Урок МХК в 5-м классе "Волшебные краски"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся 5класса по теме: «Живопись»

Задачи:

  • актуализация знаний, умений и навыков по теме: «Живопись»

  • развитие коммникативных способностей школьников;

  • воспитание эстетического вкуса.

Оформление:

  • Столик со стилизованным «натюрмортом»
  • (конфеты, чайные приборы, салфетки).
  • Пустая рама для картины.
  • Магнитофон, аудиозаписи.
  • Репродукции известных картин, портреты знаменитых художников (слайд-программа).
  • Экран, проектор, компьютер.
  • Элементы костюмов (ля персонажей)

Ведущие: (действующие лица)

  • Учитель
  • Художник Кисточкин
  • Мама
  • Мальчик

План урока:

1. Организационный момент:

  • постановка проблемного вопроса

2. Повторение изученного материала:

  • музыкальная викторина (песенка «Если видишь на картине...)
  • игра «Угадай художника» с демонстрацией слайд- программы
  • описание картины - прием-игра «Снежный ком»

3. Самостоятельная работа:

  • работа в группах - решение кроссворда

4. Творческая работа:

  • Мини-сценка
  • «Творческие минутки»

Ход урока

1. Организационный момент

-Постановка проблемного вопроса

Полно чудес великое искусство. Одним из них является...

- Сегодня у нас не обычный урок, а урок - творчества. На протяжении нескольких уроков мы готовились к нему: изучили понятия: живопись, жанр; узнали, какие жанры живописи бывают; познакомились с творчеством великих русских художников; выяснили, какими художественными средствами они пользовались, создавая свои произведения искусства; учились правильно описывать картины разных жанров, а также сочиняли сказки о красках. И сегодня мы должны доказать, что живопись-это чудо великого искусства. В связи с этим какие цели перед нами на сегодняшнем уроке стоят?

2. Повторение изученного материала

-Я предлагаю вам поучаствовать в музыкальной викторине, (звучит песенка «Если видишь на картине...)

  1. Если видишь: на картине нарисована река,
    или домик в дымке синей, или луг и облака,
    или гонкая рябина, или поле и шалаш
    Это значит, что картина называется... (Пейзаж).
  2. Если видишь: на картине самовар ты на столе,
    или виноград в корзине, или вазу в хрустале,
    или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
    или все предметы сразу. Знай, что это... (Натюрморт)
  3. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:
    или принц, в плаще старинном, или в робе верхолаз,
    летчик, или балерина, или Колька, твой сосед
    обязательно картина называется... (Портрет)

(Учитель берет в руки рамку для картины, чтобы зрители увидели ее собственный портрет)

Учительница: Для пейзажа раму подбирать не обязательно, есть естественное обрамление-рама окна (указывает на окно.)

-Молодцы, вы отлично справились с этим заданием!

-А сейчас я хотела бы пригласить к нам в гости художника Кисточкина.

(появляется художник Кисточкин)

Художник:

-Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру «Угадай художника».

(художник Кисточкин загадывает загадки и демонстрирует слайд-программу) (Приложение №1)

  1. Утро, сосны, мишки, шишки.
    Ну, конечно, это... (Шишкин.)
  2. Вся трепещет на ветру роща золотая.
    По растрепанным кустам дождик пролетает.
    Стог на скошенном лугу,
    Над рекой стоит туман.
    Догадаться я смогу? Кто же это? (Левитан)
  3. Оттаяло все, На березах капели.
    Ребята, смотрите, грачи прилетели!
    Грачи прилетели! Грачи прилетели!
    И с первого взгляда понятно всем сразу-Весенний пейзаж. А художник? (Саврасов)
  4. Море вздыбилось горой,
    Внахлабучку бьет волной.
    Вновь идет «девятый вал».
    Это кто нарисовал? Кто услышал зов стихий?
    Дети, это Айвазов... (Айвазовский)
  5. Масленицы, ярмарки - все такое яркое.
    Кудри, горы инея, небо ярко-синее.
    Кони, сани, шали в розах, сенокосы и морозы. Пышное да яркое, щедрое да жаркое.
    Кто воздвигнул этот мир: балаганы и трактир?
    Он в халате плюшевом сайки с маком кушает,
    Пьет с купчихой сладкий чай, не слыхали невзначай?
    Кто придумал для Венеры чисто русские размеры?
    Кто вдали от Родины ее писал? Не слыхали? (Кустодиев)
  6. Над Днепром луна встает, свет она волшебный льет.
    Свет такой, что не сияет и картину озаряет.
    Отблеск падает на нас и как будто мы сейчас
    Там, на берегу Днепра... Ах! Простояли б до утра.
    Чьи же краски цветом брызжут? Все узнали вы... (Куинджи)

