Экологический месячник "Мыслим глобально, действуем локально"

Разделы: Экология


Ранним утром в лес осенний
Выйду я,
Что за чудо – дерево в цвету!
Я боюсь,  что правнук,
Мне завидуя,
Не застанет эту красоту…

Потребность общения с природой остается  одной из острейших  у человека современной эпохи. Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувства добра сострадания, любви и заботы о природе, с осознанием вечной и неиссякаемой красоты.

Доброй традицией в нашей школе становится проведение экологического месячника, как формы успешного сочетания урочной и внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры, здорового образа жизни.

Для  эффективной организации и проведения месячника мы используем методику коллективного планирования.  За три недели до проведения месячника проводим расширенное заседание МО учителей естественноисторического цикла. Приглашаем на него  председателей школьных МО, классных руководителей, воспитателей ГПД, учителей музыки, изобразительного искусства, представителей совета старшеклассников, работников библиотек и других внешкольных учреждений. Со всеми участниками согласовываем цели, задачи месячника, формы и сроки проведения общешкольных дел, практические и творческие задания для учащихся. Затем  в учительской вывешиваем план – график по проведению месячника,  куда  учителя, классные руководители, библиотекарь и др.,  вписывают класс, тему, форму и дату проведения воспитательного дела.  План – график корректируется  с учетом всех пожеланий и оформляется. 

Старт для проведения месячника даем на общешкольной линейке, знакомим с общешкольными конкурсами, в которых может принять участие любой желающий.

Итоги конкурсов проводим также на линейке, а информацию о проведенных мероприятиях вывешиваем на доске объявлений  ИНФОРМБЮРО «Сорока на хвосте».

Таким образом, практически весь коллектив  школы вовлечен в единое ключевое дело, где совершенствуются не только знания, но и практические навыки; развиваются чувства.

План поведения Месячника по экологии «Мыслим глобально, действуем локально»

Тема недели

Что

Где

Кто

Когда

 

Открытие месячника

Общешкольная линейка

Иванкова В.И. учитель биологии

1 апреля

Неделя птиц

 

1. Классный час «Птицы наши друзья»

2. Беседа. Редкие птицы нашего края и их охрана

3. Викторина «Птичьи голоса».

4. Экологическая акция «Кормушка»

5. Экскурсия «Птицы нашего леса»

6. Конкурс рисунков «Пернатые друзья»

1,2,4 класс

2-4класс

5-7 класс

3-8  класс

7 класс

1-11 кл

Классные руководители

учитель биологии учащиеся 9-11кл

Библиотекарь

Учитель труда, биологии

Учитель биологии

Учитель изобразительного искусства

 

Неделя здорового образа жизни

 

1. Соревнование. «Веселые старты»

2.Беседы по профилактике гельминтозов.

3. Деловая газета «Мир вокруг нас»

4. Любовь к моркови. (Оратория во славу витаминов.)

5. Викторина « Во саду ли, в огороде»

(витамины на грядке)

6. Викторина о косметике « Свет мой, зеркальце, скажи».

7. Ток - шоу «Путь к долголетию»

8. Конкурс рисунков и плакатов «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»

1-4 класс

1-11 классы

3 класс

8 класс

6,7 кл.

9-11 кл.

9 – 11кл.

5- 11кл.

Учитель физкультуры

Медсестра

Кл. рук–ль.

Классный руководитель, учитель биологии

Воспитатели ГПД

Классные рук-ли

Учитель биологии

Учитель изо

 

Неделя Земли

 

1. Песенный конкурс «Пою тебе, Земля моя»

2. Поэтический праздник «Берегите, Землю!»

3. Экологические сказки «Нет повести печальнее на свете», «Очень страшная история»

4. Кл. часы:

- «Не станет ли Земля пустыней?»

-«Земля – наш дом»

5. Экологический мониторинг состояния школы (деловая игра)

6. Конференция « Плюсы и минусы НТП»

7. Конфернция «Японское море: вчера, сегодня, завтра»

8. Общешкольный «субботник» по уборке территории школы  и села

1 – 8 кл

1 - 11кл

1 – 4 кл.

5 -7  кл

1 – 4 кл.

7 – 10 кл.

9 кл

8 кл.

1 – 11 кл

Учитель музыки

Педагог-организатор, учителя литературы

Кл. рук–ли

Кл. рук-ли

Учителя биологии, географии

Учитель истории

учитель географии

Педагог-организатор,

штаб субботника

 

Неделя сохранения биоразнообразия

 

1. Экскурсии в природу

2. Экологические сказки «Нет повести печальнее на свете», «Очень страшная история»

3. Кл часы:

-- «Пишем Красную книгу Приморья»

- «Зачем нужна Красная книга?

4. .Урок – игра «Природа в жизни древнего человека.

5. Тестирование «Мое отношение к природе»

6. Экспедиция «За живой водой»

7. Конкурс рефератов «Все меньше окружающей природы…»

1-4 кл

1-4 кл

8,9 кл

7 кл.

5 кл.

