I. Краткая аннотация проекта.
На изучение темы «Проценты» в курсе математике отводится довольно мало часов, но, как показывает практика, этот раздел является неотъемлемой частью при сдаче ЕГЭ. Кроме того, данная тема является универсальной, так как она связывает естественные и гуманитарные науки.
Данный проект направлен на то, чтобы его участники получили дополнительные знания по процентным исчислениям, включает в себя чёткое и компактное изложение теории; рассмотрение решения задач на проценты различного уровня сложности; задачи для самостоятельного решения; применение формул вычисления процентов в жизни. Цель проекта научить детей использовать эти знания не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни. Исследования учащихся складываются из интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности и анализа полученной информации. Учащиеся в ходе реализации проекта знакомятся с работой людей разных профессий, увидят новые профессиональные качества людей своего села, что способствует профориентации учащихся. Проект имеет образовательное и воспитательное значение. Работа построена по принципу – от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.
За время выполнения проекта учащиеся должны самостоятельно ответить на учебные вопросы. Варианты работы по группам: составление презентации, составление практических рекомендаций, интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности, анализ полученной информации. Работа построена по принципу – от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.
II. Цель проекта:
Научить детей использовать знания по процентным исчислениям не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.
Задачи проекта:
Проект предполагает сбор и анализ данных, их представление в четком визуальном виде. Он направлен на формирование понимания содержательного смысла термина «процент», на формирование понимания оборотов речи с этим термином.
- Научить решать основные задачи на проценты;
- Привить учащимся основы экономической грамотности;
- Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- Познакомить учащихся с некоторыми банковскими операциями, при выполнении которых требуется применить проценты.
III. Этапы работы над проектом
В любом открытии есть 99 % труда и потения и только 1 % таланта и способностей.
Л. Магницкий
Работа над проектом выполняется в рамках предмета математики. Но для его успешной реализации потребуется соединение компетентностей в различных областях: социальный опыт, сфера самостоятельной деятельности, культурно-досуговая деятельность, ИКТ и другое.
1 этап.
Подготовительный или погружение в тему.
- Формулирование темы, основополагающего и проблемных вопросов.
- Создание групп. Определение темы проекта, выдвижение гипотез
2 этап
Реализация проекта.
- Работа в группах. Сбор и обработка информации. Создание презентации, буклета, диаграммы учащимися.
3 этап
Защита проекта.
- Представление презентации, буклета.
- Выводы.
- Оценка.
- Награждение.
Подготовительный этап.
Учитель - независимый консультант, удерживающийся от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».
Участники проекта:
Учащиеся 7 -9 класса, учитель математики.
Тема проекта:
Решение задач на проценты.
Творческое название проекта:
Проценты в нашей жизни.
Основополагающий вопрос:
Процент—абстрактное понятие или постоянный спутник нашей жизни?
Проблемные вопросы:
- Всегда ли проценты - наши «друзья»?
- Откуда произошли понятие «процент» и знак «%»?
- Есть ли «альтернатива» у процентов?
Реализация проекта.
Математика интересна тогда, когда даёт пищу нашей изобретательности и способности к рассуждениям.
Д. Пойа
- «Где родился процент?»,
- «Зачем нам нужен процент?» (прил.1.)
- «Проценты в дробях, графиках, диаграммах».
- «Задачи на проценты». (прил. 2.)
Защита проекта.
Публикация (прил.3.) “Где родился процент” ознакомит вас исторической справкой о процентах.
Получить дополнительные сведения из области биологии вам поможет презентация “Виртуальная экспедиция» (прил. 4.), а на вопрос «Есть ли альтернатива процентам?» ответит презентация «Чудо проценты» (прил. 5.).
Не менее интересные результаты исследований отражены в проекте «Проценты в графиках, диаграммах» (прил.6.).
Деловая игра (прил.7.) «Автосалон» может вам дать возможность приобрести понравившуюся вам машину.
Тест «Проверь себя» (прил.8.) покажет уровень знаний и умений при решении задач на проценты.
IV. Вывод
Предлагаемый проект «Проценты в нашей жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. В ходе реализации проекта на основании проделанной работы мы показали, что процент постоянный спутник нашей жизни.
V. Информационные ресурсы
- Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.- М., 1997.
- Глейзер Г.И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
- И.В. Липсиц Экономика без тайн. М.: Вита-Пресс, 1994.
- И.С. Ганенкова. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний. 5-7 классы. Издательство «Учитель». Волгоград. 2006.
- Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». №46, 1998.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-диск) www.KM.ru
- http://historic.ru/books/item/
- http://slovari.yandex.ru
- http://school-sector.relarn.ru