Больше двадцати лет я занимаюсь педагогической деятельностью. Проблема развития детского творчества актуальна для меня все эти годы. Хочу поделиться опытом.
Занятия с детьми театрализованной деятельностью позволили понять: театрализованные игры - действенное средство в решении проблемы развития творческих способностей детей. Театрализованная игра близка и понятна детям, поскольку игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Включение театрализованных игр во все режимные моменты воспитательно - образовательного процесса (занятия, совместная деятельность детей и взрослых, свободное время, самостоятельная деятельности детей) помогает решать следующие задачи:
- активизировать творческий потенциал детей;
- научить детей использовать выразительные средства (интонация, мимика, жест, поза, походка) для передачи образа, развития эмоциональности и эмпатии;
- развивать речь, коммуникативные навыки, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление;
- развивать умение договариваться между собой, самостоятельно создавать творческие группы и условия для театрализованной игры.
Театрализованные игры на занятиях - это игровой прием и форма обучения детей, при которой вводимые персонажи позволяют доступно объяснить детям обучающий материал и помогают усвоить необходимые знания, умения, навыки. На практике это выглядит так: при ознакомлении с окружающим, с детьми играют лисенок и ежонок, на математике - Незнайка, на рисовании - королева кисточка и король карандаш. Дети в диалоге со сказочными героями или в их образе, через эмоциональные впечатления, осмысляют и осваивают материал. При ознакомлении с художественной литературой умение слушать, запоминать, воспроизводить последовательность событий текста и воображать героев развиваются при использовании специальных упражнений: "Изобрази героя", "Измени голос"; мимические и пантомимические этюды тоже играют важную роль.
Различные театрализованные упражнения с постепенным усложнением, в зависимости от возраста детей используются и при обучении средствам речевой выразительности ("Попросись в теремок разными голосами", "Спой песенку козы и волка", "Разыграй диалог двух персонажей"). Ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, развивают артикуляцию, речевое дыхание. Используемые упражнения приводят к необходимости ознакомления с основными эмоциональными состояниями и способами их внешнего проявления. Образное перевоплощение осваивается через такие упражнения как: "Разные настроения" (по карточкам - пиктограммам), "Изобрази настроение героя", "Что случилось?".
При смене деятельности на занятиях небольшая театрализованная игра, этюд, используемые в качестве физкультминутки, проявляют себя как средство отдыха и расслабления. Игры - этюды, игровые ситуации можно использовать и на прогулках. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей, обогащает их опыт и затем переносится в самостоятельные творческие игры.
В свободное от занятий время в совместной деятельности с детьми используются такие приемы как: обыгрывание отдельных эпизодов для закрепления знания литературного произведения, организация игры - драматизации, подготовка театрализованных представлений, проведение развлечений с участием различных героев. Все это повышает интерес к творческой деятельности у детей и способствует возникновению творческой игры. Творческие задания позволяют развивать умение организовывать и самостоятельно проводить театрализованные игры. В начале детей надо научить организовывать творческие группы и распределять роли по заданному сюжету. Затем следует развивать способности в самостоятельном выборе сказки, стихотворения, эпизода для постановки; в конце - умение совместно продумывать и реализовывать свои действия.
Театрализованные игры - вид детского творчества. Опыт моей работы показал, что творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры (изготовление деталей костюмов, декораций, различных атрибутов), и в подборе музыкального сопровождения. Мне оставалось обеспечить возможность использования различных материалов для этой творческой работы и помочь при необходимости в реализации задуманного. Материал для организации творческой самостоятельной театрализованной детской игры собран мною за многие годы педагогической практики: методическая литература, разнообразные виды театров, фонотека, костюмы, маски.
Положительная динамика в развитии творческих способностей детей в результате проведенной работы проявилась в следующем:
- активизации творческого потенциала при организации театрализованных игр;
- свободе общения со сверстниками и взрослыми;
- умении работать в коллективе, создавать творческие группы и условия для игры;
- использовании выразительных средств при передаче образов в творческой работе;
- развитии психических процессов.
Творческие способности дети демонстрируют при проведении различных праздников, развлечений, разыгрывании кукольных и драматических спектаклей для сверстников, детей младшего возраста, родителей.
Мои воспитанники постоянно участвуют в театрализованных конкурсах, занимают призовые места и награждаются почетными грамотами.