Цель: Создание условий для личностного развития учащихся через анализ сказки А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.
Задачи:
-
Дать школьникам первоначальные представления о правах и обязанностях человека.
-
Показать роль и значение сказки в жизни человека, повысить при этом уровень их эмоциональной отзывчивости.
-
Развивать логическое мышление, воображение и речь.
Групповая форма работы с учениками позволяет развивать коллективную ответственность, чувство сопереживание, умение договариваться.
Оборудование:
- Столы для команд,
- мультимедийное оборудование,
- презентация
- мультфильм “Буратино”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит музыка. Старшеклассники в костюмах сказочных героев встречают детей.
Пьеро:
Заходи, честной народ.
В гости сказка вас зовет.
Артемон:
Двери открываются.
Сказка начинается.
Все встают в круг.
Мальвина:
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
Ответы детей (Эта книжка называется Азбука, а мальчуган – Буратино)
В класс входит Буратино и раздает каждому ребенку эмблемы.
II. Актуализация знаний
-Сегодня у нас интересный урок. А будем мы с вами не просто играть: По группам задания выполнять.
- Разбейтесь на команды в соответствии с цветом эмблемы. (Ребята садятся по группам за три стола.)
- Посмотрите и скажите, что нарисовано на эмблемах? (золотой ключик) Почему именно этот знак? Что делают ключиком? (Выслушиваются ответы детей).
- Вас встретили персонажи сказки А. Толстого “Золотой ключик”, которые помогут узнать тайну золотого ключика и приоткроют заветную дверцу счастливого мира, который нас окружает, где каждый человек должен знать о своих правах и обязанностях.
- Начинаем наше путешествие по сказке “Золотой ключик, или Приключения Буратино.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. По количеству набранных баллов определяется команда победитель. Наше жюри: Пьеро и Артемон.
1 задание. Название команды.
- Выберите капитана и придумайте название команде.
- Объясните свой выбор. Название должно соответствовать теме урока.
- Давным–давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно вместе с ними появились главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют право?
И появилась на свет Всеобщая декларация прав человека.[1]
(Мальвина и Буратино знакомят детей с правами человека, показывая им плакаты, а содержание каждой статьи дети читают вместе, объясняя смысл непонятных слов).
Мальвина:
Без Декларации прожить нам нельзя.
Поведаем вам о правах друзья.
Вспомним права, которые важны для нас. И покажем плакаты сейчас.
А вы не зевайте и права свои запоминайте.
Буратино:
Ты родился и криком огласил весь мир.
Ты – личность, ты гражданин.
Статья3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Мальвина:
Необразованным быть так смешно в наш 21 век.
Право забыл ты свое – на образование человек.
Статья26.Каждый человек имеет право на образование.
Буратино:
Право на отдых, право на труд Всеобщая Декларация тебе дает.
Делу - время, потехе – час. Народная мудрость гласит для нас.
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Мальвина:
Выбор профессии всегда за тобой. Кто ты будешь такой?
Выбор профессии важен вдвойне.
Он обеспечит уровень жизни тебе и твоей семье.
Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор профессии, справедливые условия труда. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи.
Буратино:
Все народы равны в правах. Помни!
В обществе тебе жить и надо с соседом дружить.
Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг другу по-братски.
-Итак, мы познакомились с основными правами человека. Какие права вы запомнили? (Дети называют права человека, набирая баллы для команды. Учитель вывешивает плакат с перечнем изученных прав).
Основные права человека:
- Право на жизнь и свободу.
- Право на образование.
- Право на труд.
- Право на отдых.
-А еще ребята мы не назвали несколько прав, чтобы их узнать, ответьте на мои вопросы:
- Что подарил Папа Карло Буратино? Какое имущество было у Буратино? (Азбука, курточка, колпачок, золотой ключик)
- Право владеть имуществом.
- Кто силой ворвался в каморку Папы Карло, тем самым, нарушив данное право? (полицейские и Карабас-Барабас)
- Право на неприкосновенность жилища.
- Кто мешал Буратино найти заветную дверцу? (Карабас –Барабас, Дуремар)
- Право на свободное передвижение .
2 задание. Отрывок из сказки.
- Каждая команда получает карточку, на которой написаны ситуации из сказки. Ваша задача правильно и быстро ответить, каким правом герои воспользовались, а какие права героев были нарушены?
Карточка 1.