Художник: -Спасибо вам, ребята. Вы показали отличные знания. Ну а мне, к сожалению, пора, до новых встреч.

Учитель: -Ребята, на одном из уроков мы с вами учились правильно описывать картины. Для нас это было очень важно, так как вы такую же работу часто делаете на уроках русского языка и литературы, и нередко у многих из вас возникают трудности при выполнении данной работы. Я предлагаю вам вспомнить, чему мы научились, (описание картины по цепочке - прием «Снежный ком»)

3. Самостоятельная работа

Учитель: -Ребята, а сейчас я хочу предложить вам поработать в группах.

-Вам необходимо в течение 5 минут разгадать кроссворд, вспомнив все, что вы знаете о художественных средствах, которые используют художники, работая над своим произведением искусства (работа в группах - решение кроссворда) (Приложение №2)

4. Творческая работа

Появляется Художник Кисточкин. Звучит запись детской веселой песни, (садится и рисует)

Учитель: - Однажды по берегу реки гулял маленький Мальчик с мамой.

(Выходят Мама и Мальчик.)

-И увидели они Художника, рисующего закат. Мальчик, смеясь, указывает на Художника;

-Мама, смотри! Вот чудак! Взял бы фотоаппарат и сфотографировал.

Мама:

-Гораздо интереснее нарисовать самому, (мама и мальчик уходят)

Учитель: -Ребята! А вы как думаете, что же интересней: сфотографировать или нарисовать самому? Почему вы так считаете?

-Сейчас у нас с вами осталось времени совсем немного, и я хотела бы подвести итоги нашего урока.

-Как вы считаете, добились мы поставленной цели?

-Ребята, а кто из вас закончит фразу и скажет мне о каком чуде в искусстве идет речь? (Живопись)

-Ребята, а сейчас наши любимые «Творческие минутки»

-Я предлагаю вам, используя художественные средства, которые у вас сегодня с собой, нарисовать картину вашего любимого жанра, будь то портрет, пейзаж или натюрморт (Звучит спокойная, тихая мелодия, создавая атмосферу творчества).

Учитель: -Ребята, к сожалению, урок подошел к концу.

-Скажите мне пожалуйста, в чем же фантастичность, чудодейственность живописи?

-Я хочу поблагодарить за урок наших артистов и всех тех, кто был для меня помощником.

- А теперь домашнее задание. Под рисунком поставьте фамилию, имя, возраст, сделайте к своей картине красивую раму (можно фигурную, объемную, резную). Из ваших рисунков мы сделаем выставку.

Лучший художник получит приз. Работу можно выполнить и в компьютерном варианте в программе Рaint, тогда у нас будет и виртуальная галерея.

(Звенит звонок.)

-Урок окончен. До свидания.

Литература:

  1. Энциклопедия « Все обо всем. Искусство» Москва, изд. Астрель. АСТ 2002
  2. «История Мировой культуры» справочник школьника изд. «Слово» Москва 1996
  3. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» Изд. Дом «Дрофа» Москва 1995
  4. Энциклопедия «Классической музыки» («интерактивный мир») Компания «Новый Диск» Москва 2001
  5. Художественная энциклопедия «Русского классического искусства» Москва 2001

Приложение 3