Цели:
обучающая:
- познакомить с различными по цели высказывания видами текстов и формировать умение распознавать их;
- обобщать и закреплять знания детей, полученные при изучении темы "Животные", дать представление о диких и домашних животных.
развивающая:
- развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, наблюдательность учащихся;
- развивать и поддерживать индивидуальные
способности детей в процессе их
деятельности; - развивать связной речи учащихся.
воспитательная:
- воспитывать вежливое, правильное поведение, умение работать в коллективе, содействовать воспитанию взаимопомощи и взаимоуважения.
оздоровительная:
- способствовать эмоциональному комфорту воспитанников на основе создания ситуаций успеха для каждого ученика;
- содействовать сохранению здоровья учащихся.
коррекционная:
- содействовать формированию устойчивости внимания и речевой активности.
Форма проведения: интегрированный урок (русский язык +окружающий мир).
Тип: изучение нового материала.
Оборудование:
- слайды с изображением животных,
- карточки с буквами т, е, к, с, т, ы,
- карточки с названиями видов текстов,
- карточки с предложениями,
- индивидуальные тексты о тигре,
- фрагмент видеофильма о животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок сейчас начнем.
II. Повторение пройденного.
Сегодня у нас необычный урок. Мы будем заниматься и русским языком и окружающим миром. Чтобы узнать о чём мы будем говорить на русском языке вы должны выполнить ряд заданий. За правильное выполнение задания будет открываться карточка с буквой.( слова ТЕКСТЫ).
Прочитайте слова, записанные на доске. (Слайд 1)
В.робей, л.сица, с.рока, п.тух.
1. Вставь пропущенную букву. (открывается буква Т)
2. Расставьте слова в алфавитном порядке. (открывается буква Е)
3. Назовите слова, состоящие из 2-х слогов. (открывается буква К)
4. В каком слове ударение падает на третий слог? (открывается буква С)
5. В каком слове наибольшее количество согласных? Назови их. (открывается буква Т)
III. Чистописание.
Не забудь о правиле: (слайд 2)
Тетрадь с наклоном положу (рассказывает сидя за
партой).
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Выпишите из слов гласные буквы. (один ученик выполняет задание у доски).
о, е, и ,а, у (открывается буква Ы). (Слайд 3)
IV. Сообщение темы и целей урока.
Какое же слово получилось?
Знакомо ли вам это слово?
Что такое "текст"?
Сегодня мы узнаем, что в русском языке тексты бывают разные.
Прошу вас ещё раз прочитать слова, написанные на доске.
Что объединяет эти слова? ( подводить к ответу, что это словарные слова; слова, обозначающие животных; слова, обозначающие диких и домашних животных).
Как вы думаете, что связывает данные слова с темой "Тексты"? (подводить к ответу, что будем составлять тексты о животных).
V. Знакомство с новой темой.
Вы верно заметили, что словарные слова, обозначают названия диких и домашних животных.
В чём же отличие диких животных от домашних?
(Дикие животные живут в природе, сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство.
Домашних животных разводят люди. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся о потомстве).
Разделите названия этих животных на 2 столбика и запишите в тетрадь.(один ученик выполняет у доски).
Дикие | Домашние |
воробей | петух |
сорока | |
лисица |
2. Составление предложения по схеме.
Давайте попробуем составить предложение со словом петух по предложенной вам схеме.
Дети называют слово, учитель выставляет карточку со словом " петух" на месте вопроса и т.д. со следующими словами. Какое предложение у нас получилось. (выслушать 3 варианта ответа и составить из карточек наиболее удачный из вариантов). Запишите предложение. Прочитайте его.
Мы сейчас составили и записали предложение об одном из домашних животных. А какое значение имеют для человека домашние животные?
(Продукты питания, шерсть, кожа, лекарство, охрана, транспорт, общение.) (Слайды 4-6)
А где можно увидеть диких животных?
(Природа, передачи по телевизору, зоопарк, цирк) (Слайд 7).
Как вы заметили чаще всего диких животных можно увидеть по телевизору. Предлагаю стать на мгновенье рыбками и выполнить физминутку под музыку из передачи "В мире животных". (Слайд 8)
3. Физкультминутка.
Рыбки в озере купались
В чистой тепленькой воде
Раз - сожмутся, разожмутся
Два - зароются в песке.
Раз - сожмутся, разожмутся
Два - зароются в песке.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись
Как пружины мы присели
И тихонько разом сели.
