Цели урока:
Развивающие:
- формирование и развитие информационной компетенции: способности анализировать информацию в тексте на предмет ее новизны, преобразовывать ее в табличный вариант, подбирать необходимые источники информации.
- формирование и развитие учебно - познавательной компетенции: способности анализа, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности.
- формирование и развитие компетенции личностного самосовершенствования: умения, определив собственные области знания и незнания, сконструировать для себя путь дальнейшего познания.
Образовательные:
- выяснить причины давления жидкостей
- выяснить от чего зависит давление жидкостей.
Задачи:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
- Рефлексия - подведение итогов (обобщение и закрепление материала)
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Формы работы:
- Индивидуальная (работа с текстом со значками, заполнение таблицы);
- Парная (обсуждение текста и формулировка вопросов);
- Фронтальная (поиски ответов на вопросы и обсуждение источников информации).
Оборудование к уроку:
- Учебник физики для 7 класса , А.В. Перышкин
- Компьютер
- проектор
- экран
Содержание урока
1.1. Актуализация знаний, вызов.
Учитель: (слайд 1, 2)
Как вы думаете, что в жизни важнее: уметь задавать вопросы или на них отвечать? А что труднее?
Один мудрец сказал:" Если у меня возникают вопросы, значит я мыслю, и значит я живу". Девиз сегодняшнего урока: "Жить, а не существовать!"
Скажите, а что вам напоминает знак вопроса? - Крючок, на который ловятся идеи. Сегодня этот крючок мы забросим в море и будем купаться в море вопросов.
Тема сегодняшнего урока: "Давление жидкостей".
А вы любите плавать? А нырять? Занимались ли когда-нибудь дайвингом?
Как вы думаете, на какую максимальную глубину может нырнуть человек без специального снаряжения?
Велико ли давление воды в морях и океанах?
Мы проверим наши предположения по ходу урока.
1.2. Задание классу. Инструкция.
Сегодня мы работаем с текстом для дополнительного чтения "Давление на дне морей и океанов".
1.2.1. Читать текст сегодня мы будем с пометками.
Если информация в тексте для вас уже знакома, поставьте знак "+"
Если информация для Вас нова - поставьте на полях галочку.
Если информация вызывает сомнения - поставьте значок " - "
Если что-то непонятно или хотите узнать об этом больше - поставьте "?"
1.2.2. Читать текст мы будем по частям, с паузами. Прочитав каждый отрывок, вы в паре готовите к нему вопросы, которые у вас возникли при получении этой информации, и задаете их классу.
1.2.3. На какие-то вопросы мы, возможно, сумеем найти ответы сразу, а может быть какие-то ваши вопросы останутся для нас открытыми , и нам понадобится дополнительная информация и дополнительное время.
1.2.4. Самое интересное мы будем записывать в тетради в таблицу.
Интересные факты | Интересные вопросы | Источники информации |
1.2.5. Зарисуйте в тетрадях таблицу, вооружитесь карандашами для работы с текстом. Откройте учебники на странице 178.
2. Работа с текстом.
2.1. Чтение с пометками 1-ой части текста (двух первых абзацев).
2.2. Обсуждение в парах: что известно, что нового узнали, что интересно узнать дополнительно?
2.3. Представление вопросов пар и совместный поиск на них ответов без опоры на текст, из личного опыта учащихся , или знаний, полученных на других предметах. Если готового ответа на вопросы пока нет, обсуждение источников информации, которые помогут найти ответы дома.
2.4. Заполнение таблицы.
Приблизительные вопросы к 1 части текста (могут возникнуть у детей, или, в крайнем случае, будут предложены учителем):
Какова максимальная глубина океана на нашей планете?
(Тихий океан, Марианская впадина, глубина 11035м)
(Самое глубокое озеро - Байкал, 1637м) - слайд 3.
Как измеряют глубину океанов? (Эхолокация)
Как измеряют давление воды? (манометры)
Почему вода мало сжимаема?
Почему плотность воды больше на дне океанов, чем на поверхности?
Зависит ли давление от состава воды?
Одинаково ли давление на одной и той же глубине в море и в озере?
Как изменилось бы давление на дно морей и океанов, если бы всю воду на Земле поменяли на ртуть? Повлияло ли бы это на нашу жизнь?