9 – 11 кл

5-8 кл

10,11 кл.

Кл руководители

Кл руководители

Кл руководители

Учитель истории

Учитель биологии

Педагог–организатор, воспитатели ГПД

Учитель биологии, географии.

 

 

Подведение итогов месячника

Общешкольная линейка

 

Оргкомитет

 

Девиз:

«Раньше природа устрашала
человека, а теперь человек  устрашает природу».
Ж..-И. Кусто.

Цель конкурса: привлечь внимание учащихся к наиболее острым экологическим проблемам.

Подготовка к конкурсу: О проведении конкурса учащимся 10-11 класса сообщается за месяц, предлагаются темы рефератов и условия проведения конкурса. Школьники выбирают тему, самостоятельно выбирают литературу. Работать над рефератом могут в группе, в паре или индивидуально. При необходимости получают консультацию учителя. За неделю до конкурса дают заявку на участие. Одним из условий участия в конкурсе, является не только написание реферата, с соблюдением всех требований, но и обязательная его защита. К защите учащиеся готовят публичное выступление (Приложение 1), наглядность, видеоматериалы (по возможности) и должны быть готовы ответить на вопросы жюри, слушателей. Выступление оценивает жюри: учителя естественных дисциплин, представители общественности. Слушатели (учащиеся класса) также выступают в роли рецензентов. У каждого есть оценочный лист, где указаны фамилии конкурсантов, тема выступления и критерии оценки.  А также каждый имеет по три жетона (красный, зелёный, жёлтый),  на которых указываются фамилии  победителей.  По окончании конкурса учащиеся  участвуют в голосовании. (За 1 место – красный, за 2 место – зелёный, за 3 место – жёлтый). Жюри подводит итоги с учётом мнения учащихся (кто больше получил жетонов определённого цвета).

Главная задача участника конкурса привлечь внимание к рассматриваемой проблеме. Жюри оценивает уровень внимания заинтересованности слушателей, умение ответить на предложенные вопросы. В перерыве между выступлениями читают стихи победители конкурса чтецов «Берегите, Землю».

Сценарий конкурса пишется в соответствии с темами рефератов. Материалы к конкурсу помогают готовить школьники, родители, воспитатели, библиотекарь и учителя смежных дисциплин (географии, физики, истории, экономики, биологии и химии), а также литературы, музыки и изобразительного искусства. Уже во время подготовки к конкурсу весь коллектив школы охвачен единой целью.

Сценарий конкурса рефератов

В роли ведущих учителя биологии и географии  или учащиеся 10-11 классов.

Ведущий 1:  Если бы на Земле высадились завоеватели из космоса, страны мира, конечно, нашли бы способ объединиться перед лицом общей опасности. К счастью, пришельцы пока не выходят за пределы телеэкранов.

Ведущий 2: Но необходимость объединиться диктуется не менее серьёзной угрозой – угрозой экологической катастрофы.

Ведущий 1: Знаки надвигающейся беды заметны повсюду в мире. Экологический кризис не знает государственных границ и природных рубежей – он глобален, создаёт угрозу для настоящего и будущего жизни на Земле. И требует объединенных усилий, образуя треугольник.

Ведущий 2: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой ваша ответственность».

Ведущий 1:

И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!..
С. Михалков.

Ведущий  2: Мы не унаследовали землю от предков. Мы берём её взаймы у наших потомков. Нам сегодня, предстоит ответить на вопросы: Каковы формы и факторы воздействия на окружающую среду? В какой мере решение проблемы окружающей среды зависит от каждого жителя нашей планеты? От каждого из нас?

Ведущий 1: Чтобы прокормиться и одеться человек пользуется земельными и водными ресурсами. О проблеме загрязнения почв и причинах их деградации нам сообщит почвовед.

Сообщение: «Агросистема: структура загрязнения почв и особенности компонентов».

Краткое содержание: Почва – основной компонент наземных экосистем, среда обитания организмов, аккумулятор и источник вещества и энергии для организмов суши. На всех этапах развития человеческого общества Земля была; есть и будет важнейшим, ни чем не заменимым средством производства.

Однако площадь земельных ресурсов весьма ограничена. В настоящее время ежегодно в мире безвозвратно теряется в результате различных процессов деградации около 7млн га пахотных земель, то есть база жизни для 21 млн. человек. К основным причинам деградации почв можно отнести следующие: чрезмерное пастбищное животноводство, оскудение и исчезновение лесных ресурсов; нерациональная сельскохозяйственная деятельность; эрозия, вызванная водой и ветром; засоление почв при орошении; загрязнение почв отходами животноводства, ядохимикатами, тяжелыми металлами, бытовыми отходами, радиационное загрязнение и др.

Ведущий 2:

Четвёртый реактор – он
дьявольски вздрогнул раскатом
Замрите народы! Прощайте друзья и семья.
Кто в петлю шагнул – как на дот,
навалился на атом, 
Чтоб вечно жила, чтоб вольно
дышала Земля.
Р. Рождественский.

