Цель урока: повторить и закрепить определение координатной прямой, модуля числа, противоположных чисел. Повторить и закрепить понятия положительного и отрицательного чисел. В ходе решения упражнений и задач повторить ранее изученный материал по теме «Действия с обыкновенными дробями».
Вырабатывать навык применения теоретических знаний по теме «Изменение величин» на практике.
В результате свободного выбора разноуровневых заданий развивать у учащихся самооценку своей деятельности.
Формировать навыки групповой работы.
Развивать внимание, правильную математическую речь, логическое мышление учащихся.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Оборудование: карточки с заданиями, фишки для баллов, фишки цветные для определения уровней, таблица с уровнями заданий, оценкой знаний и решением работы для самопроверки.
Ход урока
- Организационный момент.
(На уроке вы можете получить по две оценки: за устные ответы и решение у доски и самостоятельно, за письменную работу).
Провести инструктаж по организации работы на уроке: на столе лежат листы с заданиями, которые вы будите решать с классом или самостоятельно, листы для выполнения групповой работы, задание для письменной работы. Также на столе вы видите фишки, которые мы будем применять для оценки знаний. Посмотрите на экран «Оценка знаний». Работать мы будем на доверии, поэтому баллы вы будете выставлять себе сами.Оценка знаний учащихся
Баллы Уровень выполненных заданий 1 балл 1. За каждый правильный ответ при повторении теоретического материала.
2. За участие в групповой работе.
3. За дополнение и уточнение ответа товарища.
2 балла 1. За решение примера у доски.
2. За правильное выполнение групповой работы.
3 балла 1. За решение задачи у доски.
2. За самостоятельное решение упражнений.
3. За самостоятельное решение задачи.
Итог урока: 8 баллов – отлично, 6 баллов – хорошо, 4 балла – удовлетворительно.
Предложить ученикам закрыть глаза и представить, что собравшиеся в классе – ребята и взрослые, которые объединены общей целью: «Знать больше. Знать лучше».
Сообщить учащимся цель урока: повторить понятия координатной прямой, модуля числа, положительных и отрицательных чисел и действия с обыкновенными дробями. Эти знания пригодятся нам для дальнейшего изучения темы «Положительные и отрицательные числа». - Повторение теоретического материала. (за каждый правильный ответ по 1 баллу)
- Что изображено на доске?
(координатная прямая)
- Какова роль нуля на координатной прямой?
- Какими числами являются координаты точек на координатной прямой, расположенных:
- справа от начала отсчёта;
- слева от начала отсчёта?
- Какие числа называют противоположными? Приведите примеры противоположных чисел.
- Что записано на доске?
- |7| =
- |0| =
- |-3,8| =
- |-5| =
- |2,4| =
- Что называется модулем числа? Чему равны модули данных чисел?
- Сравнить числа.
- Решение упражнений:
(За каждый правильно решённый пример у доски 2 балла, за самостоятельное решение упражнений 3 балла)
Вычислить: (Приложение2) - Работа в группах (по 2 стола): (какая группа за 2 мин составит правильно большее количество выражений)
Используя числа модуль пяти и модуль минуса пяти, знаки арифметических действий и скобки, составьте несколько выражений, имеющих различные значения.
Учащиеся составляют выражения на листах для групповой работы, по окончании работы листы вывешиваются на доску и подводятся итоги (победившей группе 2 балла, остальным по одному баллу) - Решение задач:
(за правильно решённую задачу у доски 3 балла, за самостоятельное решение задачи 3 балла)Решение с классом Самостоятельно. Учебник Виленкина Математика 6, стр.106 № 625 Учебник Виленкина Математика 6, стр.106 № 624 - Практическое применение знаний (решение задач устно)
- Ребята, вы знаете стихотворение Сергея Михалкова «Тридцать шесть и пять»?
- На улице температура -20ºС, а в доме 25ºС. На сколько градусов температура в доме выше, чем на улице?
У меня опять 36,5!
Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:
Где моя температура? Почему я не горю?
Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?
У меня опять: 36,5!
Живот потрогал - не болит! Чихаю – не чихается!
И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти
И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь!
И у доски стоять молчать, не зная, что же отвечать...
У меня опять: 36,5!(Как должна измениться температура у мальчика, чтобы его оставили дома?)
Я быстро градусник беру и меж ладоней его тру,
Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу:
«Родная, миленькая ртуть! Ну поднимись ещё чуть-чуть!
Ну поднимись хоть не совсем – Остановись на «тридцать семь»!»
Прекрасно! 37,2! Уже кружится голова!
Пылают щёки (от стыда!)... - Ты нездоров, мой мальчик?
- Да... Я опять лежу в постели – не велели мне вставать.
А у меня на самом деле – 36,5! - Самостоятельная работа:
I уровень.
- Сравнить:
-
Вычислить:
дополнительно:
II уровень.
- Сравнить дроби, не приводя их к общему знаменателю:
- Вычислить:
III уровень.
- Запишите дроби 6/5, 3/10, 7/15 в порядке возрастания, а дроби 11/12, 5/8, 23/24 в порядке убывания.
- Вычислить:
- Дополнительно. Упростить выражение:
и найти его значение при а=5.
- Резерв – задача на смекалку:
Российский город захватили фашисты. Через некоторое время нашим войскам удалось подойти к городу, но город был окружён противотанковым рвом, ширина которого была 2 метра. Перепрыгнуть через ров наши солдаты не могли. Нашли они возле рва две двухметровые доски. Как с помощью этих досок солдаты смогут перебраться на противоположную сторону рва и попасть в город.
- Итог урока. Оценки учащимся. Рефлексия.