Разработка урока изобразительного искусства для 5 класса посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Тема Великой Отечественной войны 1941–1945 годов всегда актуальна и неисчерпаема по своей глубине, героике и политической значимости. Но находятся политики заново переписывающие историю, принижающие в ней роль нашего государства в победе над фашизмом, инициирующие перенос или разрушение памятников воинам-освободителям.
В таких условиях недопустимо забывать историческое прошлое нашей страны, героические подвиги дедов, отцов, матерей. На примерах их героических поступков необходимо воспитывать их такими же мужественными, преданными защитниками своей Родины. Одним из ярких примеров этого служит героический подвиг молодого политрука Хусена Андрухаева, который пожертвовал своей жизнью, чтобы приблизить победу в той страшной, жестокой войне.
Андрухаеву, как незаурядной личности посвящены многие произведения разных искусств. Художники Адыгеи запечатлели его образ в портретах, его подвиг передан в картинах выразительными средствами рисунка и живописи, человеческие качества Хусена Андрухаева воспеты в стихах поэтов. Этот богатейший материал необходимо использовать в воспитании патриотических чувств учащихся современной школы, формировании у них высокой нравственной, эстетической культуры. Предлагаемая методическая разработка урока, насыщенная достаточным набором дидактических материалов позволяет учителю интересно и содержательно провести урок изобразительного искусства накануне юбилейного праздника 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
План урока
Тема: Образ Героя Советского Союза Хусена Андрухаева в искусстве Адыгеи
Цель: патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание учащихся средствами комплексного взаимодействия искусств.
Задачи:
- Раскрытие художественными средствами разных искусств образа Хусена Андрухаева, Героя Советского Союза и воспитание на его героическом подвиге патриотических чувств учащихся.
- Активизация эмоционально-чувственной сферы учащихся посредством включения в процесс художественного восприятия произведений разных видов искусства (изобразительного искусства, музыки, поэзии, художественной литературы).
- Формирование эстетического отношения школьников к работам художников, в которых раскрывается языком изобразительного искусства образ Хусена Андрухаева, его героический подвиг.
Оборудование занятия
Изобразительный ряд: репродукции с картин художников Адыгеи:
В.Ф. Баркин “Xусен Андрухаев”, A.M. Куанов “Портрет Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”, A.M. Берсиров “Шехурадж. Памяти Хусена”, А. Чечин “Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”, А.В. Россошанский “Рус! Сдавайся! Русские не сдаются!”.
Литературный ряд: стихотворения Xусена Андрухаева “Песня молодости”, “Летнее утро”; отрывок из книги К. Жанэ “Хусен Андрухаев”; поэма И. Машбаша “Память”.
Музыкальный ряд: ауди/грамзаписи песен “Священная война” (композитор А.В. Александров, поэт В.И. Лебедев-Кумач); “Гимн демократической молодежи”, “Дороги” (композитор А.Г. Новиков, поэт Л. Ошанин); “День Победы” (композитор Д. Тухманов, поэт В.Харитонов); звукозаписи музыкальных мелодий.
Музыкальная, проекционная аппаратура: магнитофон, электропроиг-рыватель, эпидиоскоп, мультимедийный проектор.
План-конспект урока “Образ Героя Советского Союза Хусена Андрухаева в искусстве Адыгеи”
После объявления учителем темы урока и небольшого вступления включается музыка песни “Священная война”, написанная композитором А.В. Александровым на стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача (“Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой!...”).
Учитель: (под затихающие звуки музыки) Музыка создает особое настроение, она переносит наше воображение на начало войны, когда на Белорусском вокзале в Москве перед отправкой эшелонов на фронт впервые прозвучала эта волнующая душу музыка песни “Священная война”. Своей одухотворенной чеканной мелодией она так захватила всех присутствующих, что Краснознаменному ансамблю песни и пляски пришлось исполнять ее пять раз подряд.
Музыка, как и пластические искусства, воодушевляла воинов на борьбу с коварным и сильным врагом. Миллионы встали на смертный бой с завоевателями и среди них – наш земляк, славный сын Адыгеи, Герой Советского Союза Хусен Андрухаев.
Его яркий, запоминающийся образ, который мы видим на этой репродукции, создал средствами рисунка и живописи старейший художник Адыгеи Виталий Баркин
<Рис. 1>
На нас смотрит молодой политрук с живым проницательным взглядом. Выразительно на контрастном сочетании тени и света изобразил художник лицо героя. Оно внешне спокойно и красиво. Но фигура портретируемого динамична, она в движении. Андрухаев как бы на мгновение повернул голову в сторону зрителя, чтобы таким мы его и запомнили.
Ученик: Хусен Андрухаев прожил короткую, похожую на вспышку молнии жизнь. Ему исполнился двадцать один год, когда он совершил свой бессмертный подвиг.
