Урок-игра "Путешествие на планету Информатика"

Разделы: Информатика


Цель:

  1. Повторение изученного материала по теме «Алгоритмы», проверка умений составлять и выполнять алгоритмы.
  2. Развивать логическое мышление учащихся через решение алгоритмов.
  3. Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету через работу на уроке.

Тип урока: Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок – игра

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютеры, карточки, дневник.

Ход урока

I. Организационное начало урока. Приложение1. Слайд1

Здравствуйте, рада вас видеть! Посмотрите, друг на друга и мысленно пожелайте каждому добра!

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им.

Как вы понимаете поговорку «Друг в беде не бросит»?

Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить материал по теме «Алгоритмы». Хотя урок сегодня будет отличаться от обычного, но нам как всегда потребуется: тетради, ручка, простой карандаш, резинка. На уроке Вы должны быть собранны и внимательны.

Вчера вечером для учеников 3 класса пришло звуковое письмо от знакомых нам Янта и Боба. Давайте, прослушаем его: Слайд2 Приложение 0 «Спасите, помогите! На планете Информатика появился страшный дракон МИРОГЛАТ. Это заколдованный житель планеты. Злая волшебница перепутала в его имени буквы и с тех пор он терроризирует жителей планеты. Его нужно расколдовать и кроме вас этого ни кто сделать не сможет. Маршрутный лист отправляем». Мы надеемся на вашу помощь! Удачи!

Как вы понимаете слово терроризирует?

II. Актуализация знаний

Прежде чем отправиться в полет, давайте проверим готовность экипажа.

Вопросы:

Какую тему мы с вами проходили всю четверть? (Алгоритмы)

Как называется последовательность действий приводящий к результату? (алгоритм)

Что такое команда? (шаг алгоритма)

В начале алгоритма пишем команду …? (начало)

В конце алгоритма пишем команду ….? (конец)

III. Закрепление знаний

Молодцы к путешествию готовы! Мы отправимся в сказочное путешествие на ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ. Сели поудобнее, закрыли глаза. Начинаем отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, пуск!»

Открываем глаза. Мы попали на планету Информатика. Слайд3 Но, спуститься на эту планету мы не можем. Она защищена непроницаемым колпаком, и защиту можно снять, только в том случае если вы отгадаете загадку. Слушайте меня внимательно:

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – … (КОМПЬЮТЕР)

Давайте проверим, правильно ли мы ответили? Снимется ли защита? Слайд4 Правильно, защита снялась, и жители планеты приветствуют вас слайд5. Посмотрите, на какую сказочную планету мы попали.

Мы уже знаем двух жителей Янта и Боба. Они помогали нам в течение четверти. У Вас на столах маршрутные листы. Посмотрите внимательно на карту и на ваши маршрутные листы. Слайд6 На планете Информатика есть четыре континента, чтобы перемещаться от одного континента к другому нужно выполнять задания. Континент будет пройден, если узнаем его название. Когда пройдем все четыре континента, то разгадаем настоящее имя дракона, тем самым расколдуем его и спасем жителей.

Что такое континент?

Мы пойдём 1 континент, а его название каждый узнает, если правильно выполнит задание. Возьмите карточки с заданием на столах. Пронумеруйте команды алгоритма в правильном порядке.

Соберись в школу

 

Позавтракай

н

 

Сделай зарядку

е

 

Начало

л

 

Собери портфель

ы

 

Встань

и

 

Оденься

й

 

Конец

й

 

Умойся

н

1 учащийся отвечает.

У кого другие варианты алгоритма? Может быть кто-нибудь по другому собирается в школу? Здесь можно поговорить о здоровьесбережении.

Что у вас получилось? (Линейный)

Континент называется «Линейный», и алгоритм, который вы выполняли – называются линейным. Слайд7 Заполните путевой лист.

Для кого пишутся алгоритмы? (для робота). Чтобы поддержать вас к нам в гости пришёл робот Янт. Он хочет выполнить с нами физкультминутку? Встали все.

