Урок по химии в 8-м классе "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Цели урока:

Обучающие: повторить и обобщить знания по теме “Первоначальные химические понятия”.

Развивающие:

  • развивать умения учащихся определять валентности химических элементов, типы химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций;
  • продолжать формирование умения самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность;
  • продолжать развивать внимание и воображение;
  • формировать общеучебные умения:
    а) выбирать критерии для сравнения, сопоставления и оценки изучаемого объекта;
    б) давать определения;
    в) приводить доказательства.

Воспитательные:

  • формирование научного мировоззрения учащихся;
  • формирование у школьников мотивации к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью.

Методы и методические приемы:

  • фронтальный опрос;
  • самостоятельная и групповая работа по карточкам;
  • самоанализ работы, самооценка деятельности.

Оборудование урока:

  • два экземпляра карточек с заданиями для эстафеты;
  • карточки с заданиями для разминки;
  • мультимедийный проектор для проверки заданий;
  • склянки с веществами простыми и сложными;
  • набор химической посуды;
  • оборудование для демонстрационного опыта “Вулкан”;
  • изготовленные удостоверения “Химик – мастер” и “Химик – подмастерье”.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Мы изучили первую большую главу по химии. Познакомились с очень важными химическими понятиями, химическими и физическими явлениями, провели практическую работу, на которой отрабатывали знания и умения по технике безопасности, умения обращаться с химической посудой.

Узнали что такое химический элемент и его валентность, чем характеризуется вещество и чем отличается чистое вещество от смеси, научились определять признаки и тип химических реакций.

Сегодня на уроке наша задача вспомнить, закрепить эти знания и умения. Урок будет проходить в виде нескольких заданий-конкурсов, которые вы должны будете выполнить. Причем задания будут носить как командный характер, так и индивидуальный, для чего каждый из вас получит свой код-номер, которым будете подписывать, выполненные задания. (Код ученика – его порядковый номер в ряду за партой.) Оценивать вашу работу мы пригласили старшеклассников, они и зрители, и члены жюри.

Итак, мы начинаем!

II. Основная часть.

Первый конкурс – задание “Разминка”.

От каждой команды приглашаются по 2 ученика к доске. Они выполняют задания по карточкам. Текст задания у всех одинаковый:

закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, определите тип каждой реакции:

№ 1.

  1. Cu + O2
  2. Mg + HCl → MgCl2 + …
  3. Al(OH) 3 → Al2O3 + …

№ 2.

  1. Zn + HCl → ZnCl2 + …
  2. H2 + Cl2 >
  3. Ag2O →

№ 3.

  1. Fe(OH) 3 → Fe2O3+ …
  2. Ca + O2
  3. Al + HCl → AlCl3 + …

№ 4.

  1. Fe2O3 + Mg → MgO + …
  2. Na + O2
  3. Au2O3

В это время с классом проходит фронтальный опрос:

  • Что изучает химия?
  • Что называют веществом?
  • Что называется молекулой?
  • Что является пределом делимости вещества?
  • Чем характеризуется чистое вещество?
  • Что такое смеси?
  • Какие способы разделения смесей вам известны?
  • Как правильно нагревать пробирку с жидкостью?
  • Что такое химический элемент?

Проверяется работа на доске, подводятся итоги первого конкурса, а в дальнейшем после каждого конкурса.

Конкурс “Назови химическую посуду”.

За ширмой, которая постепенно отодвигается, расставлена химическая посуда, и от каждой команды по очереди называются предметы.

Это могут быть: пробирка, воронка, колба плоскодонная, колба круглодонная, выпаривательная чашка, кристаллизатор, спиртовка, мерный цилиндр, держатель, стакан.

Учитель:

Следующее задание очень сложное. Оно потребует от вас не только знаний по химии, но и предельной собранности, внимания, концентрации. Каждый из вас должен будет выполнить задание на карточке и на доске. Работа в виде эстафеты будет проходить параллельно в двух направлениях: от первого к последнему и от последнего к первому. На карточках необходимо каждому определить валентность элемента и составить формулу по известным валентностям, напротив задания поставить свой код. На доске, записанные схемы химических реакций необходимо преобразовать в химические уравнения, расставив в них коэффициенты и указать тип данной реакции.

Конкурс “Составь формулу”. Карточка для каждой команды выглядит следующим образом:

Определи валентность

Составь формулу

Код учащегося

Li2O

N III xOy

 

FeO

N I xOy

 

Fe2O3

S IV x Oy

 

MgO

Ag I xOy

 

SO3

P V xOy

 

N2O5

Mn VII xOy

 

PbO2

Cr VI xOy

 

Cu2O

Al III xOy

 

Конкурс “Составь уравнение химической реакции” (задание написано на доске или заготовлено для мультимедийного проектора)

1 команда

2 команда

Al + Cl2 → AlCl3

AgBr → Ag + Br2

KClO3 → KCl + O2

CaO + CO2 → CaCO3

Al + Fe2O3 → Al2O3 + Fe

CuO + H2 Cu + H2O

Na + Cl2 → NaCl

Mg + O2 → MgO

AgI → Ag + I2

CuO + C → CO2 + Cu

P + O2 → P2O5

N2 + H2 → NH3

Cu + HgCl2 CuCl2 + Hg

H2O → H2 + O2

S + O2 → SO2

Al + O2 → Al2O3

Конкурс “Найди вещества”

По одному представителю от каждой команды выходят к столу. Задание: кто быстрее отберет склянки с 3 простыми и 3 сложными веществами.

Конкурс “Литературный”.

Определите, о каких частицах говорил, с чем их сравнивал в своей поэме “О природе вещей”, написанной в I веке до н.э. древнегреческий ученый Тит Лукреций Кар:

“И стихи, как ты непременно
        признаешь,
Разнятся между собою и по смыслу,
        и так же по звуку.
Видишь, как буквы сильны лишь
        одним измененьем порядка?
Что же до первоначал, то они
        ещё больше имеют
Средств для того, чтоб из них
        возникали различные вещи”.

Конкурс “Распредели по значению”

Каждый ученик выполняет задания в тетради и под копировальную бумагу на листочках для проверки жюри. По окончании времени, два ученика выполняют задание через мультимедийный проектор.

Распредели на две колонки чистые вещества и смеси.

Соль. Сахар. Почва. Воздух. Азот. Железо. Ртуть. Углекислый газ. Морская вода. Сода. Молоко. Гранит.

Распредели явления химические и физические.

Испарение воды. Образование облаков. Кристаллизация. Фильтрование. Ржавление гвоздя. Гниение соломы. Прокисание молока. Горение спирта. Ковка металла. Обугливание лучины.

Конкурс “Загадки”

Необходимо отгадать загадки о химических элементах.

“Из меня состоит все живое:
Я - графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе и в поле.
Я в деревьях и в каждом из вас”.
(углерод)

“Я – металл серебристый и легкий,
Я зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал”.
(алюминий)

“Я – газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду”.
(водород)

После этого задания жюри подводит итоги. В это время демонстрируется опыт

“Вулкан”. При этом команды могут заработать дополнительные очки, ответив на вопросы:

  • Какие признаки химических реакций наблюдаете?
  • Назовите простые и сложные вещества в продуктах реакции.
  • Расставьте коэффициенты в уравнении реакции, отражающем данный процесс.

(NH4)2 Cr2O7 → N2 + H2O + Cr 2O3

Заключение.

Жюри оглашает итоги урока. Называется команда победительница, а также ученики, набравшие наибольшее количество баллов. Им вручаются удостоверения “Химик – мастер”, всем остальным ученикам вручаются удостоверения “Химик – подмастерье”.