Цели:
-
Закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета. Формировать умение выделять слова, обозначающие признаки предметов в предложении.
-
Корригировать внимание на основе упражнений в узнавании и различении. Развивать речь, через введение в активный словарь слов, обозначающих признак предмета.
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: диск «Звуки природы», слайды, разрезные буквы, словарь, картина, иллюстрации, карточки, слова, записанные на карточках.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, вслушайтесь в звуки и вспомните, что они вам напоминают.
Звучат звуки природы (шум реки). Приложение3.mp3
- Что вам напомнили эти звуки?
Показ слайдов (река Ангара) Приложение1.ppt
- Посмотрите на экран.
- Что общего изображено на всех этих картинах? (река)
- На берегу, какой реки построен наш город?
2. Введение в тему урока.
Многие поэты прославляют нашу реку. Послушайте стихотворение.
Средь сосен высоких бежит Ангара,
Красавицей гордой зовется она.
Холодная, быстрая в речке вода,
И славиться в песнях её красота.
- Прочитайте выделенные слова. Приложение1.ppt
- Что эти слова обозначают?
- С какими словами они связаны в предложении?
- Докажите, что это слова, обозначают признак предмета (задайте вопрос).
3. Постановка целей и задач.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания о словах, обозначающих признак предмета.
4. Словарная работа.
- Прочитайте еще раз слова, которые мы выбрали из стихотворения. Приложение1.ppt
- Составьте слово, используя выделенные буквы.
- Назовите выделенные буквы (разрезные буквы)
- Какое слово получилось? (картина)
- Это новое словарное слово. Прочитайте по слогам, запишите.
- Поставьте ударение. Какую гласную нужно запомнить?
- Что означает слово картина? Найдите в словаре. (Чтение значения слова из словаря).
Картина – это произведение живописи в красках на холсте, доске, листе бумаги и т.д.
- Составьте предложение с этим словом. (показ картины)
- Сегодня мы с вами будем рисовать картину об Ангаре, но не кистью и красками, а словами.
5. Закрепление.
Для того чтобы начать рисовать, нам нужно выполнить задание.
1) Игра «Подбери слово». Приложение2.ppt
Учащимся раздаются карточки с изображением реки, берега, тайги, хариуса, окуня.
- Выберите из данных слов обозначающих признак предмета, те которые подходят по смыслу и связаны с предметам изображенным на картинках. Задайте к ним вопрос.
Река – быстрая, чистая, соленая. Приложение4.doc
Тайга – зелёная, густая, круглая.
Берег – крутой, пологий, мелкий.
Хариус – серебристый, крупный, резиновый.
Окунь – мелкий, колючий, деревянный.
- Что обозначают слова, которые мы подобрали? На какой вопрос они отвечают?
2) Составление текста с пропущенными словами. Приложение1.ppt
- У вас на карточках записан текст. Вам нужно вместо точек вставить слова, обозначающие признак предмета. Выбирать подходящие по смыслу будем из тех слов, которые записали на доске.
Наш город стоит на … реке Ангаре. По ее … берегам раскинулась … тайга. Река богата … хариусом и … окунем. Сохраняя реку – мы сохраняем природные богатства нашего края.
- Какой текст красивее первоначальный или тот, который мы составили?
-Почему? Докажите. (богаче, эмоциональнее)
- Прочитайте последнее предложение.
- Как вы его понимаете?
- Почему нужно беречь и охранять Ангару?
- Запишите это предложение в тетрадь.
- Найдите в этом предложении слово, обозначающее признак предмета. Подчеркните его.
- Как подчеркиваются слова, обозначающие признак предмета.
6. Работа по учебнику.
- Самостоятельно выполнить упражнение.
- Проверка.
7. Подведение итога урока.
- Давайте теперь посмотрим, какую картину мы нарисовали. Приложение1.ppt
- Какие слова нам помогали описывать реку?
- На какие вопросы они отвечают?
- Как выделяются в предложении?
8. Рефлексия.
- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- О чем вы расскажите дома родителям?