Осень 1941 года. Враг, яростно наступая, бросал в бой новые и новые дивизии. Стойко сражались бойцы роты, политруком которой был Хусен Андрухаев. Они обороняли важный рубеж у донецкого села Дьяково. Бой был жестоким. Тяжело ранило командира роты. Командование принял Андрухаев.
Когда гитлеровцы окружили остатки роты, политрук приказал отходить. Всем до одного! Хусен, перебегая из ячейки в ячейку, бил по атакующим цепям из пулемета. Отлетела последняя стреляная гильза. Андрухаев взял противотанковые гранаты и поднялся на бруствер.
“Рус! Сдавайс!” – орали фашисты. В ответ им Хусен крикнул: “Русские не сдаются!” – и, подпустив немцев, разметал их гранатой и сам погиб. Было им уничтожено в тот миг около тридцати фашистов.
Учитель: Героический поступок Хусена Андрухаева запечатлен на картине художника А. Чечина “Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”. На этой репродукции с картины художника вы видите Андрухаева, изображенного в полный рост в минуту наивысшего внутреннего напряжения. Мгновение – и прогремит последний для него мощный взрыв...
Подвиг Хусейна Андрухаева воссоздал на своем полотне другой художник Адыгеи Александр Россошанский, который изобразил героя крупным планом в самую роковую секунду его жизни, когда он гибнет сам и уничтожает окруживших его фашистов
<Рис. 3>
Ученик: Подвиг Хусена Андрухаева ярко отражен в посвященной ему поэме Аскера Гадагатля “Невеста друга”:
Сомкнулся круг
Как изо дна колодца,
Еще синеет небо вдалеке.
– Берите, гады! Русский не сдается!
Мой друг влетает в этот круг незримый
И, яркой вспышкой местность ослепя,
Уходит в небо горьким едким дымом,
И немцев подрывая, и себя... [5, с.40]
Все еще раз рассматривают репродукции с картин А. Чечина и А. Россошанского, содержание которых соответствует первому куплету отрывка из поэмы.
Объявляется минута молчания, посвященная памяти Хусена Андрухаева и всем погибшим в Великой Отечественной войне.
Ученица: Хусен Андрухаев стал первым писателем, получившим высшую воинскую награду – золотую Звезду Героя Советского Союза. 28 марта 1942 года газета “Правда” в передовой статье писала: “...никогда не сотрется в памяти подвиг доблестного сына советского народа младшего политрука Хусена Андрухаева, геройски погибшего в неравном бою с захватчиками...”.
Учитель: Прошли годы, и именем героя названы улицы, школы, Адыгейское педагогическое училище (ныне педколледж имени Хусена Андрухаева), которое он перед войной заканчивал. О нем написаны песни, поэмы, книги. Ему посвящены картины, рисунки, памятники. Два памятника поднялись в Дьяково, над могилой воина – поэта, и в Хакуринохабле (Шовгеновске), где открыт мемориальный музей Хусена Андрухаева. А на этой фотоиллюстрации мы видим изображение памятника Хусену Андрухаеву адыгейского скульптора К.К. Сидошенко
Ученик: “Считайте меня живым!..” – так называется сборник стихов Андрухаева, выпущенный в 1976 году. Поэт остается жить в своих стихах. Они все прекрасны – как патриотические, так и лирические. Я прочту отрывки из стихотворения Хусена Андрухаева “Песня молодости” [1].
Под не громкое звучание марша “Гимн демократической молодежи” ученик декламирует стихи поэта – героя:
Сердце молодое веселится –
Все мы рады радостью одной.
И летит, крылатая, как птица,
Песня над свободною страной.
Этой песне юным сердцем вторю,
Гордости счастливой не тая:
В чистом небе и далеком море,
В щедром поле – молодость моя.
Если вдруг нежданно враг
нагрянет,
Как один прийдем на зов страны.
Весь народ стальной стеною встанет,
Заслоним Отчизну от войны.
Яростною молнией горячей
Мы врага испепелим дотла.
Чтобы нас, как мать – смеясь и
плача –
Родина героями звала.
Ученица: читает отрывок из лирического стихотворения Хусена Aндрухаева “Летнее утро”:
... А рожок пастуший
Проснется радостно,
И аул откликнется
На этот зов.
И земля, умытая
Росой прохладною.
Зазвенит
На тысячу голосов...
Учитель: Родиной Хусена Андрухаева является аул Хакуринохабль, который он очень любил и тонко чувствовал красоту окружающей его природы: неба, деревьев и, особенно, речки Шехурадж. О большой любви Хусена к своей родной природе хорошо написал в своих воспоминаниях его близкий друг – известный писатель Адыгеи Киримизе Жанэ.
Ученик: читает отрывки из книги К. Жанэ “Хусен Андрухаев”:
“Когда я рассказывал Хусену о своей речке Афипсе, то не жалел красок: и какая она полноводная и живописная, и какие огромные рыбы водятся в ней...
