Цель: дать понятие о самоценности человеческого "Я".
Задачи:
- развитие навыков самоанализа и самооценки;
- помочь учащимся определиться с самооценкой.
- формировать позитивную самооценку.
Форма: Классный час - размышление.
Эпиграф: "Будь собой. Прочие роли уже заняты". Оскар Уальд
Ход занятия
Человек приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые дают ему как личности. За первые пять-шесть лет самооценка формируется почти исключительно на основе информации, получаемой в семье. Потом человек идет в школу, и на него начинают влиять другие факторы. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома. В дальнейшем самооценка основывается на опыте и личных взаимоотношениях, которые случаются в жизни: на основе ваших взаимоотношений в семье, с родителями и другими родственниками; отношений с друзьями, соседями, преподавателями, при посещении клубов, опыт соответствия стандартам и мифам, создаваемым средствами массовой информации.
Это необходимо чтобы чувствовать себя счастливым, быть способным преодолевать трудности. Все боли человека, его проблемы - все это результат низкой самооценки, которую человек не смог ни осознать, ни изменить.
Работа по теме "Самооценка" с притчей "Счастье"
Чтение учителем притчи "Счастье . На доске дается толкование понятия притчи. Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.
Притча "Счастье"
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- Ребята, как вы поняли смысл притчи? Почему человек не услышал ответа от Бога, а лишь ощутил в руках кусочек глины?
Обратите внимание на тему занятия. Как вы понимаете значение слова самооценка?
"Самооценка - это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценивать себя". В.Сатир
Работа в группах (3 мин.) В течение данного времени каждая группа готовит ответ на вопрос: "Что для вас самое важное и ценное в жизни?"
(представитель группы зачитывает, идет обсуждение.)
С помощью классного руководителя ребята делают вывод, что каждый человек неповторим и представляет собой ценность.
Учащимся предлагается закончить следующие предложения.
Каждый человек должен:
Любить себя - значит:
Если самооценка у человека низкая, то:.
Тот, кто не любит себя:..
После окончания работы ребята зачитывают свои варианты предложений. Далее им предлагается сравнить свои варианты с утверждениями психологов.
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя - значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступает правильно.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Ребята приходят к выводу, что человек с низкой самооценкой не может подарить людям счастье.
Для того, чтобы лучше понять, что такое высокая самооценка или низкая, вспомни, когда ты был уверен в себе. В жизни каждого человека есть такие моменты, когда он чувствовал полную уверенность в себе, в своих силах, гордость за себя. Может быть, это было, когда тебя похвалили родители или преподаватели, а может быть, ты надела красивое платье, и получила множество комплиментов, а может, просто помог другу в сложной ситуации.
Если вспомнить те ощущения, которые ты пережили, то станет понятно, что значит чувствовать себя высоко самоценным.
Высокая самооценка:
Я умный
Я красивый
Я веселый
Я способен добиться в жизни многого.
Низкая самооценка:
Я уродина
Я тупица
Я угрюмый
Я не могу найти хорошую работу
Я - неудачник, со мной все так поступают.
Тест.
Ты спокойно воспринимаешь конструктивную критику?
Ты легко сходишься с людьми?
Ты откровенно и открыто показываешь свои чувства?
Ты ценишь близкие отношения с людьми?
Ты готов смеяться над своими ошибками и учиться на них?
Ты ищешь возможности попробовать себя в чем-то новом?
Для тебя важно твое физическое состояние?
Ты доверяешь себе?
Ты радуешься за других, когда они достигают успеха?
Если ты на большинство вопросов ответил "да", у тебя здоровое и адекватное восприятие себя.
Стандартные последствия низкой самооценки:
В результате низкой самооценки образуется замкнутый круг.
Каким бы ни был уровень твоей самоценности, ты всегда можешь улучшить его. Нужно учиться думать о себе хорошо. Это необходимо, потому что самовосприятие влияет на твой образ жизни. При высокой самооценке человек чувствует себя успешным, способным учиться и работать. Человек чувствует себя любимым и нужным. Формирование самооценки происходит постоянно. Повышение самооценки, формирование положительного представления о себе возможно и необходимо в любом возрасте!
Будь себе лучшим другом, а это означает, что:
Ты готов принять все свои слабые и сильные стороны - они есть у всех.
Ты гордишься своими победами, как большими, так и маленькими.
Не пытайся быть кем-то еще, используй и развивай свои собственные таланты.
Регулярно отводи время на то, чтобы побыть наедине со своими мыслями и чувствами, читай, занимайся спортом. Учись наслаждаться своим обществом.
Обращай внимание на свои мысли и чувства, поступай так, как ты считаешь правильным, делай то, от чего ты будешь чувствовать себя счастливым и полноценным.
Учись любить того уникального человека, каким ты являешься, извлекай уроки из своих ошибок, не слишком эмоционально их воспринимай, помни, что эти успехи и поражения делает тот, кого ты любишь, кроме того, не забывай учиться и на чужих ошибках, а не только на своих.
Чтение учителем притчи "Все в твоих руках".
(Данная притча не комментируется ребятами, каждый остается со своими мыслями наедине).
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
Рефлексия. Учащиеся дают оценку занятию.
Классный руководитель задает следующие вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о себе?
- Как могут пригодиться полученные сегодня знания?
В заключение классного часа каждый ученик получает памятку, в которой прописаны правила повышения самооценки.
Памятка
Каждый день узнавайте новое, делайте что-нибудь то, что никогда раньше не делали.
Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях.
Если вам что-то непонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику. Лучше единожды показаться дураком, чем попадать впросак раз за разом.
Вечное недовольство всем и вся любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма.
Сравнивайте только себя с самим собой.
Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление.
И главное - нужно действовать решительно, помня лишь о стоящей впереди цели.
Удачи вам, ребята!
Список литературы:
- Ярославцева И.В., Рерке В.И. Выбор за тобой! - Иркутск: ООО "Издательство "Аспринт",2008. -52с.
- Ярославцева И.В., Рерке В.И. Выбор за тобой! - Иркутск: ООО "Издательство "Аспринт",2008. -28с.