Задачи урока:
Оборудование: учебник А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История Древнего мира”, Г.И.Годер “Рабочая тетрадь по истории Древнего мира”, Г.И.Годер “Методическое пособие по истории Древнего мира”, В.Г. Петрович, Н.М. Петрович “Уроки истории 5-й класс”, Л.Л. Кочергина “ Поурочные планы 5-й класс”, Н.В. Кузьмина “Внеклассные мероприятия. 5-11-е классы”, В.В. Гукова, А.А.Кравченко “Технологии современного урока”.
ХОД УРОКА
1. Постановка задач и целей урока.
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы обобщим все, что мы знали о Древней Греции.
2. Разминка/
- А сейчас начнем с небольшой разминки!
- Где была расположена Древняя Греция?
- Перечислите природные особенности Древней Греции?
- Дайте определение понятию “Колония”?
- Кто был автором трагедии “Антигона”?
- В честь какого бога в Греции устраивались Олимпийские игры?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо подготовились к уроку!
3. Физ.минутка.
Учитель проводит зрительную гимнастику (3-5 упражнений).
4. Работа в тетрадях.
- А сейчас для вас следующее задание: исторический диктант.
(В тексте диктанта допущено 7 исторических ошибок. Учащимся нужно не только найти их, подчеркнув, но и надписать сверху правильный вариант ответа)
Древняя Греция
Древняя Греция расположена на Аппенинском полуострове и островах Эгейского моря. Теплый климат, широкие просторы способствовали занятию земледелием и скотоводством. Греки поклонялись множеству богов, но главными из них являлись Юпитер - Громовержец и бог моря Нептун. Постоянно соперничали между собой греческие города Афины и Спарта. Последний сейчас является столицей современной Греции. Эллада, как греки называли свою страну, дала миру демократию - форму правления, по которой сейчас живут в большинстве стран мира.
Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, жившего в V в. до н.э., и созданию греками колоний на побережье Средиземного и Черного морей, греческая культура распространилась в Европе, Азии, Африке (97 слов).
5. Подумаем вместе.
- Предположите, за что греки поставили памятник?
Памятник
Произошло это в Древней Греции. Как-то изголодавшийся длинноухий осел, самовольничая, аккуратно общипал часть кустов одного растения. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: “Боже, самые лучшие, самые молодые веточки общипал!”. Прошло лето. Наступила осень. И тут греки вдруг решили поставить огромный памятник ослу. И поставили.
- Осел общипал часть кустов винограда. Они и дали щедрый урожай.
6. Конкурс “Кто лучше знает?”
Класс делится на команды (по усмотрению учителя).
Задание 1-й команде “О ком и о чем сказано?”
1. Кому принадлежат следующие слова?
Мать, черная земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная. Солон
2. О каком событии идет речь?
О, чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине:
Верны законам своим, мы здесь костьми полегли. Фермопильский проход
Задание 2-й команде “Проверь себя”
1. Объясните смысл понятий и “крылатых” выражений?
Полис, метек, акрополь, агора:
- троянский конь,
- ахиллесова пята,
- нить Ариадны.
2. Демократия, архонт, илот, ареопаг:
- лаконичная речь,
- гордиев узел,
- марафонский бег.
Задание 3-й команде “Прояви творчество”
1. Представьте себе, что вы – экскурсовод, которому нужно познакомить чужестранцев с одним из прекраснейших мест Афин. Проведите экскурсию. (Картина “Афинский акрополь”)
2. Оживите картину. Какие вопросы могли обсуждать на Народном собрании граждане Афин? (Картина “ Народное собрание в Афинах”)
7. Презентация командами выполненного задания.
- Молодцы! Все команды справились со своими заданиями!
8. Физ.минутка, Фрагмент фильма DVD про Афины. (По усмотрению учителя)
9. Итоговое тестирование.
- Осталось последнее задание на этом уроке. Вам предстоит выполнить тест по теме “Древняя Греция”.
ТЕСТ
Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в:
а) Афинах
б) Спарте
в) Трое
г) Коринфе
2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:
а) “Илиада”
б) “Антигона”
в) “Персы”
г) “Одиссея”
3. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:
а) согласные звуки
б) короткие односложные слова
в) гласные звуки
г) гласные и согласные звуки
4. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:
а) стратег
б) оратор
в) академик
г) поэт
5. Афиняне называли управление в своем полисе:
а) диктатурой
б) демократией
в) тиранией
г) республикой
6. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:
а) Акрополь
б) Эрехтейон
в) ипподром
г) стадион
Итог урока.
- Ребята, мы с вами сегодня вспоминали Древнюю Грецию. Вам понравился наш урок?
- Да!
Домашнее задание не задается.