Ведущий 1:Экологи раскроют проблемы радиационного загрязнения почв, воды и воздуха, утилизации отработанного топлива, мусорного кризиса.

Выступления учащихся по обозначенным проблемам.

Ведущий 2: Отходы, мусор и отбросы создают не только угрозу окружающей среде, но и здоровью населения. По данным ВОЗ,  свыше 2 млрд. человек (1/3 населения Земли) страдают от отсутствия минимальных санитарных условий, а половина городского населения развивающихся стран не обеспечена надлежащими средствами удаления мусора и отходов.

Ежегодно 5,2 млн. человек (из них 4 млн. детей) умирают от заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды мусором и отходами.

Вновь возникают эпидемии давно забытых болезней, таких как чума и холера, напрямую связанных с загрязнением воздуха, воды, почвы, жилищ мусором, которые могут поставить мир на грань катастрофы. Ежегодно в мире регистрируется 500-600 случаев чумы и холеры, более 260 видов крыс и других грызунов – основных переносчиков этой болезни – лишь ждут благоприятных (антисанитарных) условий для повального размножения.

Способы борьбы с бытовым мусором: сжигание, сортировка и вторичная переработка. О том,  как решается мусорный вопрос в нашей школе, нашем селе сделают сообщение статисты.

Сообщение по результатам мониторинга.

В процессе игры «Сортировка мусора» мониторинг проводится учащимися 10 класса за неделю до конкурса. Игроки разбиваются на команды по 2-3 человека. Задача каждой команды – подсчитать, сколько и какого мусора выбрасывается в классах и в целом в школе, во дворе школы за 1 день и   каковы способы его утилизации.

№ п/п

Сортировка мусора

в %

1.

Бумага, картон

97

2.

Искусственные и синтетические материалы, полиэтилен

2,65

3.

Металлы

0, 05

4.

Стекло

0,15

5.

Дерево

0,05

7.

прочие

 0,1

Выводы: в нашей школе мусор состоит на 97 % из бумаги и картона. В день выбрасывается 15 кг мусора. Картон, бумага сжигается. Стекло, пластмасса, дерево выбрасывается в общественный контейнер, оттуда 1 раз в неделю вывозится на общественную свалку в  районе с. Новонежино.

Ведущий 1: Деятельность человека так же влияет на климат. (песня Звёздочки, из м/ф «Незнайка на Луне» о загрязнении воздуха).  

Сообщения: Три «подарка» человечества: о парниковом эффекте, об озоновых дырах, о кислотных дождях.

Ведущий 2:

Океан седой гремит набатно
Он таит обиду в глубине.
Чёрные, раскачивая пятна,
На крутой разгневанной, волне.

Проблема загрязнения воды возникла ещё в глубокой древности за 400 или 500 лет до н.э. Гидробиологи, расскажут о проблеме загрязнения вод Мирового океана

Ведущий 1: Разрушительная деятельность человека направлена не только на неживую природу. Из-за него стали редкими и полностью уничтожены многие виды животных и растений. (Фрагмент «Царь зверей», видеофрагмент из м/ф «Король Лев» - начало) (Приложение 2)

Ведущий 2: Нашу цивилизацию называют технологической или индустриальной, так как совершенствование техники привело к увеличению общего объёма экономической деятельности, доходов на душу населения, уровень материального потребления. И сегодня, мы ещё раз услышали, что это благополучие достигнуто за счёт нанесения невосполнимого ущерба окружающей природе. (Выносится плакат)

И, теперь немаловажно, что перетянет в ближайшем будущем? Соблюдение, каких условий должно стать законом. Предлагаю каждому из присутствующих написать на листочке, (цветные клейкие листочки получают все) главное условие, на ваш взгляд, и прикрепите его к глобусу, символу нашей уникальной планеты. (Глобус ставится в центре аудитории на подставку, от прикреплённых разноцветных листочков он расцветает как букет цветов).

Ведущий 1: Друзья встаньте в круг, возьмитесь за руки, окружим и согреем нашу планету теплом и заботой.

Жюри объявляет предварительные итоги конкурса. Исполняется песня «Почему так у нас происходит?» на сл. Каминского О.П., на музыку И. Крутого к песне «Ладони». В завершении конкурса проводится голосование болельщиков. На доске вывешиваются конверты, куда слушатели кладут свои жетоны. Окончательные итоги конкурса жюри подводит на следующий день.

Литература

1). Материалы рефератов учащихся школы.

2). Малетина Е.П., Хижняк Н.Ю. Человек и природа: противостояние или сотрудничество? Газета Биология, Приложение к 1 сентября, № 44-46.

3). Мусор, отходы, отбросы. Химия, приложение к 1 сентября, № 10-12, 2001.

4). По следам Красной книги, журнал «Читаем, учимся, играем», 5 выпуск, 5, 1999. Изд. «Либерия – бибинформ».

5). Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг. Практические занятия для учащихся IX-X классов. М., Новая школа,1996.

6). Фадеева Г.А., Попова В.А. Физика и экология, 7-11 классы (материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию). Волгоград, издательство «Учитель», 2003.