"Урок Хлеба" (урок математики в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями")

Разделы: Математика


Цель урока: математическими способами показать трудоёмкость добывания хлеба.

Задачи

  • обучающая: формирование навыка выполнения всех математических действий с десятичными дробями, подсчёта среднего арифметического, решения задач с процентами;
  • воспитательная: формирование уважительного и бережного отношения к хлебу, к труду, к людям труда;
  • развивающая: формирование мировоззрения школьников через прикладную направленность математических задач.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация для устного счёта (Приложение 1), кусочек ржаного хлеба весом 125 гр, карточки с задачами (Приложение 2) на каждую парту.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация. (на экране – презентация, продолжается в течение всей устной работы)

–Ребята, отгадайте загадку:

"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".
(Хлеб)

-Верно, это хлеб. Именно хлебу посвящён наш урок. Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должны потрудиться много-много людей, мы выстроим целую технологическую цепочку по добыванию хлеба. И, конечно, решим математические задачи, но они тоже будут связаны с хлебом.

3. Устная работа. Сегодня мы в устной работе будем отгадывать загадки и решать задачи.

  • "Ходит полем из края в край, режет черный каравай". (Плуг)
  • "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит". (Трактор)
  • В бригаде 20 тракторов. 80% тракторов – колёсные. Сколько колёсных тракторов в бригаде? Сколько гусеничных? (16 колёсных и 4 гусеничных)
  • "Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
    В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
    В нем тогда, таких как я, будет целая семья".
    (Зерно)
  • В амбаре 22,5 ц пшеницы, 13,4 ц овса и 18,1 ц ржи. Сколько центнеров различного зерна в амбаре? (54 ц)
  • "Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
    Стены позолочены, ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном на столбе золотом"
    (Колос)
  • С поля собрали 24 т пшеницы. Сколько машин потребуется для перевозки, если за один рейс грузовик может перевезти 3 т? А 3,5 т? (8 машин)
  • "Корабль-великан не по морю плывет.
    Корабль-великан по земле идет.
    Поле пройдет - урожай соберет".
    (Комбайн)
  • В совхозе было 15 комбайнов. Весной их количество увеличилось на 20%. Сколько стало комбайнов в совхозе? (18)

-Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
По совести достанется кусок.
(“Пшеница”. Автор: Аким. Я.)

4. Решение задач.

Задача 1. Трактор К-700 с девятикорпусным плугом за один проход вспахивает полосу шириной 2,75 м при средней скорости движения 6,4 км в час. За какое время он вспашет поле площадью 8,8га?

Решение:

  1. 8,8 га = 88000м2
  2. 88000 : 2,75 = 8800000 : 275 = 32000(м) – длина полосы
  3. 32000м = 32км
  4. 32 : 6,4 = 320 : 64 = 5(ч) – время работы трактора

Задача 2. Урожайность зерновых культур предварительно оценивают по времени заполнения бункера комбайна. Оцените урожайность пшеницы, убираемой комбайном “Нива” на скорости 6 км в час, если бункер комбайна заполняется за 42 минуты, ширина жатки 4 м, ёмкость бункера 3 м3, а масса 1 м3 пшеницы 840 кг.

Решение:

  1. 840 * 3 = 2520 (кг) – масса пшеницы в одном бункере,
  2. 2520 кг = 25,2 ц
  3. 42 мин = 0,7 ч
  4. 6 * 0,7 = 4,2 (км) – длина полосы поля, которую уберёт комбайн, наполняя 1 бункер
  5. 4,2 км = 4200 м
  6. 4200 * 4 = 16800 (м2) – площадь, с которой собран 1 бункер пшеницы
  7. 16800 м2 = 1,68 га
  8. 25,2 : 1,68 = 15 (ц/га) –средняя урожайность

-Много это или мало? Сравним.

