Процесс освоения техникой речи теснейшим образом связан с психологическими процессами. Важный момент - артикуляционная гимнастика: гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. По мере овладения упражнениями возрастает их сложность. Меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому.
Г.В. Артоболевский утверждает следующее: "Организация дыхания сводится к овладению правильным типом дыхания и целесообразному использованию его:" На занятиях дети учатся правильно дышать - это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего.
Большое значение для красивой речи имеет звонкий, приятный тембр, гибкий, достаточно громкий послушный голос. Однако голос, как дыхание, дети развивают на занятиях, учатся пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания.
Хорошая дикция - одно из важных качеств правильной речи воспитанника. Условием четкой, ясной дикции является правильная артикуляция,
Обеспечивающая упругое движение органов речи. Поэтому работа над дикцией начинается с артикуляционной гимнастики. Эти упражнения выполняются индивидуально, перед зеркалом.
Большой раздел в программе отводится интонации. Интонация - явление сложное, целостное.
В ней выявляются следующие компоненты: сила голоса (громкость и логические ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
Тренируя дыхание, совершенствуя дикцию, выразительный голос, устраняя признаки говора, четкое и правильное произношение звуков - процесс трудоемкий, длительный, так как у детей еще не сформировался окончательно речевой и дыхательный аппарат.
Особое место в работе над дикцией занимает проверка навыков чтения скороговорок и пословицами плюс работа над детскими стихами, стихотворными текстами, прозами и баснями, озвучиванием мультфильмов.
Правильность, чистота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. Находясь в художественно насыщенном пространстве и творческой группе как части этого пространства, школьник получает возможность действовать в нем свободно, активно и творчески, что позволяет ему реализовать творческие и духовные возможности своей личности, познавать себя и способы взаимодействия с окружающим миром, откорректировать психологические проблемы и систему ценностей, овладеть основами коммуникативной культуры.
Одна из проблем нашего общества - неумение детьми использовать свободное время на пользу себе. Реализация данной программы позволяет решить эту проблему. Педагогика рассматривает досуг, как форму воспитания с точки зрения целенаправленного влияния на детскую личность. Учащегося привлекает курс "Техника речи" тем, что является свободным и основывается на интересе, принося радость и творческое удовлетворение.
К.С. Станиславский говорил:":У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которое должен почувствовать говорящий..."
Решение задач программы осуществляется линейно,от группы к группе задания усложняются. При работе по данной программе у воспитанников в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное. Что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышления), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Программа помогает воспитаннику совершенствовать выразительность своего чтения, а также показывает пути и средства работы над правильной речью.
Эмоциональная память младших школьников достаточно богата. Поэтому программные разделы соответствуют эмоциональному опыту детей.
Погружение в мир сказок, былин, легенд открывает широкие возможности для приобщения ребенка к народным традициям.
1. НОВИЗНА - это связь техники речи с разными науками:
- логопедия;
- педагогика (дидактика и теория воспитания);
- психология (возрастная и педагогическая);
- медицина (физиология и отоларингология);
- лингвистика (структурная и лингвистика текста).
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ступень - начальный этап
Разделы | Т е м а | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
№ 1. | Анатомо-физиологические механизмы речи. | 4 | 6 | 10 |
№ 2. | Подготовительный этап. | 19 | 29 | 48 |
№ 3. | Дикция. | 4 | 10 | 16 |
№ 4 | Орфоэпия. | 4 | 10 | 14 |
№ 5. | Актуализация развернутой речи в творческих играх и инсценировках. | 4 | 24 | 26 |
Итого: | 35 | 79 | 114 |
2 ступень - основной этап
Разделы | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
№ 1. | Введение. Анатомо-физиологические механизмы речи. |
1 2 |
1 2 |
1 4 |
№ 2. | Дыхание. Постановка речевого голоса. |
6 | 13 | 19 |
№ 3. | Дикция. | 5 | 9 | 14 |
№ 4. | Орфоэпия. | 4 | 6 | 10 |
№ 5. | Интонация. | 7 | 15 | 22 |
№ 6. | Устное народное творчество. | 1 | 9 | 10 |
№ 7. | Литературные произведения разных жанров. |
8 | 26 | 34 |
Итого: | 34 | 80 | 114 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности школьника средствами театрального искусства.
