Цели и задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знаний учащихся по данной теме.
- Развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний.
- Воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; вырабатывать желания и потребности обобщать полученные факты; развивать самостоятельность, интерес к предмету.
В результате этого урока учащиеся смогут:
- закрепить знания по темам: делимость чисел, обыкновенные дроби, отношения и пропорции, сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел,
- активизировать внимание на различных этапах урока;
- научиться взвешивать и доказывать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться друг с другом;
Учебник: Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.– М: “Русское слово”, 2009 г.
План урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Проверка домашнего задания.
III. Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний.
IV. Решение заданий по учебнику.
V. Самостоятельная работа по вариантам.
VI. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор, звуковые колонки
- Программа “Microsoft PowerPoint 2003” .Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Ученики под руководством учителя проверяют наличие дневника, рабочей тетради, инструментов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность класса к уроку, учитель психологически настраивает детей на работу на уроке.
II. Проверка домашнего задания
№1098. Заполните пустые места таблицы:
Команды | “Звезда” | “Орел” | “Трактор” | “Сокол” | “Чайка” |
Число забитых мячей | 49 | 37 | 21 | 6 | |
Число пропущенных мячей | 28 | 23 | 35 | ||
Разность забитых и пропущенных мячей | 33 | 6 | – | – 22 |
№1100. В альбоме 1105 марок, число иностранных марок составило 30% от числа российских марок. Сколько иностранных и сколько российских марок было в альбоме?
III. Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний.
Учащиеся повторяют: правило сложения отрицательных чисел, правило сложения чисел с разными знаками, правило вычитания чисел с разными знаками. Затем решают примеры на применение каждого из этих правил. (Слайды 4-9)
Затем решают примеры на применение каждого из этих правил. (Слайды 4-9)
Актуализация знаний учащихся по нахождению длины отрезка на координатной прямой по известным координатам его концов:
Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой по известным координатам его
концов,
надо_________________________________
Завершить утверждение, выбрав нужную фразу из списка:
- сложить координаты его левого и правого концов;
- вычесть координаты его концов в любом порядке;
- вычесть из координаты правого конца координату левого конца;
- вычислить координату середины отрезка, которая и будет равна длине отрезка;
- к координате правого конца прибавить число, противоположное координате левого конца.
Занимательная задача “Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501”.
Учитель предложил Незнайке решить дома следующее задание: “Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501”. Незнайка как обычно сел за работу, однако дело шло медленно.
Тогда на помощь ему пришли мама, папа, бабушка. Вычисляли, пока от усталости не стали смыкаться глаза.
А вы, ребята, как бы решили такое задание? Нашли значение следующего выражения – 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501?
Вспомогательные вопросы к задаче
- Какими числами являются некоторые слагаемые?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Какие свойства сложения можно применить?
Решение. Так как сумма противоположных чисел равна 0, то
– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501 =
= 501 + 500 + (– 499 + 499) + (– 498 + 498) + (– 497 + 497) + …+ (– 1 + 1) + 0 =
= 501 + 500 + 0 = 1001.
Ответ: сумма всех целых чисел от – 499 до 501 равна 1001.
IV. Решение заданий по учебнику.
- № 1123
- № 1124 (а ,б)
- Найдите расстояние в единичных отрезках между точками
А(–9) и В(–2), | К(–3,8), |
V. Самостоятельная работа по вариантам.
Учащиеся решают самостоятельную работу, на решение которой отводится 6-8 минут. Проверка проводится сразу после их решения.
Актуализация знаний.
Задание “Отгадай слово”
На земном шаре живут птицы – безошибочные “составители” прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке.
Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово, а ответы проверяются с помощью проектора.
– 4,5 | 4,6 | 11/ 18 | 4,4 | – 3 5/ 6 | – 6,5 | – 4,7 | – 9,5 |
А | Г | И | М | Н | О | Л | Ф |
Ключ ФЛАМИНГО строят гнезда в виде конуса: высокие – к дождливому лету; низкие – к сухому. (Показывается ученикам модель конуса).
VI. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Вопросы спроектированы на экран.
- Число, которому соответствует точка на координатной прямой …
- Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено …
- Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным …
- Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой …
- Натуральные числа, им противоположные и нуль …
Постановка домашнего задания:
– подготовиться к контрольной работе:
– повторить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
– решить № 1098, № 1101