Вот и 21 век,- казалось бы, те возможности, о которых только недавно можно было читать в произведениях фантастов, уже обычная реальность жизни. И вот уже педагог-это не просто читающий науку детям умудренный человек. Это профессия сегодня накладывает на человека обязательство быть как моральной и нравственной личностью, так и свободной и легкой в творчестве. Чтобы быть в гармонии с детьми, родителями, коллегами при воспитании и обучении, достичь, возможно, только оставаясь в постоянном творческом тонусе.[10]
Хочу поделиться с вами, как я реализовалась творчески посредством решения актуальной проблемы через формирование толерантности у родителей.
В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая, неприкосновенная человеческая личность. Но произносить красивые слова, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.[1]
С каждым годом к нам в НШ-ДС № 106 приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для нашей школы - детского сада. Одним из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям для того, чтобы научиться понимать индивидуальный мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе - педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.[6] Большинство современных родителей люди грамотные, читающие научно-популярную литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавилось. Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди»[7]. По этому принципу я строю свою работу с родителями. Так я вышла на определенное направление:
- На первой встрече в первом классе, чтобы поближе познакомиться, я говорю не только о проблемах адаптации, но и даю возможность родителям познакомиться поближе между собой. Я предлагаю родителям выполнить упражнение «Знакомство». Родители представляют себя и свою семью. Общительность и эрудированность родителей поразила нас, а вот ответом на вопрос: «Как вы общаетесь с ребенком? Сколько времени ему уделяете?»- была тишина и сожаление, что времени не хватает, да и не всегда получается. А когда перешли к упражнению «Мой ребенок» (где надо было в две колонки написать положительные и отрицательные черты характера своего ребенка), многие родители удивлялись, что вторая колонка (отрицательные черты) больше, задумались, и занялись сопоставлением и поиском рационального в отрицательных чертах. Все это родителям интересно, и дальше, когда идет какая-то информация для родителей от педагогов об успехах, трудностях и т.д. родители идут свободнее на обратную связь (контакт).
Я провела анкетирование детей в старших, подготовительных группах, классах и их родителей. По результатам анкетирования, я поняла, какие представления имеют они о толерантности, и наметила работу с родителями, педагогами, детьми.
С педагогами предполагалась работа с использованием различных методов и приемов по повышению социально-психологической компетентности:
- совершенствование умения ориентироваться в социальных ситуациях;
- умение правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние детей, родителей, умение выбирать адекватные способы общения и реализовывать их в процессе взаимодействия с детьми, родителями, коллегами.[2]
С детьми проводилась работа по формированию у детей навыков толерантных отношений: « Я познаю себя», « О чертах характера», « Кто Я», « Я и мои сверстники» и т.д.[9]
На очередной встрече с родителями предлагаю им заняться поиском общих черт характера ребенка данного возраста (по типу «Мозгового штурма»). Я выписываю на доске высказывания родителей, и мы составляем портрет ребенка, обговорив, делаем вывод, что дети такие похожие и такие разные ..., но они должны жить в мире и дружбе, а мы, взрослые,- помогать им. Еще один интересный момент - родители разделились на 4 группы. Каждой группе были предложены фотографии одного и того же человека, но при этом двум группам была дана информация, - что изображен плохой человек (преступник), двум другим, что это герой. И что удивило родителей - фотографии воспринимались по-разному, первая и вторая группа видели мрачное выражение лица, типичный бандитский бодбородок, взгляд тяжелый из-под лобья; третья и четвертая группы видели открытое и гордое выражение лица, взгляд прямой и бесстрашный. Я рассказывала родителям о том, что дети выполнили это же упражнение почти также.
В заключении мы пришли к выводу, что важно в общении с детьми обращать внимание на, те установки, которые мы им даем. Я обратила внимание родителей на то, что в процессе обучения происходит активное общение детей между собой. Они сообща выполняют разные виды деятельности и в этом процессе возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным явлениям, фактам, процессам, событиям. [3]. В ходе такого общения возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие, взаимовыручка, и как трудно бывает тем, детям которые приходят из дома с установкой: «Дай сдачу»!
Общение детей разных национальностей часто формирует и развивает общие и близкие интересы, потребности и идеалы. Их сближает адекватное восприятие сказочных и художественных героев, имеющих сложную судьбу, отраженную в разных этнических культурах.
