Эффективная форма методической работы по активизации педагогов в вопросах оздоровления дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия педагогической деятельности, а это требует обновления методической работы в дошкольном образовательном учреждении, ее адаптации к изменяющимся условиям.

Ежегодный контроль за качеством, проводимых воспитателями физкультурно-оздоровительных мероприятий и состояния здоровья дошкольников МДОУ центра развития ребенка - детского сада № 202 г. Кирова показывает, что часто, из-за смены состава педагогического коллектива, вновь пришедшие молодые педагоги находятся в "необучающемся режиме" - имеют пробелы в теоретических, практических знаниях и умениях в вопросах физического воспитания детей, в вопросах инновационных технологий, способов владения новым материалом предлагаемых специалистами программ. Довольно часто на фоне недостатков в физическом развитии наблюдается и повышение роста заболеваемости, прослеживается тенденция к уменьшению высоких показателей физической подготовленности, происходит спад интереса к занятиям спортом, знаниям о сохранении и укреплении своего здоровья.

МДОУ ориентируется на комплексную программу развития ребенка-дошкольника "Детство" В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, где представлен раздел физического развития дошкольников. Опираясь на рекомендации программы о дополнении данного раздела, мы реализуем парциальную программу Т.С. Казаковцевой "Здоровье с детства", которая учитывает региональный компонент. Основное направление по физическому воспитанию в детском саду это охрана и укрепление здоровья детей. Каждый учебный год ставятся задачи по развитию физических качеств и оздоровлению дошкольников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

В связи с этими и другими проблемами физического развития, оздоровления дошкольников, возникающими в процессе воспитания и обучения, выявилась необходимость в организации ряда специальных консультаций. Т.к. при планировании и наполнении содержанием мероприятий физкультурно-оздоровительной работы воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности детей, подбирать материал с учетом программных требований и ориентировкой на зоны ближайшего и перспективного развития ребенка.

Для обобщения полученных знаний и интеграции современных требований к профессиональной подготовке воспитателей выбрана форма проведения семинара - практикума "Педагогический пробег". Целью, которого являются: достижение качественно более высоких результатов физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, совершенствование профессиональных умений, повышение педагогической компетентности и мастерства в вопросах здорового образа жизни, раскрытие творческого потенциала педагогов, использование методов активного обучения в работе с кадрами.

Для проведения семинара-практикума потребовалась предварительная работа:

  • анализ профессиональной подготовки воспитателей на основе выявления их пробелов в знаниях и профессиональных потребностей, изучения результатов деятельности (проведение опроса, анкетирования, наблюдения);
  • обеспечение органической связи содержания и форм обучения и практической деятельности по созданию инновационной практики в условиях социального партнерства;

Планирование и проведение консультаций:

  • "Методика и формы проведения утренней гимнастики";
  • "Гимнастика после сна";
  • "Гиперактивные дети";
  • "Значение и использование элементов дыхательной гимнастики в оздоровлении детей";
  • "Нетрадиционные методы оздоровления: технологии, опыты работы";
  • "Знакомство с парциальными программами оздоровления: Лазарев "Здравствуй!":
  • "Эффективные закаливающие процедуры в возрастных группах. Само анализ";
  • "Гидроаэробика и её значение";
  • "Паспорт здоровья дошкольника. Значение, формы ведения";
  • "Методика проведения индивидуальной работы по физическому развитию";
  • "Физические качества: методы развития";
  • "Взаимосвязь психического и физического здоровья".

Организационный момент.

Ведущий: инструктор по физической культуре и спорту МДОУ № 202.

Участники пробега: педагоги МДОУ № 202 /3 команды по 7 человек/

Приглашенные: инструктора по физическому воспитанию и спорту, старшие воспитатели методического объединения №12 г. Кирова.

Введение в тему (выступление заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе), представление гостей, участников "Педагогического пробега", членов жюри. За каждый верный ответ команда - победительница получает "балл здоровья" в копилку команды, также члены жюри отмечают личный результат каждой участницы практикума.

