Урок русского языка в начальной школе "Глаголы-исключения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с глаголами – исключениями;
  • формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму;
  • развивать познавательные и творческие способности учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку, развивать грамотную речь учащихся.

Оборудование: карточки с заданием, карточки розового цвета с глаголами – исключениями <Рисунок 1>, изображения царя Глагола и его сыновей, или презентация по сказке <Презентация>, карточки “стихи с глаголами – исключениями”.

Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? Все готовы учиться, познавать, не лениться? Мы хороший дружный класс, всё получится у нас!

2. Орфографическая разминка (карточки с заданием)

- Какая орфограмма пропущена?

- В какой форме стоят данные глаголы?

- Как проверим написание безударной гласной в окончании глагола? Вспомним алгоритм (с опорой на схему):

- Если окончание безударное ставим глагол в неопределённую форму глагол оканчивается на –ить 2 спряжение -ит , в остальных случаях глагол 1 спряжения - ет

Самостоятельное выполнение задания.

Вставь пропущенную букву:

Пиш . т, работа . т, счита . т, кол . т, реж . т, руб . т, корм . т, зна . т, чита . т, пол . т, рису . т.

3. Новая тема. Доска

-А знаете ли вы, что не все глаголы подходят к этому правилу?

- Послушайте грамматическую сказку о глаголах (по ходу сказки на доску вывешиваются герои и слова, или идёт показ презентации):

Слайд 1. Давным–давно в царстве Грамматике жил царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Слайд 2. И было у царя 2 сына 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал их царь однажды и говорит:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне уже управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня, чтобы решили, как вам царствовать.

Слайд 3. Думали они три дня и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме оканчиваются на – ить, а при изменении в окончании есть гласная -И, а 1 спряжение - всеми остальными, а в окончании поставит гласную – Е. Пришли сыновья к отцу и сообщили о своём решении. Царь Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Слайд 4. Но весть эта не всех обрадовала. Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть, гнать, дышать, слышать, держать и брить, и стелить. Пришли они к царю со слёзной просьбой не разделять их с родственниками:

- Милостивый государь, помоги нам.

-Что случилось?

-По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.

-Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.

-Смилуйся, государь, сделай исключение.

Слайд 5. Не мог устоять перед такой мольбой царь, распределил их по окончаниям и разрешил 11 глаголам оставаться в царстве 2 спряжения, а 2 глаголам в царстве 1 спряжения.

- Но только в порядке исключения! – сказал Глагол.

И стали эти глаголы называться так: глаголы – исключения.

-Посмотрите внимательно на эти пары глаголов, почему эти глаголы называются исключениями?

- Какие глаголы остались в царстве 1 спряжения?

- При спряжении этих глаголов, какая гласная будет стоять в окончании?

- Какие глаголы остались в царстве 2 спряжения?

- При спряжении этих глаголов, какая гласная будет стоять в окончании?

- Запишите эти пары глаголов – исключений в тетрадь

4. Физ. минутка (читают глаголы - исключения дети вместе, затем выполняют движения)

Брить

Руки перед грудью - выписываем руками дуги

Стелить

Руки вверх – вниз

Вертеть

Головой повороты вправо – влево

Зависеть

Руки вытягиваем вперёд, тянемся за руками

И терпеть

Руки к щекам, наклоны туловища вправо, влево

Обидеть

Отталкиваем руками от себя

Смотреть

Ладошку к бровям всматриваемся вдаль

И видеть

Точка на доске (смотреть и видеть повторить чередуя)

Ненавидеть

Плечи вперёд, затем гордо назад

Слышать

Ушки зайчика

Гнать

Прыжки “на лошадке едем”

Глубоко дышать

Упражнения на дыхание

Ручку правильно держать

Садимся за парты

5. Закрепление

  1. Проспрягайте глаголы стелить, смотреть (работа выполняется у доски и в тетрадях)
  2. Запишите глаголы – исключения в 2 столбика ( 1 и 2 спряжение) в форме 2 лица единственного числа. Работа выполняется с комментированием по цепочке.

6. Рефлексия.

-Какую тему изучали на уроке?

-Назовите глаголы-исключения.

-Почему они исключения?

- Чтобы легче вам было запомнить эти слова, предлагаю вам стихотворения с этими глаголами – исключениями ( на карточках) – дети читают вслух.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
(Исключая: брить, стелить)
Все глаголы, что на “-ить”,
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть
И зависеть, и вертеть. 

7. Домашнее задание. Придумать стихотворение – запоминалку с глаголами-исключениями.