Цель: повышение мотивации учащихся к изучению физики, закрепление пройденного материала.
Необходимые материалы:
- мультимедиа аппаратура;
- музыкальный фон на военную тематику;
- 2 белые повязки с красным крестом;
- звезды из красной бумаги;
- песочные часы на 1 минуту;
- пазлы (картинки измерительного цилиндра и термометра);
- таблица плотности твердых тел;
- чистые листы бумаги;
- шариковые ручки;
- сувениры отрядам.
Подготовительная работа:
- подготовка необходимого оборудования;
- из учащихся класса выбрать двух санитаров (два самых сильных учащихся по физике, которым на руку прикрепляются повязки с красным крестом);
- поделить класс на два отряда и дать им домашние задания: 1. подготовить представление: название, девиз, эмблему, приветствие другому отряду; 2. подготовить “хитрые” вопросы для отряда – соперника по тематике боя);
- подготовка презентации, которая демонстрируется на протяжении всего боя;
- подготовка помещения для работы.
Организация пространства:
Перед началом мероприятия столы необходимо расставить так, чтобы две команды сидели друг напротив друга. Должно быть предусмотрено место для главнокомандующего.
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. А начать его мне бы хотелось с обращения вашего взгляда в окно. Ясный, морозный, а самое главное - тихий зимний день. Не раздаются взрывы, не грохочет тяжелая военная техника. Сегодня наша Родина уже 65 лет прожила без большой войны. Но, к сожалению, нас не обошли малые войны. Пусть в наши дома никогда не входит беда, связанная с войной. И сегодня мы проводим мирный бой - физический. Ваше оружие в этом бою - знания и умения.
Конечно, бой не выиграть в одиночку, поэтому нужно быстро и четко работать коллективно под руководством ваших командиров и помощников – санитаров.
Роль командиров заключается в умелом руководстве, а санитаров – в оказании помощи своему отряду в случае необходимости (если отряд не может справиться с заданием).
Следить за нашим боем мы поручим главнокомандующему (желательно посторонний человек, например, другой учитель физики), который будут награждать за те или иные успехи “звездами”, а за грубые нарушения и лишать их.
Итак, тема нашего сегодняшнего боя “Первоначальные сведения о строении вещества ([1], глава1) и взаимодействие тел ([1], глава2)”.
Отряды готовы к бою? Тогда мы начинаем (звучит музыка).
1 этап - Представление (это домашнее задание).
Учитель: Внимание главнокомандующего! К вам прибывают новобранцы - два отряда. Каждый отряд должен представить нам:
- название,
- девиз,
- эмблему,
- приветствие другому отряду.
Главнокомандующий оценивает отряды и вручает звезды.
2 этап - “Разведка боем”
На слайде презентации прописаны буквы “Т, А, М, П, В, Д”. Отряды по очереди выбирают любую букву и называют термины, по теме игры, начинающиеся с этой буквы. В случае затруднений отряд может воспользоваться помощью санитара.
Главнокомандующий наблюдает затем, чтобы не было повторений, и за каждый верный ответ выдает звезду.
3 этап - “ Взять языка ”
Каждый отряд задает заранее подготовленные “хитрые” вопросы, отряду-сопорнику, на которые они должны дать ответ. Если противники не отвечают - следовательно, отряд, который задает вопрос “берет языка” (зарабатывает звездочку) и сам отвечает на поставленный вопрос.
4 этап - Подготовка к основному бою (или командирский конкурс).
Это задание представляет собой блицтурнир для командиров. За 1 минуту командир должен ответить на большее число вопросов. Если ответа нет, то он отвечает – “следующий”. Во время ответа одного из командиров, второй выходит за дверь класса в сопровождении санитара отряда-противника.
