Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.
С этой целью я использую в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно- ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации.
Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки.
Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций, делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями я широко использую иллюстрации к сказкам «Терем-теремок», «Колобок», «Три медведя», «Репка».
«Репка»:
«Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка»,вспомним сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию и одновременно отвечают на вопросы:
который по счёту, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришёл тянуть репку сначала, кто потом.
В процессе игры дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, повторяют понятия «форма», «цвет», «размер». Здесь я применяю такие дидактические игры, как «Геометрическая мозаика», «Составим узор», «Танграм».
Для сознательного, уверенного овладения операций счёта дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период я использую, прежде всего, такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяю различные игры.
«Составим поезд»
Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путём прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путём вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры предлагаю считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить, ни одного вагона и не сосчитать его дважды.
«Займи своё место»
Детям раздаю карточки с числами от одного до десяти, они должны построить числовой ряд либо в порядке возрастания, либо в порядке убывания. После этого даю различные задания:
-Какое число следует при счёте за числом 4, 7, 9?
-Какое число следует при счёте перед числом 3, 5, 8?
-Какие числа являются «соседями» чисел 2, 6, 9?
-Какое число на 1 меньше ( больше ), чем 3, 7, 9? И т.д.
( дети должны поднять карточку с ответом или сделать шаг вперёд)
При изучении чисел первого десятка одним из трудных вопросов является состав числа. Для закрепления этого материала провожу игры:
«Угадай» (дети должны угадать из каких двух слагаемых состоит, например, число 7). На каждое число заготовлена карточка:
«Заселяем домики»
Детям предлагается «заселить жильцов» в домик (на каждое число заготовлен свой домик):
«Найди пару»
Учащиеся находят пару числу, в результате сложения которых получается заданное учителем число. Например, учителем задано число 9, и варианты чисел, из которых нужно составить пары:
1 |
3 |
5 |
7 |
2 |
6 |
8 |
4 |
||
9 |
7 |
8 |
3 |
2 |
5 |
4 |
6 |
1 |
«Арифметический лабиринт»
Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме число 10 ( 9, 8, и т.д.).
Формируя навыки сложения и вычитания в пределах 10 , я применяю игры в следующей последовательности.
На этапе объяснения нового материала использую игру «Лесенка». На наглядной основе дети осмысливают приём прибавления и вычитания 2, 3, 4. В игре «Счёт цепочкой» учащиеся проговаривают приём прибавления и вычитания чисел на примерах.
Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания способствуют игры: «Кто быстрее?», «Почтальоны», «Забей в ворота мяч», «Поезд», «Наряди ёлочку», «Собери снеговика (солнышко, машину, ракету и др.)», «Чей букет лучше?» и др.
«Почтальоны»
На доске укрепляются 10 домиков, на каждом порядковый номер от 1 до 10, в каждом домике свой жилец( лисичка, зайчик, ёжик, петушок и т. д.) Учитель раскладывает примеры-письма и говорит, что ребята выступят в роли почтальонов: нужно выйти к доске, выбрать пример-письмо, решить пример и узнать, кому адресовано письмо, и отнести ( положить в кармашек) адресату.
«Наряди ёлочку»
На доске – плакат с изображением новогодней ёлки. Дети должны нарядить ёлку красивыми новогодними игрушками, на обратной стороне которых написаны примеры. Ученики выходят к доске, берут ёлочную игрушку, решают пример и украшают новогоднюю ёлку.
«Собери снеговика»
У учителя заготовлены части снеговика: три круга-комка разной величины, ведро, нос-морковка, два круга-руки, метла, два круга-ноги. На каждой части с обратной стороны закреплены примеры. Дети решают примеры и составляют из частей снеговика.
Основное содержание курса математики для 1 класса связано с вычислениями. Поэтому на уроках стараюсь оживить и сделать интересной традиционную скучную работу по отработке вычислительных навыков. Девиз моей работы в 1 классе – учить играя. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Например, задание решить примеры вида 3+5, 7-2, 6+4, 9-3 у большинства детей особого интереса не вызывает. Они почувствуют интерес, если я скажу, что Смешарики- Копатыч, Бараш, Нюша и Лосяш учились считать. Они решили эти примеры так:
3+5=8 | 7-2=4 |
6+4=2 | 9-3=6 |
Что мы можем сказать каждому из них? Кого похвалим, а чьей работой мы останемся недовольны и почему, как исправить ошибки?
Ученики- первоклассники с желанием решают задачи, где математическое содержание подаётся в стихотворной форме.
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает.
Сколько их теперь играет? (5-1=4)Пять щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет, сосчитай-ка?(5+1=6)Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)
Как бы не любили дети игры, на каждом уроке необходима самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы тоже требует творческого подхода. Детям, например, нравится работать с перфокартами (примеры на карточках с вырезанными окошками). Проверить правильность выполнения перфокарты может как учитель, так и сами ученики (взаимопроверка).
Очень интересно проходят математические диктанты с использованием индивидуальных карточек с цифрами. Учитель читает или показывает пример , дети быстро показывают ответ.
Это только часть игр, которые я провожу на уроках. Дети любят помогать разным сказочным героям, составлять букеты для мам и бабушек, быть конструкторами (составление машин, паровозов, самолётов из различных геометрических фигур), водителями автобусов, продавцами и покупателями.
Значение игры на уроке математики трудно переоценить. Здесь развивается сообразительность, логическое мышление, кругозор ребёнка. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Дети узнают много нового, полезного: названия деревьев, цветов, животных, знакомятся с профессией, с культурой обслуживания, с волшебными словами. Но главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по математике.