Для решения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Развивающие:
- выявить творческую индивидуальность ребенка;
- развить его умственные способности (память, мышление, воображение);
- обеспечить самореализацию творческих и исполнительных способностей, развивать способности школьника к творческому решению различных задач, к созданию нового продукта;
- создать условия для развития самостоятельности, инициативности, умения управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами, нормами, приобретения навыками жизни в коллективе;
- формировать адекватную самооценку, чувство совести, долга, ответственности.
2. Обучающие:
- развить и укрепить мышцы артикуляционного аппарата;
- раскрыть и развить голосовые возможности каждого ребенка;
- развитие речи учащихся через театральную деятельность и специально организованные праздники, конкурсы, спектакли;
- обучать ребенка методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.
3.Методическая задача:
- Осуществлять поиск нового содержания и эффектных средств его реализации для обеспечения
- способности современного школьника к строительству жизненной перспективы и правильному личному самоопределению.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА.
Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
* Принцип индивидуализации и дифференциации обучения рассматривающий психолого-педагогическое изучение личности ребенка.
* Принцип творческого самовыражения способствующий активно реализовать любые качества воспитанника.
* Принцип демократизации предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
* Принцип толерантности, способствующий пониманию и уважения богатого многообразия культур народов России.
На курс принимаются учащиеся без ограничения . Оптимальная наполняемость группы 15 человек.
В основе программы лежат два вида деятельности:
1. Организация досуга для себя и окружающих людей.
2. Включение воспитанников в творческую театральную деятельность.
Данная программа предполагает двухступенчатое творческое образование:
1 ступень - подготовительная, начальный этап- (1-2 классы)
Обучение в течении двух лет.
2 ступень - студия и театр, основной этап- (3-4 классы)
Обучение в течении двух лет.
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Первый начальный этап (подготовительная ступень).
ЦЕЛЬ: создание условий и среды для выявления и развития природных способностей ребенка и его творческого самоопределения.
ЗАДАЧИ:
- активизация словарного запаса;
- воспитание культуры речи;
- способность развитию начальных коммуникативных навыков;
- развить ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.
Основным содержанием работы на этом этапе становится процесс самоактуализации воспитанника. Что требует сознательного подключения им своих волевых качеств, умения планировать свою деятельность, определив необходимые цели.
Занятия проводятся 3 раза в неделю (по 45 минут).
Второй основной этап (студия и театр)
Содержанием этого этапа становится работа над ролью и спектаклем в форме репетиций, бесед, тренингов. Спектакли, праздники, досуги помогают формированию социальных и нравственных ценностей ребенка, раскрывают его лучшие качества, самоопределению и самовыражению.
Занятия проводятся 3 раза в неделю (по 45 минут).
Опираясь на опыт четырех лет апробации программы, можно сделать вывод, что нагрузка 114 часов очень эффективна.
ФОРМЫ РАБОТЫ
В организации образовательного процесса используются разнообразные формы работы, которые позволяют воспитаннику проявить всю многогранность своей творческой личности:
- занятия (речевые игры, тренинги, этюды, импровизации);
- беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы);
- творческие проекты (праздника, концерты, фестивали, спектакли);
- вечера (открытие сезона, дни рождения участников группы, поэтические);
- репетиции (постановочные, сценические, на площадках);
- лагерные сборы.
Спектакли, праздники, досуговые мероприятия помогают формированию нравственных ценностей ребенка, раскрытию его лучших качеств, самоопределению и выражению, приобретению социального и творческого опыта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий по программе ожидается, что воспитанник:
- определит систему ценностей;
- овладеет профессионально-значимыми качествами: эмоционального восприятия речи , внимания, памяти, образного мышления, воображения;
- будет стремится к реализации способностей и талантов, данных ему природой;
- научится импровизировать;
- полюбит процесс творчества;
- получит навыки красивой речи;
- сможет реализовать себя в разных видах творчества.
МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
- наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом на протяжении всех лет с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
- открытые занятия на основе пройденного материала;
- обсуждение с детьми результатов деятельности;
- беседы с родителями помогают педагогу составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983
- Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
- Козлянинова И.П., Черали Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
- Хватцев М.Е. Логопедия. М.,1959.
- Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.,1985.
- Муравьева Б.Л. От дыхания к голосу. Л.,1982.
- Чарели Э.М. Культура речи. Свердловск 1990.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная , пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения.М.,2001
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
- Кубасова О.В. Выразительное чтение. М., 2001.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности
- дошкольников и младших школьников. М., 2001.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.