Тип урока. Интегрированный урок технологии и музыки.
Цель урока.
- Закрепить умения, навыки по выполнению вышивки крестом и гладью.
- Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к русской культуре.
- Привить трудолюбие, аккуратность, интерес к традициям вышивки и песенному творчеству.
- Познакомить с историей вышивания, с бытом прошлых лет, расширить знания о способах изготовления и оформления изделий.
Инструменты и принадлежности. Иголки, нитки: катушечные, «мулине», шелковые, ирис: ткань для вышивки, ножницы, пяльцы.
Наглядные пособия. Образцы изделий с различными видами вышивки, предметы старинного быта.
Словарь. Рушник, столешница, подзор, нагнетать скрыня, кисея, приданое, оберег. (Рисунок 1)
Рисунок 1
План урока
I. Организационная часть урока.
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы урока.
П. Основная часть урока.
- Изложение нового материала.
III. Практическая работа.
- правила техн. безоп. с иглой, ножницами.
- практическая работа
IV. Подведение итогов.
- Закрепление пройденного материала.
- Вывод.
- Оценки.
Ход урока
I. Организационная часть урока.
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы урока.
Звучит песня «В низенькой светелке». (Рисунок 2)
Рисунок 2
В низенькой светелке Огонек горит.
Молодая пряха у окна сидит Молода, красива - карие глаза
По плечам развита русая коса. Русая головка, думы без конца, Может, вспоминает матушку, отца.
Сегодня мы начали урок с песни. Мы продолжаем тему программы. Народное прикладное творчество. Тема урока: Вышивка - путешествие в старину. У вас на голове надеты ленточки. Вопрос. Чем является лента?
Спущенные женские волосы «колтуны» в народных представлениях воспринимаются как связь с потусторонним миром, принадлежность к ведьмам и колдуньям. Распущенные, не убранные волосы так же привлекали злые силы. После замужества волосы прятали, чтобы не накликать беду на свой дом и своих близких.
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка впитала в себя традиции многовекового накопления мастерства. Сегодня на уроке мы закрепим знания, умения и навыки, полученные ранее по выполнению вышивки.
II. Изложение нового материала. (Рисунок 3)
Рисунок 3
Обратите внимания на картину Васнецова А.С. «В горнице древне русского дома Московских времен». Мы видим быт того времени. Просторная горница.
Главным украшением дома служат образа. По количеству образов видно, что хозяин зажиточен. Образа располагали в переднем углу покоев и этот угол задергивался занавесом, называемом застенок.
В доме полы покрыты коврами (дорожками). Для сидения лавки, прикрепленные к стенам наглухо. Размер лавок зависел от размера покоев. Стол добротный, деревянный, кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья. На эту лавку клали постель (пуховик или перина, изголовья и подушки). Постель убирали нарядно в праздничные дни, а в обычные дни попроще.
Украшения хранились в ларцах. Освещение в доме было свечами восковыми и сальными. Для умывания употреблялись рукомойники и лохани.
Вышивкой украшали: одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.
В давние времена в летнюю страду было не до развлечений. А вот осенью с наступлением холодов, слякоти вечерело рано и начинались посиделки или вечерки. В них принимали участие девушки от 10 лет до замужества. На посиделках пели песни, вели беседы, рассказывали сказки, страшилки, а также устраивали перерывы в виде игрищ и хороводов, а также передавался жизненный опыт.
На посиделках присматривались к молодушкам. Смотрели, что они умеют делать, так как всем в дом нужна была хозяйка рукодельная, а также смотрели на ее убранство, и чтоб могла спеть да сплясать. Для девочек собирали приданое с ее рождения складывали в скрыню (сундук) ткани, покрывала, подзоры, кисеи, постельное белье, ложки, полавочники, наоконники. А также свои работы, в которых была вложена душа и настроение. Разнообразные орнаменты и узоры в художественном исполнении - это связь человека с природой и отображали они солнце, землю, цветы, птиц, животных и другие предметы.
Звучит песня «Отдавали молоду». (Рисунок 4)
Рисунок 4
Отдавали молоду на чужую сторону.
Ой, калина, ой, малина.
На нужную сторону, во чужую деревню.
Ой, калина, ой, малина.
Во чужую деревню, во большую семью.
