Цели урока: реализация компетентностного подхода к обучению через различные формы самостоятельной работы на уроке; развитие интереса к предмету математики через новые способы выполнения традиционных заданий.
Задачи урока:
- Образовательные: продолжить отработку ранее полученных навыков упрощения выражений, используя свойства сложения и вычитания; сформировать умение решать уравнения способом, основанном на упрощении выражения, стоящего в левой части.
- Развивающие: развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, выявлять закономерности, анализировать и обобщать факты.
- Воспитательные : продолжить формирование таких качеств личности как организованность, дисциплинированность; способствовать поддержанию общей работоспособности на высоком уровне и снижению утомляемости на уроке.
Оборудование: доска, мел, карточки для индивидуальной работы и карточки с раздаточным материалом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
Мы повторили действия сложение и вычитание, повторили и расширили перечень свойств этих действий, ввели понятия числового и буквенного выражений, научились упрощать буквенные выражения, используя законы сложения и вычитания, вспомнили способ решения уравнений путём последовательного нахождения неизвестных компонентов.
Цель урока - научиться решать уравнения способом, основанном на упрощении выражения, стоящего в левой части.
- Перед вами лежат карточки с заданиями. Закончите запись соответствующих свойств сложения и вычитания.
См. приложение 1.
Карточки с выполненными заданиями собрать.
III. Устная фронтальная работа.
Используя свойства сложения и вычитания, вычислите удобным способом:
а) 653 + (281 + +347),
б) (747 + 599) - 647,
в) 234 - (134 + 81).
2) Упростите выражения:
а) (227 + х) - 127,
б) 758 - (58 + а).
3) Что называется уравнением?
4) Что значит решить уравнение?
5) Что называется корнем уравнения?
6) Придумайте уравнение,
- имеющее 1 корень в натуральных числах,
- не имеющее корней в натуральных числах.
Посчитайте, сколько треугольников изображено на рисунке. (35)
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовительная работа.
- Решите уравнение:
573 - (а + 173) = 286
Один ученик записывает решение уравнения на доске, проговаривая вслух правила нахождения неизвестных компонентов.
а + 173 = 573 -286
а + 173 =287
а = 287 - 173
а = 114
Ответ: 114.
Наиболее подготовленные учащиеся решают уравнения на индивидуальных карточках. (См. приложение 2.)
Карточки затем собрать и оценить к концу урока.
2. Работа над новой темой.
- А теперь решим первое уравнение по-другому, упростив его левую часть.
Запись в тетради: II способ.
- Напомните, как из числа можно вычесть сумму?
Ученик формулирует соответствующее свойство.
Запись в тетради:
573 - (а + 173) = 286
400 - а = 286
а = 400 - 286
а = 114
Ответ: 114.
V. Закрепление изученного материала.
- На доске записаны уравнения. Решите их, упростив левую часть.
(Уравнения 2), 3) решают самостоятельно, затем проверяют по записям на "крыле" доски. Первые 6 работ оценить.)
1) (524 + у) - 124 = 807 | 2) х - 68 - 114 = 215 | 3) 67 - (34 + х) + 56 = 73 |
400 + у = 807 | х - 182 = 215 | 89 - х = 73 |
у = 407 | х = 397 | х = 16 |
Ответ: 407. | Ответ: 397. | Ответ: 16. |
Тем, кто справится с работой раньше, дать карточку.
См. приложение 3.
VI. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
VII. Тест. (См. приложение 4.)
По окончании работы учащиеся проверяют ответы и оценивают результаты теста.
1 вариант.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | - | - | + | - |
2 вариант.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- | + | - | + | - |
Решившим тест раньше - карточка. (См. приложение 6.)
VIII. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы познакомились еще с одним способом решения уравнений, но для его применения необходимо хорошо знать и владеть свойствами сложения и вычитания. У вас на столе фигуры. Я предлагаю вам выбрать символ и оценить свою деятельность. Дети, уходя с урока, прикрепляют выбранный символ к магнитной доске.
Дом. задание: повторить свойства сложения и вычитания в п. 9,
445 (б, в, г) - решить уравнения двумя способами,
447 (а) - составить уравнение для решения задачи и решить его.
Дополн. задание. Каким числом можно заменить а, чтобы корнем уравнения 38 - (а + 13) = х + 13 было число 8?