Ведущий: Начинаем пробег знаний по тропе физической культуры и валеологии. Отправляемся в путь педагогических мыслей по станциям, но сначала "Разминка".

(На столах лежат наборы слов, из которых нужно собрать три пословицы о здоровье. Пословицы у всех одинаковые)

1 станция "Раздумье".

Ведущий: Построить три дома, фундаментом которых служат условия, влияющие на здоровье детей: (обсуждение задания 2 минуты)

1 блок - гигиенические;

2 блок - учебно-организационные;

3 блок - психолого-педагогичесские.

(Подведение итогов членами жюри)

Ведущий: Только соблюдение всех трех условий способствует прочности здания, укреплению здоровья. Продолжаем маршрут.

2 станция "Угадай-ка" по принципу "Поле чудес".

Ведущий: Как называется специальная гимнастика для глаз для профилактики близорукости, замедления и прогрессирования. Укрепляет наружную мускулатуру глаз?

Каждая команда открывает по одной букве. Ответ: Офтальмотренаж. Оценивается команда, назвавшая слово.

Ведущий: Предлагаю вам начать с себя в заботе о своем здоровье, призываю вас перестроить свое мышление на здоровый образ жизни, т.к. принцип "начни с себя" очень важен в результативной деятельности любого (Проведение комплекса гимнастики для глаз).

3 станция "Мозговая атака".

Ведущий: Вопросы:

Вспомните и назовите любимую подвижную игру из вашего детства. Опишите её, играют ли сейчас в эту игру ваши дети в группе?

Обсудите в команде формы работы с родителями и укажите наиболее эффективные в вашей группе, обоснуйте свой ответ.

Художественное слово о здоровье /пословица, поговорка, стих, загадка и т.д./.

Черный ящик. Задание: потребление этого продукта питания способствует пищеварению, оно богато витаминами группы В, С, Р. и отлично предупреждает дефицит йода в организма. Команды обсуждают вопрос и выносят свой ответ./Курага/

Расскажите последовательно методику проведения утренней гимнастики, перечислите известные вам формы её проведения.

Проведите взаимосвязь психического и физического здоровья. Перечислите средства и методы сохранения и укрепления положительного психоэмоционального состояния детей.

Какие практические рекомендации можете предложить родителям гиперактивных детей.

По одному участнику от команды выходят и проводят со всеми присутствующими пальчиковую гимнастику для младшего возраста; психогимнастику для среднего возраста; общеразвивающие упражнения на фитболах для детей старшего возраста.

Членами жюри оценивается каждое задание "Мозговой атаки": четкость ответов, содержательность, методическая грамотность, проявление творчества.

Ведущий: Следующая 4 станция "Физкультурный калейдоскоп" - перфокарты. Ваша задача из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. Кто быстрей и правильней справиться, тот получает заветный балл здоровья. Удачи!

1) Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки в старшей группе: а) 15 занятий; б) 19 занятий; в) 17 занятий.

2) Чем знаменательна дата 7 апреля?

а) день шофера; б) день здоровья; в) день матери.

3) Укажите название программы по валеологии и физической культуре Казаковцевой Т.С. а) "Здоровый малыш"; б) "Как воспитывать здорового ребенка"; в) "Здоровье с детства"

4) Наука о правилах лечения камнями и минералами:

а) хромотерапия; б) литотерапия; в) иппотерапия.

5) Умение согласовывать движения различных частей тела:

а) кооперация, б) координация, в) корпорация.

6) Количество движений за время пребывания ребенка средней группы в ДОУ:

а) 8.000 - 8.500; б) 9.000 - 9.500; в) 10.000 - 10.500

Жюри подводит итоги станции.

Ведущий: Уважаемые коллеги, как называется комплекс упражнений, способствующий предупреждению утомляемости? /Физкультминутка/

Приглашаю всех на занимательную и полезную для вашего возраста физкультминутку (проводит комплекс упражнений для профилактики остеохондроза с музыкальным сопровождением)

5 станция "Реклама".

Ведущий: "Реклама двигатель просвещения!" Каждая команда, используя домашнюю заготовку, презентует рекламный ролик (3-4 мин.) по закаливающим процедурам: хождение по дорожкам, обливание, оздоровительный бег и др.

