Цели:
- Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.
- Развивающие: развитие у студентов самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации, умение противостоять и выжить при террористических актах.
- Воспитательные: воспитание чувства долга, ответственности, волевых качеств, самообладания, наблюдательности.
Тип: урок формирования новых знаний.
Продолжительность: 75 мин.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
- СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (7 мин.)
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (5 мин.)
- ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (30 мин.)
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (18 мин.)
- ВЫПОЛНЕНИЕ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ (10 мин.)
- ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (3 мин.)
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
- Сегодняшнюю тему я не буду формулировать самостоятельно. Для
формулировки темы занятия обратимся к песне.
Звучит отрывок из песни «Беслан». - Какой смысл вложил автор и композитор в эту песню?
- Как вы думаете, о каком событии поется в песне?
- Можно ли его было предотвратить?
Идет обсуждение в группе. - Что такое «терроризм»? Обратимся к истории. Я предлагаю проверить свои силы в определении понятия «терроризм». Проведем терминологический диктант. Работа будет организованна в группах. Группам определено задание, которое находится на столах. Задание состоит из слов, правильно расположив которые, вы сможете дать определение «терроризму». Задание записывается перед ответом. На работу отводится 1-2 минуты. Готовый ответ записывается в карточки.
Работа в группах,
– Сравните свой вариант ответа с правильным.
Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершенно в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
– Для того, чтобы сформулировать цели нашего урока я попрошу троих студентов мне помочь.
Преподаватель выходит с помощниками из класса, одевает им черные маски, кратко объясняет «террористам», что они должны делать. «Террористы» шумно врываются в кабинет с криками: «Никому не двигаться! Руки за голову! Вы захвачены!»
Преподаватель в это время громким голосом объявляет: «В течении первых 10 секунд вы должны занять самое безопасное место в кабинете!». После этого громко стучит по столу кулаком и говорит: «Время пошло!». Вслух отсчитывает 10 секунд.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЪЯВЛЯЕТ «ЗАЛОЖНИКАМ», КТО «ВЫЖИЛ», КТО В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕВЕРНЫХ ДЕЙСТВИИ «ПОГИБ».
Определение темы и цели занятия. Запись темы в тетрадь.
Тема: «Терроризм – угроза обществу» (Приложение 4, слайд 1)
– Итак, проблема состоит в том, что терроризм всегда застаёт врасплох. Безопасность зависит от нас самих. Милиция может помочь, но стоять за спиной у каждого из нас она не в силах. Что делать, чтобы этого не произошло? Что делать, если это уже произошло?
4. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
– Для того, чтобы выжить в такой ситуации, необходимо знать содержание терроризма, виды терроризма, уметь правильно действовать, как для предотвращения террористических акций, так и при них.
Лекция преподавателя (Приложение 1, Приложение 2).
В ходе лекции идет активное общение преподавателя со студентами.
Работа со слайдами 2-15 (Приложение 4).
Студенты слушают новый материал, записывают в тетрадь основные понятия, определения.
– У вас есть ко мне вопросы?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Студенты разделены на группы. Группам определены творческие задания, которые находятся на столах.
– Теперь, пожалуйста, давайте систематизировать, что вы поняли. Своими действиями, без слов, вы должны показать, что вы будете делать в данной ситуации.
Задание группе 1: «Прогремел взрыв. Ваши действия?»
Задание группе 2: «Возник пожар. Ваши действия?»
Задание группе 3: «Вы оказались под завалом. Ваши действия?»
Задание группе 4: «Вас захватили в заложники. Что вы будете делать?»
Совместная работа в группах, анализ допущенных ошибок, просмотр титров - выводов на экране. (Приложение 4)
6. ВЫПОЛНЕНИЕ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ.
Работа проходит в группах.
- Группа 1 – «Население»
- Группа 2 – «Секретари»
- Группа 3 – «Персонал объекта»
- Группа 4 – «Руководители объекта»
ЗАДАНИЯ:
– Опираясь на полученные знания, каждой группе необходимо составить по две памятки.
Задание 1 группе:
- «Памятка населению по предотвращению террористических актов»
- «Памятка населению при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный»
Задание 2 группе:
- «Памятка секретарю при получении угрозы по телефону»
- «Контрольный лист наблюдений при угрозе по телефону»
Задание 3 группе:
- «Памятка персоналу объекта по предотвращению террористических актов»
- «Памятка персоналу объекта при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный»
Задание 4 группе:
- «Рекомендации руководителю по предотвращению террористических актов»
- «Рекомендации руководителю при получении угрозе о взрыве»
Студенты выполняют поставленные задачи, комментируют свои действия, сравнивают свои памятки с образцами (Приложение 3).
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
– В качестве домашнего задания я предлагаю Вам ознакомиться и кратко законспектировать Федеральный Закон РФ «О борьбе с терроризмом»
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!