Основные цели и задачи:
- Сформировать основные представления о числе 8 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой.
- Сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 8, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами.
- Повторить схематическую и знаковую запись чисел в пределах 8, сравнение групп предметов, запись результатов сравнения с помощью знаков
- Сформировать мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдения, сравнения, аналогия.
Оборудование: учебник, карточки, мультимедиапроектор, экран, программа Логомиры 3.0.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Отгадав загадку, вы узнаете, кто нам будет помогать на уроке.
Мы скатали снежный ком,
Два других на нём верхом,
В самом верхнем рот и глазки
Прочертили угольком.
Получилось очень ловко:
Руки - палки, нос - морковка,
Шапка - ржавое ведро.
Улыбается хитро,
Будто сам собой возник,
Настоящий...
СНЕГОВИК
Ребята найдите в этом слове количество гласных и количество согласных.
Составьте выражение.
3+5
Чтобы узнать ответ нам необходимо вспомнить состав чисел от 2 до 7,сложение и вычитание в пределах 7.
На партах у вас лежат карточки.
1. Ребята слепили во дворе снеговиков. В каждом дворе получилось разное количество.
Необходимо посчитать количество снеговиков в каждом дворе, соединить с графической схемой данного числа, записать число цифрой.
Приложение1 (Слайд 2.).
Начерти числовой отрезок
Посчитайте количество снеговиков на первой картинке. (3)
Запишите число 3 и сделайте графическую схему. Как получили число 3? (2 + 1)
(Комментирование у доски).
2. Расположите числа на числовом отрезке. Работа с числовым отрезком у доски.
-Сосчитайте от 1 до 7 и обратно.
-Назовите последующее число числу 7 (8)
-Какое число стоит между 4 и 6?
-Назовите соседей числа 6.
-Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?
-Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Чему равна разность?
Используя числовой отрезок, найдите значения выражения:
6 | + | 1 | - | 4 | = | 5 | + | 2 | = | ||||||||||||
5 | - | 2 | + | 1 | = | 7 | + | 1 | = | ||||||||||||
Кто может показать решение последнего примера на числовом отрезке?
(Дети испытывают затруднение, т.к. числовой отрезок заканчивается на последнем изученном числе (7).
2. Постановка проблемы и ее решение.
Что мы должны сделать? (продолжить отрезок)
Какую цифру мы должны написать? (8)
Мы умеем писать цифру 8?
Чему должны научиться сегодня на уроке?
Цель нашего урока: узнать как пишется цифра 8, узнать из каких частей состоит число 8. (Слайд 3.)
Как нам поможет числовой отрезок?
Запишите число 8 в виде графической модели, при помощи точек.
А теперь посмотрите как пишется цифра 8. (Слайд 4.)
На что похожа цифра 8?
Дети прописывают цифру 8.
А теперь давайте попробуем решить пример, который у нас вызвал затруднение(7 +1), при помощи числового отрезка.
Какое число предшествует числу 8? (7)
Какое число больше и почему? (8, оно расположено правее).
А теперь давайте подумаем, как получить число 8.
На столах у детей лежат карточки, необходимо закрасить снеговиков.
Построение проекта выхода из затруднения
Как надо выполнить это задание? (закрашиваю один кружочек и составляю пример 1+7)
Примеры отрезаются и составляются эталон числа 8.
(Слайд 5).
Мы смогли решить свою задачу? (да)
Хором проговариваем состав числа 8.
Работа в тетради стр.12 №2.
3. Рефлексия учебной деятельности.
Работа в учебнике-тетради на стр. 13.
Ребята, а теперь объявляется конкурс, кто напишет самую красивую цифру 8.
4. Повторение и закрепление полученных знаний.
На этом этапе используется викторина помогающая ученикам закрепить знания о составе числа 8, сделанная в Логомирах 3.0. Приложение2
5. Итог урока.
Чему мы научились на уроке?
Давайте вспомним наш пример составленный в начале урока.
Как можно получить число 8?
Спасибо, вы замечательно поработали сегодня на уроке.