Задачи:
-
Развитие
- познавательной активности учащихся к строению Солнечной системы,
- логического мышления,
- внимания,
- памяти.
-
Формирование патриотического воспитания учащихся.
Сопровождается творческой работой учащихся.
Оформление: Большая карта солнечной системы, т.к. в ходе игры дети совершают путешествие по планетам.
Приветствие – представление команд: эмблема, командир корабля, члены экипажа.
Ход игры
Ведущий: Сегодня, ребята, мы с вами совершим космическое путешествие. Перед Вами карта Солнечной системы. Нам предстоит стартовать с Земли, а затем мы произведем посадку на всех планетах Солнечной системы. Но для того, чтобы проверить, можно ли вас принять в отряд космонавтов, я хочу провести с вами игру на внимание. А игра называется «летает – не летает».
Правила игры: ведущий называет различные предметы. На летающие – игроки поднимают руки, если предмет не летает – сидят спокойно. Игра оценивается в 10 баллов.
1. ракета |
6. спутник |
2. комар |
7. пингвин |
3. воздушный шар |
8. гусеница |
4. звезда |
9. комета |
5. страус |
10. самолет |
Задание №1
Ведущий: Каждый экипаж должен как можно быстрее подняться на свой космический корабль.
Задание №2 Вызываются по 1 человеку с каждой команды. Надо с завязанными глазами нарисовать ракету. (Принести два шарфа) 3 балла
Ведущий: Теперь наши экипажи могут стартовать с Земли. И первая планета, на которой мы остановимся, совершив посадку – Марс. Марс очень интересная планета. Ученые долго предполагал, что именно на Марсе может быть жизнь. Вокруг своей оси Марс обращается за одни сутки, как и Земля, а вокруг Солнца – примерно за два года. У Марса два спутника Фобос и Деймос, что в переводе с греческого означает «ужас» и «страх». Прежде, чем мы отправимся дальше, вы должны ответить на опрос космической викторины.
(Правильный ответ – 1 балл).
Задание №3
Викторина
- Великий русский ученый, который в 1883 году пришел к мысли о возможности использования реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов Константин Эдуардович _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
- Главный конструктор ракеты – академик Сергей Павлович _ _ _ _ _ _ _
- Первый космонавт планеты Юрий Алексеевич _ _ _ _ _ _ _
Ведущий: Оба экипажа успешно ответили на вопросы викторины. И мы можем продолжать полет. Наш путь лежит к планете Венера. Но что это? На борт корабля поступили какие-то странные зашифрованные телеграммы.
Задание №4 Ваша задача разгадать эти загадочные цифры.
(Каждому экипажу вручается телеграмма, которую надо прочесть с помощью шифра).
5 баллов
- 3,14,9,13,1,14,9,6, (внимание)
- 16,15,18,1,5,11,1 (посадка)
- 14,6,3,15,8,13,1,7,14,1 (невозможна)
- 30,6,9,5,6,13,9,32 (эпидемия)
- 18,16,1,18,1,10,19,6,18,29 (спасайтесь)
Шифр:
1
А |
2
Б |
3
В |
4
Г |
…
… |
33
Я |
Ведущий: Быстрее расшифровал телеграмму экипаж … вы правильно прочитали телеграмму «Внимание! Посадка невозможна! Эпидемия, спасайтесь!». Поэтому мы не можем совершить посадку на планете Венера и летим дальше на планету Меркурий.
Задание №5 Загадка «Ко дню рождения» 4 балла
Предположим, ты попадаешь на Меркурий как раз вовремя, чтобы отпраздновать свой 10-й день рождения. И после этого проведешь там еще 9 меркурианских лет.
Сколько земных лет тебе будет в конце этого срока?
(1 меркурианский год = 88 земным суткам)
Ведущий: Продолжаем полет – нас ждет планета Юпитер. Юпитер больше Земли в 13 раз. Это видно и на нашей карте. А задание №6 вас ждет такое: Вы должны составить слова о космосе. Например: спутник, метеорит, орбита, Вселенная, галактика…
(Слова – 1 балл, время – 3 мин)
Ведущий: Заняли места в космическом корабле и летим дальше. Впереди у нас очень интересная планета – Сатурн. Совершаем посадку на планете Сатурн. Получите следующее задание №7. Кто быстрее соберет картинку. (2 конверта с пазлами) 3 балла
Ведущий: А наше космическое путешествие продолжается и мы дружно совершаем посадку на планете Уран.
Задание №8 таково. Вам следует отгадать ребусы. 11 баллов
- Газовая оболочка, окружающая землю. а_ _ _ _ _ _ _ а
- Если к слову добавить (забрать) букву, то из получившихся букв можно составить новое слово, например, чайки + н = чайник
- ряд + о =
- метро + е =
- алмаз + п =
- томат – т =
- Необходимо, заменив букву в слове, путем перестановки букв получить новое слово, например, удав (у → о) = вода
- нигерия (и → э) =
- гектар (г → а) =
- монета (н → к) =
- анкета (н→ р) =
- Попробуйте из каждой пары слов путем перестановки букв составить третье слово. Все буквы должны использованы.
- мост + афера =
- совесть + немо =
Ведущий: Полет продолжается и мы приближаемся к одной их самых дальних планет Солнечной системы – Нептун. Я думаю, что вы все порядком проголодались и ваша задача составить «космическое меню» (задание №9) 4 балла
Ведущий: Вы успешно справились с этим заданием, наш полет подходит к концу, и единственная планета, на которой мы еще не были – Плутон. Ой, сколько здесь невиданных животных. Мы наверное попали в космический зоопарк.
Домашнее задание №10. Каждый экипаж должен был нарисовать необыкновенное животное. Придумать название этого животного, рассказать, чем оно питается и где обитает. 5 баллов
Подведение итогов
Заключение: Сейчас нам предстоит вернуться на Землю. Наш полет подошел к концу. Более успешным был полет экипажа … Молодцы, ребята! Так держать! Я думаю, что все вы сможете стать хорошими космонавтами.
Награждение победителей (выставление оценок за работу в журнал).
Дополнительная литература
-
С.Атконсон. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира. М. «Росмэн», 1997 г.
-
Н.П. Каманин. Юрий Гагарин Вижу Землю… М. «Детская литература», 1976 г.
-
В.И. Селезнев. Увлекательная физика. М. «Новая школа», 1997 г.