Гражданско-патриотическое воспитание в начальных классах

Разделы: ОБЖ


Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и , соответственно, новые подходы к ее решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций.

На основе государственной Программы патриотического воспитания в начальных классах гимназии разработана своя система работы, целью которой является формирование социально активной личности гражданина и патриота.

Патриотическое воспитание осуществляется по нескольким направлениям. В различных формах он охватывает все области жизнедеятельности детей младшего школьного возраста: творческую (фольклорный ансамбль “Родничок”, кружок интеллектуально-творческих игр и т.д.), спортивную, трудовую, досуговую (социально-психологическую (адаптация первоклассников), профилактика правонарушений), образовательную, информационную (стенная газета).

Особое место в патриотическом воспитании мы отводим краеведению. Это определено, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.

Краеведческий материал, в силу его многогранности, возможно слить воедино с учебным материалом. В учебных дисциплинах используется местный материал. Для уроков русского языка прекрасным материалом являются малые жанры фольклора –пословицы, поговорки, загадки. Например: в тетрадях дети составляют тематические подборки на темы:

  • пословицы, загадки народов моего края о гостеприимстве, о традиционной кухне и медицине народов моего края ;
  • зеленая аптека в традиционной кухне и медицине народов моего края .

На уроках русского языка учителя используют дополнительный материал о природе родного края. На уроках математики применяют цифровой материал, который дает информацию о протяженности рек местного характера, о высоте местных гор, площади территории, протяженности территориальных границ, норме выработки продукции местных предприятий.

На уроках ИЗО и художественного труда дети изготавливают писанки (раскраска тушью, лаком, фломастерами яйца, сваренные вкрутую или пустые выдутые, или выточенные из дерева, лепят “жаворонков” -обрядовое печенье. На занятиях физкультуры играют в народные игры, устраивают состязания по национальным видам спорта.

Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют лучше узнать свой край.

Эффективной формой патриотического воспитания являются учебные занятия, проводимые на Холме Славы. Такие занятия выводят учеников за пределы учебников, дают возможность зримо представить и прочувствовать далекие события минувшей войны. Познавательный материал в процессе учебного занятия усиливается выступлениями ветеранов войны и труда. Это позволяет создать ситуацию сопереживания с их участниками. Так обучающиеся начальных классов приобщаются к героике родного края, его славным традициям, пропаганде истории великой войны. Уроки завершаются возложением цветов к могилам павших воинов.

Важным звеном патриотического воспитания является школьный музей. В нем расположены портреты героев Советского Союза, земляков, а также портреты погибших воспитанников школы. Имеются материалы о многих интересных событиях в жизни гимназии, и района, о замечательных людях, о том, чем богата Кемеровская область. Главным его предназначением является знакомство с историей родного края.

Музей открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине, он не только знакомит учащихся с теми или иными фактами, он раскрывает славную историю родной гимназии, страны через судьбы конкретных людей.

В музее организуются встречи с героями войны и труда, проводятся для них концерты.

Сложилось сотрудничество с городским краеведческим музеем. Проводятся совместные мероприятия “Гордость земли Мариинской”, “Интернациональный долг Мариинцев”, “Этих дней не смолкнет слава.

Воспитание гражданина и патриота представлено в программе игровой модели “Губерния”. В ее основу входит ролевая игра, которая стала по-настоящему жизнеспособной при переносе общешкольных дел на жизнь “города”. В каждом городе созданы городские службы. Имитация деятельности которых позволяет охватить различные виды творческой деятельности. Граждане города изучают права, учатся выполнять свои обязанности, любить Родину, заботиться о близких, о природе. В нашей программе работает, действует каждый ребенок, ибо воспитывают детей не слова, даже самые прекрасные, а его собственные действия, а также действия и поступки тех, кто его воспитывает: родители, учителя.

Важное место во внеклассной работе отводится изучению жизни народа, их традиций. Воспитание с опорой на национальные традиции, традиции народа, его культуру, потому что это не только кладезь мудрости и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и корни.

Одним из источников изучения жизни народа служат проведение праздников с определенными обрядами, песнями, играми и драматизациями. Доброй традицией стало проведение таких праздников, как “Покровские посиделки”, “Мариинский край родной”, “Коляда”, “Масленица”. В ходе таких праздников дети знакомятся с бытом народа, его понятиями о нравственности, его верованиями, его историей и поэзией.

Внеклассные мероприятия проводятся в виде вечеров, посиделок, конкурсов знатоков народных традиций.

К участию в мероприятиях привлекаются выпускники гимназии, родители, специалисты, учреждения дополнительного образования, библиотеки.

Проходят месячники правовой культуры, в рамках которых проводятся классные часы: “Поговорим о правах и обязанностях”, “Что значит быть гимназистом”, “Я – гражданин России” и т.д., встречи с юристами, работниками ПДН.

Ежегодно отмечается день рождения гимназии. В этот день первоклассников посвящают в гимназисты, проводятся конкурсы рисунков, стихов.

Традиционным стало проведение в гимназии военно-патриотического месячника. В это время проходят : смотр-конкурс “Аты –баты шли солдаты”, “Рыцарский турнир”, конкурс рисунков о защитниках Отечества, спортивные соревнования, библиотечные уроки.

Благодаря такой системе работы происходит становление норм демократической культуры, формирование навыков игрового общения и деятельности, развитие гражданских и патриотических чувств растущего организма, чувств сопричастности с происходящим в окружающем мире.