Классный час по теме "Старт в профессию"

Разделы: Социальная педагогика


Цель - актуализация профессионального самоопределения.

Задача - помощь в создании жизненной стратегии в выборе профессии.

Основные понятия урока: профессия, специальность, должность, профессиограмма.

Оборудование: подборка заданий по группам, алгоритм работы в группах, готовые профессиограммы профессий.

Формы и методы работы на уроке: групповая форма, иллюстративный метод.

На доске: дата, тема, цели урока.

План.

1. Организационный момент (сообщение темы урока, целей) - 3 минуты.

2. Проведение игры "Цепочка профессий" - 10 мин.

3. Работа в группах - 5мин.

4. Выступление групп - 10 мин.

5. Рефлексия. Отзывы учащихся.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята! Тема нашего урока - "Старт в профессию". Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время? Дети отвечают. (Да, так как предстоит многим поступление в этом году или в 11 классе в различные учебные заведения).Учитель знакомит с целями урока. Цели на доске:

Познакомится с понятием профессия, специальность, должность.

Разобрать понятие профессиограмма и познакомится с ней на примерах разных профессий.

1. Игра "Цепочка профессий"

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы "зацикливаясь" на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Число участников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1. Инструкция: "Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий".

Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.

2. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы типа: "В чем же сходство вашей профессии с только что названной?". Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Например, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (Например: металлург - повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, так как она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? - Оказывается, и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы "пик" через салон троллейбуса проходит?...). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

II. Изучение новых понятий.

Профессия - это род трудовой деятельности, является источником существования.

Специальность - это вид занятий, в рамках профессии.

Должность - служебное положение.

Профессиограмма представляют собой разработанные по единой схеме психологические характеристики профессий, включающие информацию о содержании и процессе труда, используемых орудиях и средствах труда, природных и социальных условиях профессиональной деятельности, профессиональных вредностях, медицинских противопоказаниях, необходимом уровне общеобразовательной и специальной подготовке, близких по содержанию труда областях профессиональной деятельности.

Секреты выбора профессий /"Хочу" - "Могу" - "Надо"

"Хочу" - склонности, желания, интересы личности.

"Могу" - человеческие возможности /физиологические и психологические ресурсы личности/.

"Надо" - потребности рынка труда в кадрах.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Каждая группа получит свой вариант профессиограммы (Приложение 1), которую должны изучить, обсудить и предоставить всему классу.

Алгоритм работы в группе.

Выбрать командира группы.

Выбрать помощника командира.

Выбрать хранителя времени.

Все участвуют в обсуждении.

Время работы в группе - 12 минут.

Подготовка ответа на вопрос урока (соответственно своей теме).

III. Рефлексия. Отзывы детей.

Что мне понравилось на уроке?

Нужен ли мне данный материал?

Приложение.