Цели: познакомить детей с историей водного транспорта, развивать конструкторские умения и навыки, техническое мышление, воспитывать аккуратность.
Материалы для работы: образец модели корабля, цветная бумага, картон, развертки деталей корабля, карандаши, клей, краски, ножницы, линейка, кисти.
План занятия
1. Организационная часть.
2. Теоретическая часть занятия.
3. Практическая часть занятия.
4. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационная часть
(Приложение 1, презентация).
Учитель. Здравствуйте, дети. Чтобы начать занятие, давайте повернёмся к соседу и подарим ему хорошее настроение, а для этого нужно просто улыбнуться. Вот теперь можно начинать.
Тема занятия – «История водного транспорта. Изготовление модели корабля».
II. Теоретическая часть
Учитель. Сейчас, мы мысленно с вами отправимся в прошлое. Чтобы пересечь реку, первобытные люди мастерили плоты из деревьев. В то время повсюду росли густые леса. Первые суда строили из того материала, который был в изобилии у жителей. Это могло быть дерево или камыш, кости или шкуры. Люди выдалбливали лодки из ствола дерева уже в древности. Такие лодки, пироги, держались на воде, если их не раскачивали.
Рассказывает учащийся.
- В эпоху Античности враждующие государства часто вели сражения на море. Грозные военные корабли назывались галерами. Поднимать весла и толкать вперед галеру не просто. Гребцами были рабы и преступники. Вся Средневековая Европа боялась викингов. На своих кораблях викинги бороздили моря и океаны. На крепких джонках с парусами из хлопчатой ткани, натянутой на бамбуковые рейки, китайцы плавали по рекам и морям. В XVIII веке купцы и путешественники на больших кораблях отправились исследовать новые земли. Клиперы - огромные и в тоже же время очень быстрые парусники курсировали между Европой, Америкой, Азией и Австралией.
Рассказывает учащийся.
- На смену большим парусникам пришли корабли с паровым двигателем. Теперь моряки больше не зависели от погоды. Жителям Нового и Старого Света очень понравилось плавать на пароходах. Чтобы корабли вмещали больше пассажиров, стали строить двух и даже трехпалубные красавцы. Лайнер - это огромный теплоход, настоящий плавучий город с магазинами, театральными залами, ресторанами, бассейном. На большом лайнере часть команды занимается прокладкой маршрута и ведет корабль, часть следит за исправностью механизмов. Стюарды обслуживают пассажиров.
Рассказывает учащийся.
-Современные транспортные суда всего за один рейс перевозят огромные грузы с одного края земли на другой. На огромных паромах пассажиры могут переправляться сидя в автомобиле. На паромах помешаются даже грузовики. Ледокол прокладывает трассу для других судов через замерзшие моря или реки. Тяжелым корпусом этот корабль проламывает лед. Гоночные суда плывут за счет давления ветра. Легкие моторные катерки развивают достаточную скорость за счет мощности двигателя. У катамарана два корпуса. Сильный ветер приподнимает один над водой, второй удерживает судно на плаву. Траулер находится в море по нескольку месяцев. Пойманную рыбу заготавливают прямо на борту корабля.
Первыми «подводниками» были ловцы жемчуга. В XVII веке построили аппарат, позволивший долго находиться под водой. Чтобы заставить подлодку погрузиться, нужно заполнить водой балластные отсеки, которые отяжеляют ее. При подъеме лодки отсеки освобождают от воды. Сейчас судостроители работают над проектами кораблей, двигающихся за счет силы магнитного поля или давления воды - это корабли будущего.
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте),
Очень нравится нам.
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
III. Практическая часть
Учитель. Наш бумажный корабль будет очень красиво смотреться на полке, можно сделать его и плавающим. Для этого в первую очередь нужно его очень аккуратно склеить, не оставив ни малейшей щелочки в корпусе, чтобы в него не попала вода. Затем корпус модели покрасить масляной или нитрокраской нужного цвета. Можно изготовить подставку и установить на нее.
Последовательность изготовления модели корабля:
1. Заготовка деталей. (Приложение 2).
Заготовьте детали (корпус, носовая часть, палуба, мачты из картона, паруса из бумаги).
Проведите линии сгиба карандашом, если они есть, а затем шилом, вырежьте детали и согните по линиям сгиба.
2. Сборка модели корабля.
Склейте корпус. Заготовку мачты протяните по краю стола, слегка придавливая ладонью для закругления, и склейте в трубочку. Надрежьте с одной стороны, для того чтобы приклеить к палубе, аналогично другую мачту. Для мачты можно подобрать круглую палочку или пустой гелиевый стержень. Внутрь корпуса вклейте сначала палубу, а затем мачты. Приклейте носовую деталь.
3. Произведите оформление:
- покраска корабля;
- приклеивание парусов, флагов.
Целевые обходы педагога:
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
IV. Подведение итогов
1. Проверка и оценка работы.
2. Выставка работ.
3. Обобщающая беседа:
- О каких видах водного транспорта мы сегодня говорили?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Что у них общего?
- Как используется каждый вид транспорта человеком?
4. Творческая работа (звучит музыка).
- Подумайте и нарисуйте на листочках проекты будущих экологически чистых средств передвижения водного транспорта.
Защита проектов.
5. Творческое домашнее задание: дорисовать транспортное средство.