Физ. мин.

Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.

Континент 2. Будем перемещаться дальше. Посмотрите на доску. Чтобы правильно составить название континента Вам нужно выполнить алгоритм и правильно найти адреса букв.

  1. Начало
  2. Возьмите карандаш
  3. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (2,5)
  4. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (3,4)
  5. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (5,2)
  6. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (2,5)
  7. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (2,2)
  8. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (3,4)
  9. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (4,1)
  10. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (1,3)
  11. Запишите в путевой лист букву, которая находится по адресу (3,4)
  12. Конец

Что получилось? (Ветвление)

1 учащийся отвечает.

Слайд8 Континент «Ветвление», а алгоритм - алгоритмом с ветвлением. Впишите в маршрутный лист.

Теперь можно переходить на 3 континент.

Рабочая тетрадь. Страница 22 №27. Выполните алгоритм. Проверка. 1 ученик у доски.

Назовите тип алгоритма (Алгоритм с циклом).

Почему? (Есть команды, которые повторяются).

Значит, как называется этот континент? («Цикл») Слайд 9

Запишите название в маршрутный лист.

Посмотрите, Боб приглашает нас посетить АКВА – ГОРОД.

Что означает АКВА? (Аква это вода)

Значит в какой город Янт нас зовет? (Подводный, водный)

Физ. мин.

Слайд10 Приложение 2 Сели поудобнее. Облокотились на спинки стульев. Закрыли глаза.

Чем ближе мудрецы были к острову, тем отчетливее видели, что Храм, был выточен, волнами из белого карала. Чистые, аккуратные домики были ярко-синего цвета, и от этого они походили на застывшие волны; окна, двери и крыши домиков были украшены фигурками морских коньков и рыб, выточенных из красного карала, а стены были разрисованы морскими тюльпанами. Дорожки вокруг домиков были выложены из лучших морских ракушек. Город, построенный волнами, был словно продолжением подводного царства Посейдона; мудрецам казалось, что домики – это одна большая синяя волна, а Храм на высоком холме своей белизной походил на морскую пену. Город сливался с задумчивым синем морем так, словно был и не городом вовсе, а лишь морским миражем.

Последний континент

Чтобы узнать название континента, включите мониторы компьютеров и выполните следующее задание: Слайд11 Приложение 3


Назовите результат алгоритма. (Алгоритм). Впишите название континента в маршрутный лист. Слайд 12

IV. Подведение итогов урока

Ну вот! Мы с Вами исследовали всю планету Информатика и узнали названия континентов. Скажите, а узнали мы имя дракона? (Нет).

Слайд 13 Посмотрите внимательно, может кто – нибудь догадается и расшифрует имя дракона. (АЛГОРИТМ). Зашифрованное слово называется анаграмма! Где применяли анаграммы? (в войну, ответы детей). Оказывается, правильное имя дракона встречалось на каждом континенте. И мы его знали! Злая волшебница просто переставила буквы местами. И дракон из доброго превратился в злого. Но мы с Вами молодцы! Расшифровали имя дракона! Им оказался очень добропорядочный житель планеты Информатика, его имя АЛГОРИТМ.

Слайд 14 Жители благодарят вас, за то, что вы побывали у них в гостях, желают вам удачи на контрольной работе, а она у нас будет на следующем уроке. Советуют, вам не боятся, ведь вы все знаете!

Пора возвращаться домой. Сели удобнее, закрыли глаза 5,4,3,2,1. Открыли глаза. Путешествие закончилось.

Какая цель была на уроке?

Нам пригодятся полученные знания в будущем? Где? (Ответы детей)

Кто-нибудь узнал для себя что-то новое сегодня?

Вы молодцы! Сразу видно, что эту тему вы поняли хорошо. Если у кого – то есть вопросы, задавайте.

V. Домашнее задание.

Повторить основные понятия темы «Алгоритмы».

Выставление оценок за урок.

До свидания, спасибо за урок!