4. Знакомство с видами текстов. Рассказ о животных.
Давайте вспомним о чем мы говорили до физминутки. (добиваться ответа "о диких и домашних животных, составляли и записывали предложение о животном").
А сейчас я прочитаю вам загадку еще об одном животном, ваша задача угадать, о ком идёт речь.
Эти звери - знают все ребята
Ходят в шкурах полосатых.
Полосы огромные -
Желтые и темные.
(Слайд 9)
Конечно, это тигр. Живут они только в Азии. Это самый крупный вид среди кошек, масса достигает 400 кг. Тигры - хищники, очень быстро бегают. Тигров даже медведи боятся.
На столе у вас тексты. Сколько их? И столько же цветных карточек с вопросами. Прочитайте вопросы.( Что произошло? голубого цвета, Какие? желтого цвета, Почему? зеленого цвета). Наша задача подобрать к каждому из текстов вопросы, которые вы сейчас прочитали.
Чтение текста вслух учащимся. (остальные следят по тексту).
1. В цирке выступали тигры. Сначала они вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и через горящие кольца.
О ком говорится в тексте? Что о них говорится?
Выберите какой из вопросов можно поставить к данному тексту и поместите под текстом соответствующую карточку с вопросом? Что произошло? Какие? или Почему? (опросить троих учащихся с вариантами ответа).
Этому тексту соответствует вопрос Что произошло? - это карточка голубого цвета. Когда в тексте о чем или о ком либо рассказывается - такой текст называется текст- повествование. Выставить карточку рядом с вопросом что произошло? ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Прочитайте второй текст.
2. В цирке выступали тигры. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие.
О ком говорится в этом тексте? Что вы о них узнали из этого текста? (что они красивые, сильные и т.д.) т.е. их признаки.
Выберите какой из вопросов можно поставить к этому тексту и поместите под текстом соответствующую карточку с вопросом? Какие? или Почему? (опросить троих учащихся с вариантами ответа).
Этому тексту соответствует вопрос Какие? - это карточка желтого цвета. Когда в тексте что или кто-либо описывается - такой текст называется текст- описание. Выставить карточку рядом с вопросом какие? ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ.
Прочитайте третий текст.
3. В цирке выступали тигры. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что дрессировщик заботится о них?
О ком говорится в этом тексте? Чем отличается этот текст от двух предыдущих? (подвести к ответу, что есть вопросительные предложения).
У нас остался один вопрос Почему? Если тексту соответствует вопрос Почему?, то такой текст называется текст-рассуждение. Выставить карточку рядом с вопросом почему? ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ.
Чем похожи эти тексты? (Эти тексты о тиграх).
В чем отличия этих текстов? (в них говорится о разном).
К первому тексту можно задать вопрос:
Что произошло? Это текст-повествование.
Ко второму тексту можно поставить вопрос:
Какой? Это текст-описание.
И к третьему - вопрос почему? Это текст-рассуждение.
VI. Закрепление изученного материала.
Предлагаю вам дополнить текст об одном из диких животных, которое вы сейчас увидите. Перед работой с текстом воспользуемся карточкой желтого цвета с вопросом Почему?
Внимание на экран! (Слайд 10).
Тело ежа покрыто (какими?) колючками. Мордочка имеет (какую?) форму. Ушки (какие?) и круглые. (вопросы написаны на желтых карточках).
Что мы сейчас сделали? (вставили слова в предложения)
Определите вид текста. (текст-описание).
Почему это текст-описание? (здесь описывается ёжик и тексту соответствует вопрос Почему?).
VII. Рефлексия.
Все ученики класса становятся в круг лицом друг к другу. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Учитель обращается к ним со словами: "Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового - в правую. И когда я скажу: "Готово, давай!", ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: "Да!""
Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.
Наступившая после громкого хлопка тишина очень заметна. Можно заполнить ее, сыграв подходящую к ситуации оживленную музыку. (Слайд 11).
VIII. Домашнее задание (дифференцированное).
Составить о любом животном текст-повествование (голубая карточка более слабым учащимся ) и текст-описание (желтая карточка более сильным ). Пусть родители будут вашими помощниками в этой работе.
А о каком виде текста мы говорили меньше всего? (о тексте-рассуждении). О нём более подробно мы поговорим на следующем уроке. Моим домашним заданием будет составление для вас текста-рассуждения. (себе приготовить карточку зеленого цвета). И составлю я его о своём любимом животном. А о каком узнаете завтра!