Урок русского языка в 3-м классе СКОШ VIII вида. Тема "Слова, обозначающие признак предмета"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета. Формировать умение выделять слова, обозначающие признаки предметов в предложении.

  2. Корригировать внимание на основе упражнений в узнавании и различении. Развивать речь, через введение в активный словарь слов, обозначающих признак предмета.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: диск «Звуки природы», слайды, разрезные буквы, словарь, картина, иллюстрации, карточки, слова, записанные на карточках.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, вслушайтесь в звуки и вспомните, что они вам напоминают.

Звучат звуки природы (шум реки). Приложение3.mp3

- Что вам напомнили эти звуки?

Показ слайдов (река Ангара) Приложение1.ppt

- Посмотрите на экран.

- Что общего изображено на всех этих картинах? (река)

- На берегу, какой реки построен наш город?

2. Введение в тему урока.

Многие поэты прославляют нашу реку. Послушайте стихотворение.

Средь сосен высоких бежит Ангара,
Красавицей гордой зовется она.
Холодная, быстрая в речке вода,
И славиться в песнях её красота.

- Прочитайте выделенные слова. Приложение1.ppt

- Что эти слова обозначают?

- С какими словами они связаны в предложении?

- Докажите, что это слова, обозначают признак предмета (задайте вопрос).

3. Постановка целей и задач.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания о словах, обозначающих признак предмета.

4. Словарная работа.

- Прочитайте еще раз слова, которые мы выбрали из стихотворения. Приложение1.ppt

- Составьте слово, используя выделенные буквы.

- Назовите выделенные буквы (разрезные буквы)

- Какое слово получилось? (картина)

- Это новое словарное слово. Прочитайте по слогам, запишите.

- Поставьте ударение. Какую гласную нужно запомнить?

- Что означает слово картина? Найдите в словаре. (Чтение значения слова из словаря).

Картина – это произведение живописи в красках на холсте, доске, листе бумаги и т.д.

- Составьте предложение с этим словом. (показ картины)

- Сегодня мы с вами будем рисовать картину об Ангаре, но не кистью и красками, а словами.

5. Закрепление.

Для того чтобы начать рисовать, нам нужно выполнить задание.

1) Игра «Подбери слово». Приложение2.ppt

Учащимся раздаются карточки с изображением реки, берега, тайги, хариуса, окуня.

- Выберите из данных слов обозначающих признак предмета, те которые подходят по смыслу и связаны с предметам изображенным на картинках. Задайте к ним вопрос.

Река – быстрая, чистая, соленая. Приложение4.doc

Тайга – зелёная, густая, круглая.

Берег – крутой, пологий, мелкий.

Хариус – серебристый, крупный, резиновый.

Окунь – мелкий, колючий, деревянный.

- Что обозначают слова, которые мы подобрали? На какой вопрос они отвечают?

2) Составление текста с пропущенными словами. Приложение1.ppt

- У вас на карточках записан текст. Вам нужно вместо точек вставить слова, обозначающие признак предмета. Выбирать подходящие по смыслу будем из тех слов, которые записали на доске.

Наш город стоит на … реке Ангаре. По ее … берегам раскинулась … тайга. Река богата … хариусом и … окунем. Сохраняя реку – мы сохраняем природные богатства нашего края.

- Какой текст красивее первоначальный или тот, который мы составили?

-Почему? Докажите. (богаче, эмоциональнее)

- Прочитайте последнее предложение.

- Как вы его понимаете?

- Почему нужно беречь и охранять Ангару?

- Запишите это предложение в тетрадь.

- Найдите в этом предложении слово, обозначающее признак предмета. Подчеркните его.

- Как подчеркиваются слова, обозначающие признак предмета.

6. Работа по учебнику.

- Самостоятельно выполнить упражнение.

- Проверка.

7. Подведение итога урока.

- Давайте теперь посмотрим, какую картину мы нарисовали. Приложение1.ppt

- Какие слова нам помогали описывать реку?

- На какие вопросы они отвечают?

- Как выделяются в предложении?

8. Рефлексия.

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- О чем вы расскажите дома родителям?