– Славная твоя речка Афипс, – соглашался Хусен, побывав у меня в гостях. – Но если бы ты увидел Шехурадж! В ней есть такое, что тебе и не снилось!
Я побывал в Шехурадже. Вроде бы такая же галька и такие же кусты лозняка на берегах, как и на Афипсе. Но четырнадцатилетний Хусен написал свои первые стихи не об Афипсе, и не о какой-либо другой реке, а про свой родной Шехурадж, на берегах которого прошло детство, откуда началась для него Родина” [7, с.7].
Учитель: Вот эта любимая Хусеном речка поэтично изображена нашим художником – графиком Абдулахом Берсировым. Этот лист так и называется “Шехурадж. Памяти Хусена”. Точную характеристику работе дал искусствовед Нурбий Ловпаче.
Демонстрируется репродукция с картины А. Берсирова “Шехурадж. Памяти Хусена”. Тихо звучит мелодия адыгейской национальной музыки.
Учитель: (цитирует Ловпаче) “Художник с такой любовью внимательно расчертил “штрихующей кистью” многочисленные элементы ландшафта, так стройно объединил и сгармонировал их золотисто-зеленой гаммой, в мягком колорите, что эта речка на переднем плане представляется самым уютным местом на земном шаре на фоне проносящихся вдали тысячелетий прошлого адыгского народа. Особенно выразительны, в смысле динамики времени и пространства, курганы и романтическое небо” [4, с. 5-6].
Продолжает тихо звучать мелодия адыгейской национальной музыки.
Ученица: Хусен Андрухаев был неравнодушен к своей природе и смотрел на нее таким вдохновенным, очарованным взглядом, каким показал его на своем портрете другой художник Адыгеи Аслан Куанов. Но этом портрете Андрухаев изображен в фас крупным планом без головного убора. Особенно привлекательны на этом портрете живые, добрые глаза поэта, говорящие нам о его поэтическом восприятии мира, большой любви к жизни и человеку.
Демонстрируется репродукция с портрета А. Куанова “Портрет Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”
<Рис. 5>
Учитель: Этот интересный диалог о художественном образе в искусстве Хусена Андрухаева мы завершим чтением отрывка из большой посвященной ему поэмы, которую написал выдающийся современный писатель Адыгеи Исхак Машбаш. Она называется “Память” [10].
Ученик:
Память Герою Советского Союза Хусену Андрухаеву
А недавно я был у твоих земляков, Где бежит Шехурадж, звеня. Как мальчишка, стеснялся своих стихов,– ...Эй, Шехурадж, веселая река, |
Демонстрируется репродукция А. Берсирова
“Шехурадж. Памяти Хусена”. Тихо начинает звучать мелодичная адыгская музыка.
Демонстрируется портрет В. Баркина “Хусен Андрухаев”.
Демонстрируется портрет А. Куанова “Герой Советского Союза Хусен Андрухаев”. Снова выставляется для обозрения репродукция с картины А. Берсирова “Шехурадж. Памяти Хусена.
|
Мелодия адыгейской музыки постепенно смолкает.
Заключительное слово учителя: На этом уроке мы познакомились с произведениями искусства, посвященные славному сыну Адыгеи Хусену Андрухаеву, участнику и Герою Великой Отечественной войны, отдавшему свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Светлая намять о его жизни, творчестве и героическом подвиге сохранится в наших сердцах и сердцах будущих поколений на многие века.
Урок окончен.
Под музыку песни “День Победы” учащиеся выходят из класса.
Использованная литература:
- Андрухаев Х.Б. Считайте меня живым /Составитель и автор предисловия Киримизе Жанэ. – Майкоп, 1976.
- Баркин В.Ф. /Каталог выставки к 70-летию творческой работы. – Майкоп, 2009.
- Беретарь Х.Я. Века соединяют берега: Стихи и поэма. – Краснодар, 1978.
- Берсиров A.M. /Каталог персональной выставки. Автор вступит, статьи – Н.Г. Ловпаче. – Майкоп, 1997.
- Великая Отечественная война. В 2-х томах. Т. 1. Стихотворения и поэмы.– М.: “Художественная литература”, 1975.
- Гадагатль A.M. Память лет, Поэмы о войне и мире. – Майкоп, 1980.
- Жанэ К. Хусен Андрухаев. – М.: Политиздат, 1974.
- Куанов A.M. /каталог персональной выставки. Автор вступит. статьи А. Кушу. – Майкоп, 1986.
- Лебедев П.Ф. О боях – пожарищах: фронтовой фольклор и малоизвестные песенные тексты из армейских многотиражных газет. – Краснодар, 1983.
- Машбаш И.Ш. Щедрое солнце полдня /Перевод с адыгейского. – М.: Советская Россия, 1983.
- Россошанский А.В. Каталог выставки к 70-летию со дня рождения. – Майкоп, 1998.
- Россошанский А.В. Персональная художественная выставка. Каталог. – Майкоп, 1998.