Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием «слог», «ударение»;
  2. учить определять количество слогов в слове;
  3. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;
  4. развивать речевые умения, внимание;
  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Учебно-методическое обеспечение – Н.Г.Агаркова, учебник по обучению грамоте и чтению «Азбука», 1 класс.

Время реализации занятия– 35 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Авторский медиапродукт презентация 22 слайда (среда POWER POINT)

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин) Слайд №1 (титульный лист)

Проверь–ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

II. Сообщение темы и цели урока. (1  мин) Слайд №»2

Во время чтения стихотворения учителем  дети прочитывают  всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«Ма» и «ша», запомни «Маша»,
К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква»,
А вместе «тыква».
«Со» и «ва» - читай: «сова».

Соединили мы два слова –
И предложение готово!
Дождь идет! Гремит гроза!
Улетела стрекоза.

- Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог

III. Деление слов на слоги

1. Слог как минимальная произносительная единица. (5 мин)

Вводя слогоделение, необходимо понимать его исключительную важность для будущих действий письма и чтения. Важно, чтобы ученик мог естественным образом (т. е. опираясь лишь на собственное произнесение) поделить слово на слоги. При этом не стоит сосредотачивать внимание ребенка на проблеме нахождения границы слогов в ситуации стыка согласных звуков.

- Ребята, с какого звука начинается каждое слово на картинке. Слайд №3 - 7

([а], [о], [у], [э], [и])

- Как называются эти звуки?

(Гласные звуки, ртооткрыватели).

- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки?

(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)

- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята.

- Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки?

- Сколько таких кусочков получилось в слове гуси?

- А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам.

- Сколько кусочков во втором слове?

Ориентируясь на звучание и артикуляционные особенности (можно использовать хорошо знакомый прием – подсчет ударов подбородка о ладонь), учащиеся обнаруживают, что в слове гуси два «кусочка», а в слове утята – целых три.

- Такие звуковые кусочки слова называются слогами.

- Давайте построим звуковые модели этих слов.

(Учащиеся на классной доске строят звуковые модели данных слов).

- Подумайте, ребята, как мы будем отмечать в моделях слов разное количество слогов.

(Дети предлагают свои варианты обозначения слогов, может кто-нибудь предложит и дужки, а если нет, то это может сделать учитель. И в моделях слов гуси и утята проводят дужки.) Слайд №8 - 9

2. Музыкальная физкультурная минутка для снятия напряжения с глаз и мышц туловища. (1  мин) Слайд №10

3. Слогообразующая роль гласных звуков. (5 мин) Слайд №11

 - Смешной человечек предлагает составить слоговые модели разных слов с выделением слогов. Слайд №12 - 13

Анализируя слова лиса и мост, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором – один; составляют звуковые модели слов. Обращают внимание на работу рта.)

- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово лиса? А когда произносим слово мост?

- Сколько гласных в слове лиса? А в слове - мост?

Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.

4. Работа с неозвученными моделями. (5 мин) Слайд №14

Детям предлагается поделить на слоги слово по его модели, при этом неизвестно, к какому слову составлена данная модель, в этой ситуации ребенок не может опереться на свое произнесение слова, звучащего образа слова нет. Ученик должен уметь видеть всю слоговую структуру слова до того, как слово будет прочитано, озвучено. Тщательно работая с моделями слов, можно научить ребенка ориентироваться в слоговой структуре слова до его прочитывания.

- Подберите к каждой модели слова.

5. Физкультурная минутка. (1 мин) Музыкальная пауза с упражнениями для глаз и мышц туловища. Слайд №15

IV. Ударение

1. Возможный игровой сюжет. (2 мин)

Три иностранца произносят одно и то же слово радуга по-разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге, поляк – на предпоследнем, третий иностранец – на первом. Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е.  произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением.

- Кто же из иностранцев правильно произносит слово радуга?

(Тот, у которого первый слог ударный).

2. Упражнение в нахождении ударного слога. (7 мин) Слайд №16 - 21

Далее ребята учатся находить ударный слог в словах: сова, оса, рыба, лиса, роза, белка. Можно использовать два способа определения ударения. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п.). Второй способ – «позови» слово.

3. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника. (5 мин)

- Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 23).

- «Прочитайте» пары моделей слов «и'рис – ири׳с».

- Сравните звуковой состав данных слов.

(Слова «и'рис» и «ири׳с» имеют одинаковый звуковой состав.)

- Сравните значение данных слов.

И'рис – название цветка.

Ири׳с – название конфет.

- С чем связано разное значение слов «и'рис» и «ири׳с»?

(Это связано с различием ударных звуков [и]. В первом слове ударение падает на первый звук, а во втором – на второй.)

Аналогичная работа проводится с другой парой слов «а'тлас» и «атла׳с».

А'тлас – книга, в которой собраны географические карты.

Атла׳с – вид ткани, из которой шьют праздничную одежду.

Далее учащиеся делают вывод: «Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением».

V. Итог урока. Рефлексия. (2 минуты) Слайд № 22

В заключение урока учитель предлагает  определить ценность урока, его полезность,  проводит рефлексию.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Пригодится ли это знание вам в жизни?