Дружеские и товарищеские отношения детей разных национальностей в процессе обучения и воспитания в нашей НШ-Д/С, оказывают благоприятное влияние на формирование их личности. Довольно часто мы встречаемся с тем, что на основании дружбы возникшей между детьми, развиваются добрые отношения между их родителями. А такие отношения способствуют тому, что друзья перенимают друг у друга вкусы, интересы, увлечения и расширяют свои знания. Такая дружба имеет благотворные социальные последствия, она способствует развитию толерантных отношений между родителями (например -день рождения). На наших встречах я предлагаю родителям обсудить различные ситуации, что помогает понять, как родители относятся к себе, другим, какие взаимоотношения в семье.[5]
На территории Росси происходят вспышки неуважительного отношения к людям коренных кавказских народов. Это объясняется тем, что есть люди, которые подвергаются воздействию негативных явлений, связанных с устойчивым социальным отношением к данным народам и их культуре. И подчеркивая эту мысль, я говорю на встречах с родителями о том, что развитие интеллектуальных и художественных способностей, опыта общения и сотрудничества, овладения культурой своего и рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности закладываются первичные ценности и ориентиры личности.[4]
При такой целенаправленной работе в НШ-Д/С, я успешно решаю задачу по формированию основ толерантного сознания и соответствующего ему поведения, формирую основы умений, навыков и привычек определять свое отношение к окружающим людям не по их национальной принадлежности, а по их исконно культурным качествам и социальной ценности. На индивидуальных встречах с родителями детей
других национальностей я подчеркиваю, что определенную роль играет бытовая культура, сказки данного народа, песни, сказания, национальная музыка, танцы, различные виды декоративно-прикладного искусства. И так как их дети учатся в обычной общеобразовательной школе, то национальный элемент присутствует в эстетическом воспитании, осуществляемом, в НШ-Д/С. Национальный колорит сохраняется и в организации художественной самодеятельности (танцы: грузинские, татарские и т.д.) И как мы бываем удивлены тем, что многие дети первоначальные знания о культуре своего народа не получили в семье, а ведь в классах и группах они представлены единицами. Культурный дефицит происходит еще из-за слабого владения русским языком. Эти учащиеся не всегда могут в полном объеме воспринимать красоту и язык читаемых и разбираемых литературных произведений, им бывают, недоступны эпитеты, сравнения и другие способы выражения чувств, особенно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, что сказывается на духовном развитии личности.[4]
Определенная роль в системе формирования толерантного сознания школьников принадлежит внеклассной работе. На классных часах я стараюсь донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. На таких мероприятиях присутствуют и родители. Это занятия « Мир прекрасен, где мы разные и мы равные», «Сказка ложь, да...» и др. Такая совместная работа с родителями позволяет связать гражданское просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом дети получают возможность проявлять свою индивидуальность.
Ежегодно в НШ-Д/С я провожу Неделю толерантности:
- выпуск школьной газеты, групповых и классных информационных листков о правилах толерантного общения;
- творческие работы детей (рисунки, сочинения по теме «Толерантный класс, мир и т.д.),просмотр телефильмов, прослушивание национальных мелодий, посещение выставок;
- знакомство и посещение национально-культурного общества «Южная Русь», общества культуры «Дуслык», немецкого общества «Единство», армянского «Арев» и т.д.- все это дает возможность непосредственно узнать о культуре народов нашей Астраханской области;
- встречи с родителями, на вышеперечисленных мероприятиях, днях открытых дверей, родительских собраниях.
Все это способствует обогащению художественного опыта, развитию творческой активности детей в тех или иных видах своего национального искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовывать воспитание детей в духе толерантности и культуры мира. [8] В этом учебном году был проведен социологический опрос родителей и детей, по результатам которого я наметила дальнейшую работу.
Самое главное, я вижу результаты своего труда - дети не обзывают друг друга, не унижают по национальным признакам. Родители в своих резюме выражают благодарность за такую работу, встречи остаются в памяти. Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах, трудностях младшего школьника, дошкольника, родители принимают активное участие в жизни НШ-Д/С №106.
Мы стремимся к тому, чтобы наши дети и родители были терпимыми к другой непохожести, достигая этого при формировании у детей твердой и высокой самооценки, а родителей, научив быть понимающими.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бобинова СВ. «Воспитание культуры толерантности» (журнал «Н.Ш.» № 8 2004г.).
- Воробьева О.Я. «Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся». (М.2006г.)
- Демиденко М. «Воспитываем терпимость» (журнал «Ш.П.» №15 2002г.).
- 3имбули А.Е. «Почему терпимость и какая терпимость» (Вестник СПбГУ №3 1996г.).
- Ильченко Л.П. «Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности» (журнал «Н.Ш.» №5 2004г.).
- Клепцова Е.Ю. «Психология и педагогика толерантности» (М.2005г.).
- Собкин B.C. и др. «Измерение толерантных установок в сфере межнациональных установок» (журнал «Вестник практического психолога» апрель, июль 2000г.).
- «Формирование толерантности как общественная потребность» (журнал «Дошкольное образование» №19 2001г. под ред. Сартан М.).
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (М.Генезис 2001г.).
- Яничева Т. «Психологическое сопровождение деятельности школы» (журнал «Практический психолог» №3 1999г.)