домашнее задание. Составить диктант из 10 словосочетаний на тему "Приставки и предлоги".

Закончить наш урок я хочу стихотворением:

Где приставка, где предлог?
Кто бы мне решить помог?
Правил тех совсем немного:
У глагола нет предлога.
Значит, прилетел, пошел,
Улыбнулся
и увел,
Засолил, занес, загнать -

Буду слитно я писать.
Как с другими быть словами?
После по мы слово вставим:
По высокому столбу,
По братишкиному лбу,
По дороге, по колено:
По - предлог.
Пишу раздельно.
Не вставляются слова -
Слитно я пишу тогда.
Постовой, постройка, порох,
Полевой, погода, полог.
По -
часть слова!
По - предлог!
Вот и выучил урок!
Э. Успенский