Члены жюри оценивают эффективность выбранной процедуры закаливания, соответствие возрастной группе, креативность подачи материала, количество заинтересованных после просмотра - учитывается опрос присутствующих гостей.

6 станция "Кроссворд".

Ведущий: Каждой команде предлагается один и тот же кроссворд. Отгадывание кроссворда на время - кто быстрее. Разгаданные кроссворды подаются в жюри для подсчета.

7 станция "Творческая".

Ведущий: Задание на активизацию ваших творческих способностей - сочините стих по опорным словам: здоровье, зарядка, спорт, победа, физкультура, площадка.

Внимание, время, отведенное на задание 2 минуты. Начали! Зачитываются полученные стихи, жюри отмечает логичность, оригинальность.

8 станция "Метод кабинет".

Ведущий: Основываясь на полученных знаниях, каждой команде, согласно её возрастной группе, предлагается написать методические рекомендации своим коллегам по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

Время, отведенное на задание не более 5 минут. Приступайте.

Участники зачитывают свои предложенные рекомендации, жюри оценивает содержательность, методическую грамотность, предполагаемую результативность, инновационность, соответствие рабочим программам воспитания детей, адекватность социальной и педагогической реальности, соответствие педагогическим принципам.

9 станция "Свеча".

Ведущий: Всех участников "Педагогического пробега" приглашаю в круг, зажженную свечу будем передавать по кругу с теплыми пожеланиями, комплементами коллегам.

После педагоги рассаживаются на свои места. Ведущий зачитывает заранее подготовленные стихи о доброте, мире. Заслушиваются высказывания участников семинара-практикума, мнения и комментарии гостей мероприятия.

В это время жюри подводит итоги практикума.

10 станция "Правила жизни".

Раздача с комментариями всем присутствующим памяток "Правила жизни".

Правила жизни:

  • Делай добро.
  • Люби и прощай людей.
  • Бойся обидеть человека.
  • Найди свою цель в жизни.
  • Познай себя и мир.
  • Не теряй веры в себя.
  • Победи слабость и лень!
  • Уважай себя!
  • Умей дарить радость!
  • Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  • Заботься о своем здоровье.
  • Принцип "Начни с себя"!
  • Худшая ошибка - все время бояться совершить ошибку.

Слово жюри. Команды - победительница, набравшая большее количество "баллов здоровья" награждается корзиной фруктов, активные участники поощряются памятными сувенирами.

Ведущий: Уважаемые коллеги и гости "Педагогического пробега", мы надеемся на повышение вашей педагогической компетентности и мастерства в вопросах здорового образа жизни, вы постарались раскрыть свой творческий потенциал, уточнили теоретические знания, ознакомились с новыми оздоровительными системами в области физической культуры, методами и примами закаливания, закрепили практические навыки физического развития и оздоровления детей. Результат семинара-практикума - ваши методические рекомендации будут обобщены и распространены по детским садам методического объединения.

До новых встреч.

Выбранная форма проведения итогового семинара-практикума "Педагогический пробег" способствует активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений; позволяет оценивать результативность повышения компетенции воспитателей и своевременно вносить коррективы в этот процесс, обеспечивает системный и комплексный подход, имеет практико-ориентированный характер.

Данное мероприятие способствует выработке положительного отношения к педагогической деятельности, овладению теоретическими знаниями, ориентировано на общение, диалог, предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

Список литературы.

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. - СПб, 2000. - 244с.
  2. Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для ДОУ "Здоровье с детства" Киров - 1997г.
  3. Комарова Е.С. Качество образования - ключевая проблема развития системы дошкольного образования.//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005 - №1.
  4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): М, 2000. - 296. - илл.
  5. Лазарев М.Л. Оздоровительно - развивающая программа "Здравствуй!". М., 2004. - 39с.
  6. Майер А.А. Модернизация дошкольного образования.//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004 - №2.
  7. Стеркина Р.Б. Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста".
  8. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: пособие для рук. и адм.работников / И.А. Урмина, Т.А. Динилина. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 320с.