Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы
не научите ваших воспитанников любить поле,
птиц и цветы.
Джон Рёскин
Цель:
- продолжить работу над правописанием безударной гласной в корне слов;
- формировать умения находить в тексте слова с безударной гласной и проверять орфограмму;
- работать над развитием связной речи;
- развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
Ход урока
1. Организация классаЗвучит аудиозапись с голосами птиц, на экране появляются фотокартины с изображением природы родного края.
У. Как прекрасен наш мир, мир полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
2. Актуализация опорных знаний
2.1
У. Сегодня день одной очень знакомой нам всем птицы, попробуйте её угадать. Я хочу вам описать её портрет.
«У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи. Летом живет в лесах. Это оседлая птица. А к зиме она из леса перебираются к жилью человека, она совершенно его не боится».
Д. Это синица
У. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
2.2 Словарная работа
На доске записана следующая запись:
3…16…18…16…15…1… (ворона)
19…10…15…10…24…1…( ?)
У. Определите способ кодирования слова ворона. С его помощью найдете новое слово из словарика, с которым познакомимся на уроке
Д. В первом ряду написаны числа 3,16,18,16,15,1 и слово ворона. Каждое число обозначает порядковый номер букв в алфавите: 3 соответствует букве В, 16 – букве О, 18 –Р, 16-О, 15-Н, 1- А. Значит, числа второго ряда обозначают буквы с, и, н, и, ц, а. Получилось слово синица.
У. Найдите в толковом словаре толкование этого слова.
Д. Синица - небольшая пестрая птица отряда воробьиных.
У. Напишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Прочитайте и объясните значение пословиц.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Мала синичка, да ноготок востер.
- Немного синичка из моря выпьет.
- Синичка - невелика птичка.
Напишите одну из пословиц по памяти.
2.3 Минутка чистописания.У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного в слове синица. Какая это буква?
Д. Сегодня мы будем писать букву и. В слове синица эта буква обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласных /с,/ и /н,/.
Письмо букв Ии.
3. Усвоение новых знаний.
3.1 На доске написано предложение:
- Синица строит гн.здо в дупле д.ревьев, в н.ре, в щелях гн.лых ств.лов и пней.
У. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. Напишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы. Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов предложения?
Д. При написании всех слов данного предложения мы использовали правило о правописании безударных гласных.
У. В какой части слова находится безударная гласная?
Д. Безударная гласная находится в корне слова.
У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным
Физкультминутка для глаз
У. Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении.
Д.
гнездо – гнёзда
деревьев – дерево
норе – норка
гнилых - гниль
стволов- ствол
У. Сравните гласные в корне проверяемых и проверочный слов. Что вы заметили?
Д. В последних четырех парах слов одинаковые гласные в проверяемых и проверочных словах, а в первой паре — разные.
У. Назовите гласные в корне проверяемого и проверочного слова первой пары.
Д. В корне проверяемого слова гнездо — безударная гласная е. В корне проверочного слова гнёзда пишется гласная ё.
У. Подберите проверочные слова к словам тепло, стекло
Д. Теплое — тёплый, стекло — стёкла.
У. Сделайте вывод о том, какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква ё.
Д. Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать гласную е.
У. Найдите наиболее важные моменты в нашем рассуждении и обобщите их.
Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. Если в корн е проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать гласную е.
4. Формирование умений, навыков.4.1. Прочитайте стихотворение Виктора Графа.
Ты, синичка - невеличка,
Прилетай скорей сюда,
Хлеба крошки на окошке
Оставляю я всегда.
Ты, малютка - желтогрудка,
Жизни радость принеси,
Хлеба мало - будет сало,
Будет, только попроси.
Ты, вертушка - говорушка,
Хорошо с тобой вдвоём,
Сквозь метели до капели
До весны мы доживём.
Найдите в стихотворении слова с безударной гласной
Физкультминутка
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
4.2. Спишите предложения, корректируя текст.
Синицы дружные и вежливые птицы. Ж(и,е)вут с(е,и)мейными гру(пп,п)ами. К(а,о)рмушки (по)сещают (по)очереди. Взрослые птицы охр(а,о)няют и не пускают (к)ней птиц из другой ста(?)ки. М(а,о)лодые синички всегда уступают право взять семечку старшим.
5. Итог урокаЧто нужно помнить, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
Если буква гласная
Вызвала сомнение, -
Ты ее немедленно
Поставь под ударение!Сегодня на уроке я :
научился…..
было интересно…
было трудно ….
мои ощущения….
Что нового ты узнал на уроке?
Что мне этот урок дал для жизни?
Над чем еще нужно поработать?
Для меня было открытием то, что…