Цели:
- познакомить учащихся с глаголами – исключениями; формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму;
- развивать познавательные и творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку, развивать грамотную речь учащихся.
Оборудование: карточки с заданием, карточки розового цвета с глаголами – исключениями <Рисунок 1>, изображения царя Глагола и его сыновей, или презентация по сказке <Презентация>, карточки “стихи с глаголами – исключениями”.
Ход урока.
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? Все готовы учиться, познавать, не лениться? Мы хороший дружный класс, всё получится у нас!
2. Орфографическая разминка (карточки с заданием)
- Какая орфограмма пропущена?
- В какой форме стоят данные глаголы?
- Как проверим написание безударной гласной в окончании глагола? Вспомним алгоритм (с опорой на схему):
- Если окончание безударное ставим глагол в неопределённую форму глагол оканчивается на –ить 2 спряжение -ит , в остальных случаях глагол 1 спряжения - етСамостоятельное выполнение задания.
Вставь пропущенную букву: Пиш . т, работа . т, счита . т, кол . т, реж . т, руб . т, корм . т, зна . т, чита . т, пол . т, рису . т. |
3. Новая тема. Доска
-А знаете ли вы, что не все глаголы подходят к этому правилу?
- Послушайте грамматическую сказку о глаголах (по ходу сказки на доску вывешиваются герои и слова, или идёт показ презентации):
Слайд 1. Давным–давно в царстве Грамматике жил царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Слайд 2. И было у царя 2 сына 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал их царь однажды и говорит:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне уже управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня, чтобы решили, как вам царствовать.
Слайд 3. Думали они три дня и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме оканчиваются на – ить, а при изменении в окончании есть гласная -И, а 1 спряжение - всеми остальными, а в окончании поставит гласную – Е. Пришли сыновья к отцу и сообщили о своём решении. Царь Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.
Слайд 4. Но весть эта не всех обрадовала. Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть, гнать, дышать, слышать, держать и брить, и стелить. Пришли они к царю со слёзной просьбой не разделять их с родственниками:
- Милостивый государь, помоги нам.
-Что случилось?
-По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
-Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
-Смилуйся, государь, сделай исключение.
Слайд 5. Не мог устоять перед такой мольбой царь, распределил их по окончаниям и разрешил 11 глаголам оставаться в царстве 2 спряжения, а 2 глаголам в царстве 1 спряжения.
- Но только в порядке исключения! – сказал Глагол.
И стали эти глаголы называться так: глаголы – исключения.
-Посмотрите внимательно на эти пары глаголов, почему эти глаголы называются исключениями?
- Какие глаголы остались в царстве 1 спряжения?
- При спряжении этих глаголов, какая гласная будет стоять в окончании?
- Какие глаголы остались в царстве 2 спряжения?
- При спряжении этих глаголов, какая гласная будет стоять в окончании?
- Запишите эти пары глаголов – исключений в тетрадь
4. Физ. минутка (читают глаголы - исключения дети вместе, затем выполняют движения)
Брить |
Руки перед грудью - выписываем руками дуги |
Стелить |
Руки вверх – вниз |
Вертеть |
Головой повороты вправо – влево |
Зависеть |
Руки вытягиваем вперёд, тянемся за руками |
И терпеть |
Руки к щекам, наклоны туловища вправо, влево |
Обидеть |
Отталкиваем руками от себя |
Смотреть |
Ладошку к бровям всматриваемся вдаль |
И видеть |
Точка на доске (смотреть и видеть повторить чередуя) |
Ненавидеть |
Плечи вперёд, затем гордо назад |
Слышать |
Ушки зайчика |
Гнать |
Прыжки “на лошадке едем” |
Глубоко дышать |
Упражнения на дыхание |
Ручку правильно держать |
Садимся за парты |
5. Закрепление
- Проспрягайте глаголы стелить, смотреть (работа выполняется у доски и в тетрадях)
- Запишите глаголы – исключения в 2 столбика ( 1 и 2 спряжение) в форме 2 лица единственного числа. Работа выполняется с комментированием по цепочке.
6. Рефлексия.
-Какую тему изучали на уроке?
-Назовите глаголы-исключения.
-Почему они исключения?
- Чтобы легче вам было запомнить эти слова, предлагаю вам стихотворения с этими глаголами – исключениями ( на карточках) – дети читают вслух.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
(Исключая: брить, стелить)
Все глаголы, что на “-ить”,
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть
И зависеть, и вертеть.
7. Домашнее задание. Придумать стихотворение – запоминалку с глаголами-исключениями.