Вопросы:
- Жидкость, самая распространенная на Земле (вода)
- Сколько граммов в килограмме? (1000)
- Как иначе можно назвать измерительный цилиндр? (мензурка)
- Прибор для измерения времени (часы)
- Пробирка без донышка (трубка)
- Что находится в пустой бутылке? (воздух)
- Замерзшая вода (лед)
- Прибор для измерения силы (динамометр)
- Прибор для измерения массы (весы)
- Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг пуха (одинаково)
- Единица измерения силы (Ньютон)
- Существует трение покоя, скольжения и .... (качения)
- Название команды противника?
- Сколько человек в вашем отряде?
- Чему равно g (9,8Н/кг)
- Первый в мире будильник (петух)
- Прибор для измерения температуры (термометр)
- Как иначе называется g (ускорение свободного падения)
- Единицы измерения скорости (м/с)
- Резина - это тело или вещество? (вещество)
- Тает лед, кипит вода - какие это явления (тепловые)
- Сколько часов в сутках? (24)
- Из чего состоит молекула? (атомы)
- В каком состоянии находится вещество, если оно легко меняет свою форму, но сохраняет объем? (жидкое)
- Единицы объема (м3, мл)
- Как зовут учителя физики?
Главнокомандующий отдает звезду тому отряду, командир которого дал большее количество правильных ответов за 1 минуту.
5 этап. Штурм.
Вопросы для штурма высоты, связанны с именами ученых, которые внесли немалый вклад в развитие физики. Учитель зачитывает каждому отряду свой вопрос. В случае совпадения ответа отряда с ответом на слайде (приложение 1), отряд получает одну звезду и поднимается на одну ступень к вершине. В случае не правильного ответа, отряд имеет право перейти на ступень вверх, лишаясь при этом одной звезды.
- Древнегреческий ученый, живший в 4-м веке до н.э., в сочинениях которого появилось слово “физика” (Аристотель).
- Ученый, который ввел слово “физика” в русский язык в 18 веке и издавший первый учебник по физики? (М.В.Ломоносов).
- Итальянский ученый, который изучал, как происходит падение тел, роняя разные шары с наклонной башни (Галилео Галилей).
- Фамилия ученого, которому принадлежат знаменитые слова: “Эврика, эврика!” (Архимед).
- Фамилия великого английского ученого, в честь которого названа единица силы? (И.Ньютон)
- Английский ученый, который в 1660 году, когда ему было 25 лет, установил закон, названный впоследствии его именем, внеся большой вклад в изучение силы упругости. (Р.Гук).
6 этап - “Временное затишье”.
Включается тихая музыка. Отряды получают конверты, в которых лежат пазлы с изображением физических приборов (приложение 2). Задача, отрядов собрав пазл, как можно больше рассказать о том предмете, который на нем изображен.
За правильно собранный пазл главнокомандующий вручает отряду одну звезду, и еще одну звезду отряд может заработать за дополнительную информацию о приборе (название, цена деления, виды и т.д.).
7 этап - “Только вперед!”.
Отрядам предлагается на выбор две карточки(приложение 3) на которых напечатан текст двух задач. Также предлагается таблица плотности твердых тел.
Главнокомандующий вручает по одной звезде за каждую правильно решенную задачу.
8 этап - “Итоги боя”.
Санитары каждого отряда сдают свои звезды главнокомандующему и присутствуют при подсчете результатов.
Главнокомандующий объявляет результаты боя, вручает подарки обоим отрядом, акцентируя внимание на том, что в бой был мирным и в нем нет победителей и побежденных.
Учитель: На этом наш мирный бой сегодня закончился, но впереди вас ждут новые знания и новые открытия.
А закончить я хочу словами:
Легко нам с физикой жить и трудиться,
Она всё сделает быстро за нас.
Она нам в жизни не раз пригодится,
Дружите ребята с нею сейчас!
Она нам строить дома помогает,
Она стирает и гладит, и шьёт.
Дорогу к звёздным мирам пролагает,
С ней по жизни каждый идет.
Литература:
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.