Общественный смотр знаний по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома"

Разделы: Химия


Воспитательные задачи: воспитание коллективизма, создание атмосферы сотрудничества, развитие умения выделять существенное, развитие речи, внимания, мышления.

Подготовка к проведению общественного смотра знаний: изучение материала темы, составление сценария, оборудование помещения. Учащимся рекомендуется дополнительная литература. Консультанты из числа учащихся оказывают помощь отстающим в усвоении знаний школьникам. Создается жюри из учителей. В этом случае оценка жюри идет по подготовленной карточке для команд.

Сценарий общественного смотра знаний.

1. Вступительное слово учителя литературы (стихотворение о периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева).

Снег падает. Весь мир заснежен,
Но вечно движется к весне.
Исчислен, разделен и взвешен –
Вещают цифры на стене.
И каждый знак ее взлелеяв,
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им…
А. Чивилихин

Продолжает урок учитель химии со словами о цели смотра, о правилах поведения, представление жюри.

2. Оформление кабинета: портрет Д.И. Менделеева, выставка книг (литература, рекомендуемая для подготовки к уроку), в учебном стенде информация в виде занимательных заданий по теме.

3. Учитель на уроке руководит смотром и оценивает ответы вместе с членами жюри, которые оценивают работу как команд, так и каждого участника.

4. Конкурс капитанов «Экспериментальная ситуация» по вопросу «Амфотерные оксиды и гидроксиды и их свойства».

Капитаны команд получают карточку с заданием:

  1. Экспериментальным путем подтвердите, является ли амфотерным гидроксид цинка (капитан 1 команды), гидроксид меди (II) (капитан 2 команды).
  2. На доске напишите уравнения химических реакций получения заданного гидроксида и его свойств.

Учитывается теоретическое обоснование к эксперименту и выполнение правил техники безопасности.

Пока капитаны работают, с остальными учащимися идет разминка (ответы на вопросы учителя по теме) за правильный ответ ученик получает жетон. (См. приложение №1).

5. Выполнение тестового задания по вариантам (См. приложение №2).

6. Индивидуальные ответы членам жюри по билетам (См. приложение №3).

7. В свободную минуту учащиеся по вариантам выполняют следующее задание: решение кроссвордов по вариантам (См. приложение №4).

8. «Звездный час» для тех, кто не принимал участия в разминке или меньше всего участвовал:

  • Назовите элементы, которые начинаются на букву «а» и другие, которые заканчиваются на букву «а».
    1. Алюминий, аргон, азот, актиний, астат, америций;
    2. Сера, сурьма, платина.
  • Составьте названия элементов из букв «х», «б», «л», «м», «р», «о» (хлор, бром).
  • Из слогов –дий, -ра, -маг, -лит, -ний, -ий составьте названия элементов (литий, радий, магний).
  • Составьте рассказ «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», используя и располагая понятия, конкретные данные в логической последовательности. (Приложение №5).

Вопросы задает учитель русского языка (телевизор, видеозапись). На доске дублирующие карточки-задания (использую магнитную доску).

9. Жюри подводит окончательные итоги соревнования команд и индивидуальной работы каждого участника.

10. Учитель подводит итоги урока, оценивает работу класса и каждого ученика.