- Шарманщик Карло выстрогал из полена деревянного мальчишку Буратино.
- Кот Базилио и лиса Алиса напали на Буратино ночью и отняли у него монеты.
Карточка 2.
- Папа Карло купил Буратино цветную азбуку, курточку и колпачок.
- Карабас – Барабас заставлял кукол выступать в своем театре, бил их за любую провинность.
Карточка 3.
- Говорящий сверчок посоветовал Буратино отправиться в школу и набраться там ума.
- Буратино, лиса Алиса и кот Базилио вместе пошли в страну Дураков.
Физкультминутка.
Буратино, поиграем?
Азбуку перелистаем,
В слове азбука 6 букв,
Упражнения для ног и рук.
(Дети показывают буквы А З Б У К А).
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
- Какое право мы сейчас использовали? (Право на отдых)
Выслушиваются ответы по карточкам.
3 задание. Отрывок из мультфильма “Буратино”.
-Посмотрите отрывок из мультфильма “Буратино” и ответьте на вопросы:
-Кто находиться в подневольном состоянии? Какое право нарушил Карабас – Барабас?
-Никто не должен подвергаться жестокому обращению.
4 задание. Документы.
-Какое право отражено в этих документах?
Свидетельство о рождении.
Паспорт.
Страховой медицинский полис.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Диплом о высшем образовании.
Трудовая книжка.
Пенсионное удостоверение.
III. Обобщение.
- Давайте подведем итоги. Слово жюри. Команда – победительница награждается золотым ключиком, как символ новых открытий и сладким призом.
- Как понимаете смысл этих слов?
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
(Выслушиваются ответы детей).
-Почему дети и взрослые любят сказки? Какие открытия вы сделали для себя сегодня?
- Сейчас Буратино и Мальвина приоткроют вам заветную дверцу счастливого мира, который нас окружает, где каждый человек должен знать о своих правах и обязанностях.
А теперь посмотрим сказку о правах “Буратино” на новый лад (слайдовая презентация) см. Приложение.
БУРАТИНО:
Много сказок есть на свете,
Вам расскажем сказку дети.
МАЛЬВИНА:
В этой сказке без подсказки
Мы найдем свои права
Посмотрите нашу сказку “Буратино”
БУРАТИНО:
У отца был мальчик странный
Необычный деревянный.
Все люди рождаются свободными и равными в своих правах.
БУРАТИНО:
Папа Карло мне счастья желал
И в школу меня собрал.
Каждый имеет право на образование.
БУРАТИНО:
Мой папа Карло меня любил
Цветную азбуку мне подарил,
Курточку и колпачок.
Каждый имеет право владеть имуществом.
БУРАТИНО:
Ну, а я то дурачок – о школе позабыл
И билет в театр купил и зрителей повеселил.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
БУРАТИНО:
Карабас-Барабас своих артистов в театре не любил
И за любую невинность их плеткою бил.
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.
БУРАТИНО:
Мне Карабас-Барабас 5 монет подарил,
И строго-настрого говорил:
“В каморке своей вы живите и холст с очагом берегите”.
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
БУРАТИНО:
Я еще встретил девочку с голубыми волосами и огромными глазами.
Но любит всех она учить, как правильно всем надо жить.
МАЛЬВИНА:
А ты, Буратино, не ленись и усердно учись!
БУРАТИНО:
Ну, вот, опять она за свое…
МАЛЬВИНА:
Буратино ты знаешь, что у тебя не только права,
Но и обязанности есть?
И кто их знает, тому хвала и честь:
- Не опаздывать без уважительной причины.
- Выполнять домашние задания.
- Хорошо учиться.
- Не пропускать уроки без уважительной причины.
- Не врать старшим.
- Не обижать младших и своих сверстников.
- Не драться.
- Не молчать, если его обижают.
БУРАТИНО:
На земле и под водой искал я ключик золотой
А этот ключик не обычный и он приносит счастье в жизни.
МАЛЬВИНА:
Счастливым каждый может стать
Но надо главное познать…
- Декларация прав человека – это свод законов, по которым нам всем следует жить. Порядок в мире будет только в том случае, если мы будем не только знать, но и соблюдать эти законы.
IV. Домашнее задание.
Объявляется конкурс рисунков “Сказки и права”. Нарисуйте героев сказок и подпишите, о каких правах идет речь или какие права нарушены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Изд-во “Вита-Пресс”, 1996. стр. 3