«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так писал В.А. Сухомлинский
О пользе и необходимости ручного труда говорили и такие великие ученые как В. Л. Выготский, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, М. Монтессори, К. Д. Ушинский и многие другие.
И в настоящее время существует большое количество доступной педагогической и научно-популярной литературы, предназначенной для родителей и педагогов по вопросам занятия детей ручным трудом. Однако воспитатели ДОУ все еще в недостаточно полной мере используют ручной труд в работе с детьми. Данные анкетирования современных родителей также говорят об их недостаточной компетентности в вопросах занятия детей ручным трудом (82% родителей хотели бы заниматься с детьми дома, но не знают как).
Анализ педагогической литературы показал огромное значение ручного труда в развитии ребёнка – дошкольника.
Через труд можно воспитывать и нравственные, и эстетические, и умственные, и познавательные качества ребенка. Данный вид деятельности является одним из важнейших средств всестороннего развития личности.
Обучение работе с бумагой, изготовление поделок невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем закрепляется в сознании.
Во время занятий ручным трудом развивается и речь детей: усвоение и называние форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря; высказывание в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Ручной труд с бумагой тесно связан и с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят свойства и различия, т.е. производят умственные действия. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание.
В процессе изготовления поделок дети учатся преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Постепенно у детей появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенную поделку, игрушку, для этого нужно приложить усилия, осуществить трудовые действия. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им считать себя самостоятельными.
Всё это подтолкнуло меня к выбору данной темы.
В нашем ДОУ большое внимание уделяется работе с семьёй. Мы убеждены, что только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться максимальной эффективности в реализации любой задачи. Поэтому, работая над темой «Формирование ручной умелости через работу с бумагой» наряду с традиционными занятиями с детьми я предусмотрела и комплекс совместных мероприятий с детьми и родителями. Совместные занятия проводятся 1 раз в месяц, и имеют следующую структуру:
- 1 часть (родители без детей) получают теоретическую информацию по теме
- 2 часть (к родителям присоединяются дети) практические действия родителей и детей.
Предлагаю Вашему вниманию перспективный план работы с родителями и детьми средней группы– ( см .приложение №1), а так же пример одного из совместных занятий. Надеюсь, что мой опыт будет кому-нибудь полезен.
Конспект совместного занятия родителей и детей.
Тема: Создание коллажа
1 часть.
Уважаемые родители! Приветствую Вас на очередном занятии нашей «Мастерилки». В этом году мы с вами уже научились делать бумажные игрушки - мобиле, объёмные открытки, игрушки из полосок бумаги…
А сегодня я продолжаю знакомить вас с возможностями бумаги, сегодня вы вместе с детьми попробуете создать КОЛЛАЖ.
Итак, тема нашего сегодняшней встречи - «Создание коллажа»
(Техника создания коллажа – см . приложение №2)
Как же можно использовать технику коллажа в совместных занятиях с детьми?
Предлагаю одно из направлений использования коллажа - это оформление семейных фотоальбомов. Если вам надоело просто раскладывать фотографии по кармашкам, можно взять старые «классические» альбомы и оформить их в технике коллажа. Можно начать с того, что рядом с летними фото вклеить несколько засушенных цветочков, перышко или вырезку из журнала. Фотографии дня рождения будут прекрасно смотреться на фоне подарочной бумаги, туда же можно вклеить вырезки из открыток или смонтировать фото всех членов семьи, друзей и многое другое. Очень хорошо будут смотреться шутливые подписи и комментарии. В общем, в сравнении с обычными фотоальбомами альбомы-коллажи будут смотреться просто шикарно, а главное- это доставит большую радость детям и одновременно разовьёт их конструкторские и творческие способности.
И сегодня я предлагаю изготовить страничку из альбома на тему «День Рождения!».
Вы принесли семейные фото, на столах различный материал. Прежде, чем что-то сделать, спрашивайте мнение ребенка, отдайте всю инициативу в его руки и в то же время мягко, ненавязчиво можете подсказать ему оптимальное решение, но ни в коем случае не настаивайте.
Пусть ваш малыш проявит самостоятельность, работает, как художник, и тогда эффект оригинальной и впечатляющей работы окупит усилия ребенка и придаст ему уверенность в собственных силах. А вы ему в этом поможете.
2 часть
Заходят дети.
Дети, недавно мы с вами отмечали «День Именинника». Было очень весело, мы играли, пили чай, поздравляли и дарили подарки именинникам. А вот интересно, как проходят дни рождения у вас дома?
Давайте пофантазируем, вспомним, что вам понравилось и запомнилось, и помогут нам в этом ваши фото, вырезки из журналов, красивая оформительская бумага, открытки, и, конечно же, ваши мамы.
Вместе вы найдёте всё, что подходит к нашей теме, что понравится, будем выстригать и наклеивать на лист бумаги. Это называется коллаж.
Посмотрите, какой коллаж я сделала ко дню рождения своей внучки. В центр листа я наклеила фотографию Аленки в красивом платье, а вокруг нее расположила мои пожелания ей: чистое небо над головой (его я вырезала из журнала), яркое, улыбающееся солнышко (из цветной бумаги) и стайка птичек. А еще я хочу, чтобы ее всегда окружали добрые, хорошие люди и друзья. Вот фото ее друзей из детского сада. Их я наклеила на зеленый лужок, потому что день рождения у Аленки летом. Травку на лугу я нарезала из полосок бумаги и немного закрутила ножницами. Здесь же на лугу много подарков, которые принесли друзья: красивые коробочки (из фантиков), игрушки (они вырезаны из открыток). А вот и я с родителями Аленки, мы дарим ей велосипед (его я сама нарисовала и выстригла). По краям листа я приклеила цветы, выстриженные из открыток, ведь все девочки любят цветы.
Вам понравился мой коллаж?
А вот свой день рождения я хочу оформить немного по-другому. Я родилась зимой и очень люблю морозные узоры на окнах. Поэтому коллаж попробую сделать в виде окна. У меня уже есть заготовка. Что же мне может пригодиться?
Конечно же, фотографии. А вот красивая елочка в журнале, ее я тоже выстригу, потому что в мой день рождения елка всегда уже украшена. Значит можно воспользоваться дыроколом и сделать шарики. Стол с угощением можно нарисовать, такой картинки я не нашла. Но это еще интересней, нарисую все, чем хочу угостить своих друзей. А вот и красивая мебель, все выстригаем. А теперь разложим все заготовки на листе. Ну, как получилось? Можно и приклеивать. Теперь в окне я помещу себя и своих друзей, родных (их фото я уже тоже выстригла) и сейчас наклею. Дорисуем фломастерами букет цветов мне в руку, подарки у гостей. И последний штрих – морозные узоры на окне. Коллаж «Мой день рождения!» готов.
Ну, а теперь, вместе с мамами начинайте фантазировать, творить. Я знаю, что вместе у вас получатся настоящие шедевры!
(Начинается совместный творческий процесс создания коллажа. Во время работы воспитатель подходит к детям и родителям, дает рекомендации, подбадривает, при необходимости поправляет.)
В конце занятия проводится презентация изготовленных коллажей.
Литература:
-
Бошо И. Первая энциклопедия детского досуга. – М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2008.
-
Макарова Н.Р. Секреты бумажного листа. Рабочая тетрадь по художественному труду. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2000.
-
Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
-
Хайн Д. Игрушки-мобиле/ Дагмар Хайн (пер. с нем. М.Б. Тереховой). – М.: Айрис-пресс, 2008.
-
Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки / Екатерина Румянцева. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких – СПб.: «Детство-пресс», 2008.