Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся 5класса по теме: «Живопись»
Задачи:
-
актуализация знаний, умений и навыков по теме: «Живопись»
-
развитие коммникативных способностей школьников;
- воспитание эстетического вкуса.
Оформление:
- Столик со стилизованным «натюрмортом»
- (конфеты, чайные приборы, салфетки).
- Пустая рама для картины.
- Магнитофон, аудиозаписи.
- Репродукции известных картин, портреты знаменитых художников (слайд-программа).
- Экран, проектор, компьютер.
- Элементы костюмов (ля персонажей)
Ведущие: (действующие лица)
- Учитель
- Художник Кисточкин
- Мама
- Мальчик
План урока:
1. Организационный момент:
- постановка проблемного вопроса
2. Повторение изученного материала:
- музыкальная викторина (песенка «Если видишь на картине...)
- игра «Угадай художника» с демонстрацией слайд- программы
- описание картины - прием-игра «Снежный ком»
3. Самостоятельная работа:
- работа в группах - решение кроссворда
4. Творческая работа:
- Мини-сценка
- «Творческие минутки»
Ход урока
1. Организационный момент
-Постановка проблемного вопроса
Полно чудес великое искусство. Одним из них является...
- Сегодня у нас не обычный урок, а урок - творчества. На протяжении нескольких уроков мы готовились к нему: изучили понятия: живопись, жанр; узнали, какие жанры живописи бывают; познакомились с творчеством великих русских художников; выяснили, какими художественными средствами они пользовались, создавая свои произведения искусства; учились правильно описывать картины разных жанров, а также сочиняли сказки о красках. И сегодня мы должны доказать, что живопись-это чудо великого искусства. В связи с этим какие цели перед нами на сегодняшнем уроке стоят?
2. Повторение изученного материала
-Я предлагаю вам поучаствовать в музыкальной викторине, (звучит песенка «Если видишь на картине...)
- Если видишь: на картине нарисована река,
или домик в дымке синей, или луг и облака,
или гонкая рябина, или поле и шалаш
Это значит, что картина называется... (Пейзаж). - Если видишь: на картине самовар ты на
столе,
или виноград в корзине, или вазу в хрустале,
или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
или все предметы сразу. Знай, что это... (Натюрморт) - Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь
на нас:
или принц, в плаще старинном, или в робе верхолаз,
летчик, или балерина, или Колька, твой сосед
обязательно картина называется... (Портрет)
(Учитель берет в руки рамку для картины, чтобы зрители увидели ее собственный портрет)
Учительница: Для пейзажа раму подбирать не обязательно, есть естественное обрамление-рама окна (указывает на окно.)
-Молодцы, вы отлично справились с этим заданием!
-А сейчас я хотела бы пригласить к нам в гости художника Кисточкина.
(появляется художник Кисточкин)
Художник:
-Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру «Угадай художника».
(художник Кисточкин загадывает загадки и демонстрирует слайд-программу) (Приложение №1)
- Утро, сосны, мишки, шишки.
Ну, конечно, это... (Шишкин.) - Вся трепещет на ветру роща золотая.
По растрепанным кустам дождик пролетает.
Стог на скошенном лугу,
Над рекой стоит туман.
Догадаться я смогу? Кто же это? (Левитан) - Оттаяло все, На березах капели.
Ребята, смотрите, грачи прилетели!
Грачи прилетели! Грачи прилетели!
И с первого взгляда понятно всем сразу-Весенний пейзаж. А художник? (Саврасов) - Море вздыбилось горой,
Внахлабучку бьет волной.
Вновь идет «девятый вал».
Это кто нарисовал? Кто услышал зов стихий?
Дети, это Айвазов... (Айвазовский) - Масленицы, ярмарки - все такое яркое.
Кудри, горы инея, небо ярко-синее.
Кони, сани, шали в розах, сенокосы и морозы. Пышное да яркое, щедрое да жаркое.
Кто воздвигнул этот мир: балаганы и трактир?
Он в халате плюшевом сайки с маком кушает,
Пьет с купчихой сладкий чай, не слыхали невзначай?
Кто придумал для Венеры чисто русские размеры?
Кто вдали от Родины ее писал? Не слыхали? (Кустодиев) - Над Днепром луна встает, свет она
волшебный льет.
Свет такой, что не сияет и картину озаряет.
Отблеск падает на нас и как будто мы сейчас
Там, на берегу Днепра... Ах! Простояли б до утра.
Чьи же краски цветом брызжут? Все узнали вы... (Куинджи)
Художник: -Спасибо вам, ребята. Вы показали отличные знания. Ну а мне, к сожалению, пора, до новых встреч.
Учитель: -Ребята, на одном из уроков мы с вами учились правильно описывать картины. Для нас это было очень важно, так как вы такую же работу часто делаете на уроках русского языка и литературы, и нередко у многих из вас возникают трудности при выполнении данной работы. Я предлагаю вам вспомнить, чему мы научились, (описание картины по цепочке - прием «Снежный ком»)
3. Самостоятельная работа
Учитель: -Ребята, а сейчас я хочу предложить вам поработать в группах.
-Вам необходимо в течение 5 минут разгадать кроссворд, вспомнив все, что вы знаете о художественных средствах, которые используют художники, работая над своим произведением искусства (работа в группах - решение кроссворда) (Приложение №2)
4. Творческая работа
Появляется Художник Кисточкин. Звучит запись детской веселой песни, (садится и рисует)
Учитель: - Однажды по берегу реки гулял маленький Мальчик с мамой.
(Выходят Мама и Мальчик.)
-И увидели они Художника, рисующего закат. Мальчик, смеясь, указывает на Художника;
-Мама, смотри! Вот чудак! Взял бы фотоаппарат и сфотографировал.
Мама:
-Гораздо интереснее нарисовать самому, (мама и мальчик уходят)
Учитель: -Ребята! А вы как думаете, что же интересней: сфотографировать или нарисовать самому? Почему вы так считаете?
-Сейчас у нас с вами осталось времени совсем немного, и я хотела бы подвести итоги нашего урока.
-Как вы считаете, добились мы поставленной цели?
-Ребята, а кто из вас закончит фразу и скажет мне о каком чуде в искусстве идет речь? (Живопись)
-Ребята, а сейчас наши любимые «Творческие минутки»
-Я предлагаю вам, используя художественные средства, которые у вас сегодня с собой, нарисовать картину вашего любимого жанра, будь то портрет, пейзаж или натюрморт (Звучит спокойная, тихая мелодия, создавая атмосферу творчества).
Учитель: -Ребята, к сожалению, урок подошел к концу.
-Скажите мне пожалуйста, в чем же фантастичность, чудодейственность живописи?
-Я хочу поблагодарить за урок наших артистов и всех тех, кто был для меня помощником.
- А теперь домашнее задание. Под рисунком поставьте фамилию, имя, возраст, сделайте к своей картине красивую раму (можно фигурную, объемную, резную). Из ваших рисунков мы сделаем выставку.
Лучший художник получит приз. Работу можно выполнить и в компьютерном варианте в программе Рaint, тогда у нас будет и виртуальная галерея.
(Звенит звонок.)
-Урок окончен. До свидания.
Литература:
- Энциклопедия « Все обо всем. Искусство» Москва, изд. Астрель. АСТ 2002
- «История Мировой культуры» справочник школьника изд. «Слово» Москва 1996
- В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» Изд. Дом «Дрофа» Москва 1995
- Энциклопедия «Классической музыки» («интерактивный мир») Компания «Новый Диск» Москва 2001
- Художественная энциклопедия «Русского классического искусства» Москва 2001