Учитель: Что еще вам захотелось узнать о морях и океанах и давлении воды в них? - Есть ли жизнь на больших глубинах?
2.5 Чтение с пометками второй части текста (3-го абзаца).
2.6. Обсуждение в парах новой информации и новых вопросов. Слайд 4, 5
2.7. Представление вопросов классу и совместный поиск ответов или новых источников информации.
2.8. Заполнение таблицы.
Вопросы ко 2-й части текста:
Может ли живой мир глубин быть богатым? Почему?
Какие живые существа живут на дне океанов?
Можно ли глубоководных обитателей узнать по внешнему виду? Почему они плоские?
Почему вода их не раздавливает?
Дополнительная информация, данная учителем: Птицы тоже умеют нырять на глубину. Чемпионом в нырянии является королевский пингвин. Он может нырять за пищей на глубину до 200м!
Учитель: Мы обсуди животный и растительный миры глубин. Что еще вам интересно узнать? - Как влияет давление воды на человека?
2.9.-2.12. Работа с третьим отрывком текста (4-ый абзац).
Вопросы:
Какие опасности таит в себе глубоководное ныряние?
(рвутся барабанные перепонки, не хватает воздуха для дыхания: 1-2 минуты задержка дыхания у среднего человека, переохлаждение, сдавливание позвоночника и внутренних органов, изменение кровяного давления человека:)
Зачем человек погружается на большие глубины?
Какие профессии связаны с глубоководным плаванием?
Какие специальные тренировки проходят ныряльщики и водолазы?
Дополнительная информация, данная учителем: слайды 6-10
Человек совершенно не подготовлен для жизни под водой. На глубине 20м под действием внешнего давления воды у него могут лопнуть барабанные перепонки. Натренированные пловцы, собиратели жемчуга, на короткое время опускаются под воду на глубину до 51м.
На глубине около 100м воздух в легких сжимается так, что сами легкие сморщиваются до размеров пары мандаринов и человек умирает от удушья.
Француз Лоик Леферм в 2004году установил рекорд погружения на глубину 171 м с задержкой дыхания на целых 7 минут! При этом частота биения его сердца замедлилась до 25 ударов в минуту (норма - 60 ударов). Феномен его уникального организма изучают ученые.
Источник информации: журнал "Юный эрудит", май 2006г.
Любым ли источникам информации можно доверять?
Учитель: О чем бы вы хотели узнать дальше? - Какие специальные приспособления и устройства позволяют опускаться на большие глубины?
2.13-2.16. Работа с последним участком текста по алгоритму. Слайды 11-18
Вопросы:
Каковы "+" водолазного костюма, скафандра?
В чем его неудобство?
В каких литературных произведениях вы читали о батискафах или батисферах?
("Человек-амфибия" Беляев, "Капитан Немо" Жюль Верн, "Тайна двух океанов" Адамов).
Смотрели ли вы научно-популярные фильмы о подводных исследованиях Жака Ив Кусто?
3. Подведение итогов (рефлексия).
3.1. Работа с таблицей:
Что же интересного Вы узнали сегодня на уроке? - Учащиеся зачитывают интересные факты.
О чем захотелось узнать больше? - Зачитывают оставшиеся открытыми вопросы.
Какие источники информации вы будете для этого использовать? - Учебники физики, биологии, географии, справочники, энциклопедии, научно-популярные журналы, фильмы об исследованиях Жака Ив Кусто, художественную литературу, Интернет.
3.2. Итоги: Весь урок мы с вами пытались мыслить, а значит жили, а не существовали. Задавая вопросы, мы выяснили с вами сферы своего знания и незнания, а значит наметили свой путь к дальнейшему познанию.
Что же мы узнали о давлении жидкостей? Как оно создается?
От чего может зависеть давление жидкостей?
Что нам предстоит узнать? - Как измерить давление жидкости, как рассчитать давление жидкости, можно ли использовать давление жидкостей?
3.3. Самооценка и взаимооценка.
Что же, на ваш взгляд, показалось вам труднее: уметь найти и задать вопрос, или на него ответить? Почему?
Вопросы какой пары сегодня были самыми интересными?
(выделите 2-3 пары)
4. Домашнее задание: параграф 37. Из дополнительных источников информации найти ответ на любой, оставшийся открытым, вопрос.