Ой, калина, ой, малина.
Уж я к свекру привыкала, воду в руки подавала.
Ой, калина, ой, малина.
Я к свекрови привыкала, уж я печку затопляла.
Ой, калина, ой, малина.
Вышивка подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Мальчиков и девочек в крестьянской среде готовили к семейной жизни с раннего возраста. Мальчиков приобщали к мужским делам, а девочек - к заботам будущей жены и матери.
Вопросы для повторения.
- Кому была доступна вышивка в старину? (женщинам знатных семей, монахиням)
- В каком веке распространилась вышивка повсеместно? (17 век)
- Где применялась вышивка? (одежда, обувь, конская сбруя, жилище, предметы быта)
- Где была создана первая вышивальная школа? (в Киеве в Андреевском монастыре - шелком, золотом, серебром)
- Какие виды вышивки вы знаете? (гладь: односторонняя, двухсторонняя, штриховая. Крест: крест, полукрест, болгарский крест)
- Назовите инструменты применяемые при вышивке? (игла, ножницы)
- Назовите приспособления применяемые при вышивке? (пяльцы, наперсток)
- Назовите место хранения игл? (игольница) Рассказать о старинной игольнице.
- Что необходимо соблюдать при выполнении вышивки?
- Какую роль выполняла вышивка, кроме украшения? (Служила оберегом)
- Чем можно вышивать?
- Где в настоящее время применяется вышивка?
III. Практическая работа.
Инструктаж по технике безопасности: с иглой, ножницами.
Т. Б. при работе с иглой.
- До и после работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице.
- Во время работы быть внимательной, вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
- Передавать иглу в игольнице.
Т.Б при работе с ножницами.
- Ножницы должны храниться в определенном месте (в коробке).
- Во время работы ножницы должны лежать справа от работающего с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
На посиделках не только работали, но и отдыхали: водили хороводы и игрища, (хоровод).
Во поле березка стояла
Во поле березка стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли- люли- стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли- люли- заломати.
Я пойду, пойду погуляю,
Люли- люли- заломаю.
Белую березу заломаю.
Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли- люли- три гудочка.
Стану я на дудочке играти, Станут все ребяточки плясати, Люли- люли - все плясати.
Игровая
Эй, кузнец молодец,
Расковался жеребец
Ты подкуй его опять!
Отчего не подковать
Вот гвоздь, вот подкова
Раз, два и готово!
Тук, тук, тук. (4 раза)
Как правило, жениха и невесту выбирали из семьи по общественному статусу и достатку. Чтобы скоротать время за работой пели очень много песен, т.к. народ был неграмотен, а песню легко передать из уст в уста, И неслась песня по просторам и весям, передавая печаль, грусть и радость. Во время пения девушки невольно создавали шедевры своего мастерства, которыми мы любуемся в музеях - где отражены родной край, цветы, птицы, животные.
Звучит песня: «Красно солнышко».
Умывает красно солнышко Руки теплые в росе, И Россия, как Алёнушка, Предстает во всей красе. (Рисунок 5)
Рисунок 5
Ни в близи ни вдали Я не знаю земли Лучше той, что меня Растила.
Синих рек рукава, В небе синь- синева, И светла от берез Россия
У неё коса пшеничная, Родниковые глаза, И поляны земляничные Щедро дарят ей леса.
А случись дорога длинная, Загрущу в чужом краю, Вспомню небо журавлиное, Песню русскую спою
IV. Подведение итога:
- Закрепление пройденного материала.
- Вывод.
- Оценки.
Вывод: Подводя итог урока видно, что цели и задачи, поставленные учителем, были достигнуты. Во время урока чувствовалась атмосфера крестьянского быта, так как на уроке были использованы старинные вещи, пелись фольклорные песни, вывешена картина Васнецова «Древне - русский быт Московия» XIX век замечен интерес учащихся к выполнению работ, желание заниматься вышивкой, отмечено качество выполненных работ. У учащихся формируется художественный вкус, вырабатывается усидчивость и терпение, а так же достигается преемственность приемов древнейшего искусства вышивки в современном окружении.
Полученные знания, опыт и умения учащиеся могут использовать при выборе профессий: вышивальщицы, дизайнера, реставратора, модельера.