Задача 3. По южному кусту Городецкого района в 2009 году хозяйства имели следующие показатели урожайности зерновых: ООО “Мир” - 24 ц/га, СПК “Возрождение” - 19 ц/га, ОПХ “Заречное” - 22 ц/га. ООО “Земледелец” - 21 ц/га. Какова средняя урожайность зерновых среди этих хозяйств?

Решение: (24 + 19 + 22 + 21) : 4 = 21,5 (ц/га) – средняя урожайность зерновых по южному кусту нашего района

Задача 4. Сравните эти показатели по Нижегородской области за 2009 год, если с площади 625 тыс. га собран небывалый урожай 1,5 млн тонн зерна.

Решение:

  1. 1,5 млн тонн = 15000000ц
  2. 15000000 : 625000 = 24 (ц/га) = средняя урожайность зерновых по Нижегородской области в 2009 году

-Сколько же хлеба можно испечь их этого зерна? Наверно, много. Посчитаем!

Задача 5. Выход муки при размоле пшеницы – 75%. При выпечке хлеба получается припёк в 50% (добавляют масло, яйца, другие ингредиенты). С какой площади нужно собрать пшеницу при урожайности 16 ц/га, чтобы получить 1 буханку хлеба(900 г)?

Решение:

1) Пусть х кг пшеницы потребуется на одну буханку. Тогда 0,75 * х кг получится из неё муки, 0,75х * 1,5 кг – масса муки с припёком, то есть масса буханки, 0,9 кг.

0,75х * 1,5 = 0,9

1,125х = 0,9

х = 0,9 : 1,125

х = 0,8 (кг) –пшеницы потребуется для 1 буханки

2) 16 ц/га = 0,16 кг/м2

3) 0,8 : 0,16 = 80 : 16 = 5 (м2) – площадь, с которой нужно собрать пшеницу для выпечк5и 1 буханки хлеба

-Сейчас мы не ощущаем недостатка хлеба. Но ваши родители помнят, как за хлебом стояли в очередях. А во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде детям давали 125 г. чёрного почти несъедобного хлеба на весь день. Посмотрите, сколько это! Можете себе представить? А мы порой так небрежно относимся к хлебу, к труду людей, благодаря которым хлеб появляется на нашем столе.

Задача 6. В школьную столовую ежедневно покупают 12 кг хлеба, 8% которого попадает в отходы, потому что ученики не съедают его. Сколько дней мог бы получать школьник из блокадного Ленинграда свою мизерную пайку, если бы этот хлеб оказался там?

Решение:

  1. 12 * 0,08 = 0,96 (кг) – хлеба идёт в отходы ежедневно
  2. 0,96 : 0,125 = 960 : 125 = 7, 68 (дней), больше недели школьник из блокадного Ленинграда мог бы питаться тем хлебом, который мы так беззаботно, так безжалостно выкидываем.

-Подумайте об этом! Вспомните об этом, когда недоедаете хлеб, когда кусочек вам кажется недостаточно мягким.

5. Рефлексия. Итоги урока.

-Сегодня мы поработали очень плодотворно. Лучше всех, на мой взгляд, работали на уроке ________________________________. А кто, по вашему мнению, был лучшим?

Такие задачи в своей работе решают агрономы, экономисты, конструкторы сельхозмашин.

- Что нового о хлебе вы сегодня узнали?

-Какая задача для вас оказалась самой трудной? Почему?

-А самой простой?

- Попробуйте дома составить свою задачу о хлебе: о зерне, о тракторах, о бережном отношении к хлебу, о хлеборобах. Это и будет вашим домашним заданием.

6. Заключительная часть.

Используемая литература:

  1. www.gorvestnik.ru
  2. www.niann.ru
  3. www.yandex.ru “Урожай в картинках”
  4. Барышникова Н.В. “Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках”, - Волгоград, “Учитель”, 2007 г.
  5. “Городецкий вестник”, №99, 2009 г.
  6. Петров В.А. “Преподавание математики в сельской школе”, - М., “Просвещение”, 1986 г.