Цели и задачи урока:
- познакомить с биографией К.Г. Паустовского, отрывком из его произведения «Мой дом»;
- совершенствовать технику чтения;
- развивать у детей речевую активность, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать, обобщать;
- воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование:
- портрет К. Г. Паустовского
- карточки с пословицами и поговорками
- карточки с ключевыми словами
- учебники
- выставка рисунков
Ход урока
Этапы |
Содержание |
||||||||
I. Организационный момент |
Проверка готовности к уроку. |
||||||||
II. Проверка домашнего задания |
Дома вы должны были подготовить рассказ о своём любимце – кошке или собаке. Внимательно послушаем ваши рассказы. Какое настроение вызывают у вас домашние любимцы? |
||||||||
III. Актуализация знаний и постановка цели урока |
Соотнесите автора и литературное произведение:
- Кто лишний? (Паустовский) - Какие произведения Паустовского вы читали? Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством К. Г. Паустовского и будем читать отрывок из его произведения «Мой дом». Но сначала немного об авторе. |
||||||||
IV. Подготовительная работа |
1. Рассказ об авторе (сообщение ученика) Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве. Семья была большая. Члены семьи много пели, играли на рояле, любили театр. Учился Паустовский в 1-й Киевской гимназии. После окончания гимназии два года учился в Киевском университете, а затем перевелся в Московский университет. Паустовский работал: кондуктором на трамвае, санитаром, на металлургическом заводе, ушел в рыбачью артель на Азовском море. На поездах, пароходах, речных баржах он побывал в Прибалтике, на Кавказе, Украине, в Белоруссии, а также Афинах, Риме, Париже, Болгарии, Турции. Паустовского называют певцом России. Он точно и тонко описал леса, реки, травы, цветы, деревья, растущие на родной земле. Паустовского любили все, с кем он общался. Любимым занятием писателя была рыбная ловля. Умер писатель в 1968 году. 2. Подготовка к восприятию текста Таким интересным человеком был К. Г. Паустовский. Настало время познакомиться с его произведением. Сядьте поудобнее. Во время моего чтения подумайте, есть ли что-то сказочное в этом отрывке, и, кто стал героями этого произведения? |
||||||||
V. Первичное чтение |
Читает учитель. Учебники закрыты. |
||||||||
VI. Проверка первичного восприятия текста |
Какое настроение создает у вас этот отрывок? А как вы думаете, ваши рисунки передают это настроение? С кем произошла прочитанная история? Кто еще являются героями? К какому жанру вы бы отнесли это произведение (сказка или рассказ)? Докажите. |
||||||||
VII. Чтение и анализ произведения |
1. Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте, выполним несколько упражнений, чтобы читать быстро и правильно. а) Дыхательная гимнастика Задувание свечи. б) Речевая разминка Прочитайте скороговорки, четко произнося слова:
2. Чтение отрывка детьми Теперь, когда мы немного потренировались, прочитаем отрывок по цепочке, стр. 190 3. Физкультминутка
4. Анализ произведения а) Словарно – лексическая работа Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие. Западня – ловушка Масть – цвет Берут дом в осаду – т. е окружают его со всех сторон Кукан – веревка, на которую нанизывают пойманную рыбу Вцепиться мертвой хваткой – очень крепко Застигнутые врасплох – внезапно б) Выборочное чтение - Где стоит дом? - Чем он отгорожен? - Чем является частокол для деревенских котов? - Откуда возвращался автор? - Какие масти котов встретились в тексте? - Найдите в тексте глаголы, характеризующие действия котов, когда возвращается автор? - Какова цель котов? - Прочитайте, что происходит вечером? - Найдите в тексте, что удается сделать одному из котов? - Как его называет автор? - А что в это время делают остальные коты? - Чем все это заканчивается? |
||||||||
VIII. Вторичный синтез |
1. Беседа - Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль рассказа - Как, по – вашему, автор пощадит котов? - О каких чертах характера говорит пощада? 2. Работа с иллюстрацией - Найдите в тексте слова, которые четко отображают то, что вы видите на иллюстрации. 3. Работа в парах Сейчас вам необходимо будет подобрать одну пословицу из трех, наиболее соответствующую нашему рассказу: 1. Гляди в оба (поговорка) 2. Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется. 3. Всякому нужен и обед и ужин. Найдите пословицу – антоним. |
||||||||
IX. Итог урока |
С каким произведением познакомились на уроке? Что нового вы узнали? Спасибо за урок! |
||||||||
X. Домашнее задание |
Подготовить пересказ отрывка, используя ключевые слова: густой сад высокий частокол западня для котов берут дом в осаду кукан с рыбой ждут вечера вцепиться мертвой хваткой фонарь застигнутые врасплох просят пощады |