Область подготовки ребенка к школе оказалась свободным пространством, которое в условиях рынка заполнилось коммерческими структурами. Анализ результатов проведенных исследований показывает, что в этих группах чаще всего происходит дублирование программы 1 класса, тогда как психолого-педагогическое понятие «готовность к обучению» ориентирует на достижение ребенком, прежде всего, определенного уровня развития познавательно-интеллектуальной, волевой и социальной сфер личности (Приложение 1).
Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу.
В нашем лицее с 1 сентября 2006 года работает класс дошкольного (предшкольного) обучения - «Приготовишкин дом». Начинали мы с создания психолого - педагогических условий для организации этого класса. Прежде всего был выделен отдельный блок для размещения дошкольников. В этот блок входят: учебный класс, игровая, спальная комната, комната психологической разгрузки, гардероб, отдельный санузел. Приобретено оборудование для всех этих кабинетов.
С классом работают учитель с опытом работы в детских дошкольных учреждениях, воспитатель, младший воспитатель, методист, психолог, логопед, медицинские работники.
Затем стал вопрос о программе дошкольного образования. За основу взяли образовательную программу «Школа 2100». Являясь программой комплексного развития и воспитания дошкольников, данная программа позволяет на практике решить проблему непрерывности и преемственности образования. Перед нами стояла цель не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на школьное обучение, а в создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала. Это в значительной мере облегчит ребенку период адаптации при переходе в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным. Поэтому над программой дошкольного образования работали в тесном контакте со специалистами Ставропольского краевого института повышения квалификации учителей, адаптировали ее под наш класс, утвердили и разработали следующий учебный план:
Учебный план на 2009-2010 учебный год класса дошкольного (предшкольного) образования
Образовательный компонент |
Количество часов |
Развитие речи + Подготовка к обучению грамоте (интегрированное занятие) |
2 |
Риторика + развитие речи (интегрированное занятие) |
1 |
Математическое развитие |
2 |
Ознакомление с окружающим миром |
1 |
Английский язык |
2 |
Физическая культура |
2 |
Ритмика |
1 |
Музыка |
2 |
ИЗО |
2 |
Лепка-конструирование |
1 |
Всего часов |
16 часов |
Следует обратить внимание, что в учебном плане наших «Приготовишек» всего 16 часов, из которых 10 это - ритмика, лепка, музыка, изобразительное искусство, английский язык и т.д. Это еще раз подтверждает, что для достижения цели – выведения детей на еденные стартовые позиции, мы не ставим приоритетом дать им учебные навыки.
Осуществление специализированного обучения направлено на развитие у детей психологических предпосылок к обучению в начальной школе, а методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.
На основе учебного плана было составлено расписание занятий:
Дни недели |
Название занятий |
Время проведения |
понедельник |
1. Английский язык 2. Математика З. ИЗО Дополнительные занятия: Музыка Театр |
9.05.-9.35. 9.55.-10.25. 10.45.-11.15. 15.30-16.30. |
вторник |
1. Окружающий мир 2. Английский язык 3. Ритмика Дополнительные занятия: Шахматы «Умелые ручки» |
9.05.-9.35. 9.55.-10.25. 10.45.-11.15. 15.30-16.30. |
среда |
1. Развитие речи 2. Обучение грамоте З. Физ-ра Дополнительные занятия: «Умелые ручки» Гимнастика |
9.05.-9.35. 9.55.-10.25. 10.45.-11.15. 15.30-16.30. |
четверг |
1. Математика |
9.05.-9.35. |
|
2. Музыка |
9.05.-9.35. |
|
З. ИЗО Дополнительные занятия: Ритмика Театр |
10.45.-11.15. 15.30-16.30. |
пятница |
1.Риторика |
9.05.-9.35. |
|
2. Лепка |
9.05.-9.35. |
|
3. Физ -ра Дополнительные занятия: Занятия с логопедом, психологом. Театр |
10.45.-11.15. 15.30-16.30. |
Продолжительность занятий 30 минут, все занятия проводятся обязательно в игровой форме, с частой сменой деятельности. Некоторые занятия вынесены на вторую половину дня, это связано с физиологическим развитием ребенка 5,5-6 лет. Физическое здоровье ребенка – важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы.
При проведении занятий используются учебники УМК «Школа2100».
Следующим этапом стали мероприятия по набору детей в класс предшкольной подготовки
План мероприятий по набору детей в класс дошкольного обучения МОУ лицея № 35 на 2009 -2010уч. год.
1. Начали с того, что побывали на родительских собраниях во всех ДОУ микрорайона, где рассказали об открытии, в то время единственного, в городе класса предшкольной подготовки.
2. Расклеили объявления в микрорайоне, о наборе в класс. Дали объявление в газеты.
3. Провели собрания для родителей детей, которые пойдут в класс дошкольного обучения (февраль, май)
4. Ежегодно в конце апреля мы проводим день открытых дверей для будущих первоклассников и предшколят
5. Перепись детей 5 - 6 лет нашего микрорайона.
6. Привлечение детей дошкольного возраста (5- 6 лет) в пришкольный оздоровительный лагерь на летний отдых.
7. Объявление на сайте МОУ лицея № 35 о наборе с 1 апреля в класс предшкольной подготовки.
Одновременно с этими мероприятиями разрабатывался режим дня наших приготовишек:
Режим дня класса предшкольного образования
7.30-8.00 - Прием детей
8.00-8.15 - Зарядка
8.15-8.30 - Завтрак
8.30-9.00 - 1 занятие
9.20-9.50 - 2 занятие
10.10-10.40 - 3 занятие
11.00-11.30 - Подвижные игры
11.30-12.30 - Прогулка
12.30-13.00 - Обед
13.00-14.40 - Тихий час
15.00-1 - полдник
15.30-16.30 - Дополнительные занятия
16.30-17.00 - Игры по интересам
17.00-2 - Полдник
17.00-18.00 - Прогулка
18.00 - Уход детей домой
При составлении режима опирались на рекомендованный режим дня дошкольным учебным заведениям и пожелания родителей (лицей работает с 8.30., а прием детей ведется и 7.30.)
Для наших приготовишек разработано и утверждено РосПотребнадзором специальное меню. 4-х разовое питание: завтрак, обед, горячий полдник и полдник. В рацион входят молочные продукты, свежие овощи и фрукты, выпечка и многое другое.
Одним из направлений методической работы лицея является преемственность обучения детей в условиях перехода от предшкольного образования к начальной школе. В классе предшкольной подготовки постоянно проводятся открытые занятия, заседания методического объединения по теме преемственности обучения детей, круглые столы, семинары.
Анализ деятельности дошкольного класса показал, что в течение учебного года произошли значительные изменения в развитии детей, что организация образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста для построения непрерывного содержания дошкольной подготовки и начального общего в условиях лицея – это правильный выбор администрации и педагогического коллектива.