Положение об интеллектуальной игре по информатике
Задачи игры:
- провести в занимательной форме смотр знаний школьников, проверив их теоретические знания и практические умения,
- активизировать познавательную деятельность учащихся,
- формирование навыков коллективного сотрудничества.
Участники игры:
В игре принимают участие учащиеся 5-6 классов образовательных учреждений.
От одного учебного заведения – одна команда 5х классов и одна команда 6х классов.
Состав команды – 4 человека.
От каждой команды – электронная презентация о команде (2-3 слайда)
Презентация высылается заранее за 2 дня до проведения.
Форма заявки:
№ МОУ | Название команды | Список участников | Класс | ФИО учителя |
Порядок организации и проведения игры
- Проведение и техническое обеспечение интеллектуальной игры осуществляется организационным комитетом, в состав которого входят: методист, учителя информатики МОУ «СОШ №...», где проводится мероприятие:
- Дата, время и место проведения –
- Регистрация участников интеллектуальной игры в 14.45
- Начало игры – 15.00
- Представление команд – в виде презентации в программе MS PowerPoint за презентацию команды получают дополнительно 5 баллов
- Каждая команда получает индивидуальный маршрутный лист.
- Команда работает в полном составе. На каждом уровне можно распределять задания между членами команд.
- Задания на станциях по темам: история информатики, устройство компьютера, кодирование информации, решение логических задач, решение кроссвордов и анаграмм, знание терминологии, текстовый редактор Word – практика
- Итоги интеллектуальной игры подводятся по сумме баллов.
- При подведении итогов определяется три призовых места и победители на станциях.
- Команды-победители награждаются дипломами, все участники получают сертификаты.
Подготовительный этап:
Предварительно необходимо провести организационную работу:
- Собрать заявки.
- Подготовить кабинеты, закрепить за ними ответственных 1-2 старшеклассника (Приложение 1). Объяснить им принцип оценивания, разъяснить последовательность их действий (объяснить командам задания, отсчет времени – по общему звонку, собрать бланки с ответами, отметить явку на уровень росписью в маршрутном листе, принять следующую команду и пока они работают над заданием – проверить выполнение задания предыдущей команды (команд), после последней команды быстро заполнить протокол этапа и сдать руководителю для подведения итогов)).
- Заполнить маршрутные листы (Приложение 2), с учетом перемещения по уровням, чтобы все команды распределились. Для этого составить схему движения команд (Приложение 3)
- Приготовить бланки с заданиями, бланки с готовыми ответами (для ответственных за этап), бланки ответов для команд, протокол прохождения каждого этапа (Приложение 4), итоговый протокол (Приложение 5).
Ход игры
Все команды собираются в актовом зале, регистрируются. Ведущий приветствует всех, объясняет правила игры – участники должны пройти 10 уровней игры для определения сильнейшей команды, На прохождение каждого уровня отводится пять минут, и две минуты на перемещение к следующему уровню. Перемещение происходит по общему сигналу (звонок), строго по маршрутному листу, нарушать последовательность нельзя. На каждом уровне задание объясняется и дается время на выполнение. Главное – подписать бланк ответов. Можно распределять задания между членами команды, если их несколько.
После прохождения всех уровней все снова собираются в актовом зале, просматривают презентации команд, подводятся итоги и проводится награждение.
1. Терминология
Найдите слова, образованные анаграммами
НАПРИМЕР: – СТАКАН + РОЙ -> Н...(установка параметров, режимов работы). ОТВЕТ: (Настройка.)
- ИГОЛКА —> Л... (наука о законах и формах мышления).
- ДОМ + ЕЛЬ —> М... (схема физического объекта или явления).
- МИ + ОН + РОТ —> М... (внешнее устройство ПК).
- РОК + СУП —> К... (системный блок).
- ОПЛОТ + РОК —> П... (правила пересылки данных между различными компьютерными сетями).
- СОК + РАБ —> С... (процесс рождения ПК из комплектующих).
- ИВА + ТРОС + РОК —> С... (процесс размещения элементов множества в некотором порядке).
- РОК + СЕТ —> С... (часть дорожки магнитного диска).
- ВАТА + ТОМ —> А... («самодействующее» устройство).
- АД + РЕ + ПАТ —> А... (посредник между ЭВМ и внешним устройством)
2. Компьютерная начинка
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также те компьютерные термины, которыми они «начинены». Например: ЗАРплата (вознаграждение за труд). РАСплата (кара, возмездие). ЛА-плата (город и порт в Аргентине). ОТВЕТ: (Плата.)
Слово 1.
_ _ _СЫ (популярный продукт из картофеля).
_ _ _ОЛЛИНО (герой сказки Дж. Родари).
_ _ _ПЕНДЕЙЛ (английский мастер мебельного искусства).
Слово 2.
_ _ _ЕР (стеклянные цветные бусинки).
_ _ _ТРО (маленький ресторан).
_ _ _КВИТ (выпечка, основа для торта).
_ _ _СЕКТРИСА («крыса», бегающая по углам).
Слово 3.
_ _ _ _ОТЕКА (музыкальный молодежный клуб).
_ _ _ _ОМФОРТ (неудобство, тревога, беспокойство).
РЕ_ _ _ _А (ранний овощ).
Слово 4.
_ _ _ШТА (крымский курортный город).
В_ _ _Н (большой округлый камень).
Г_ _ _ШКИ (украинское блюдо).
П_ _ _БА (горизонтальное перекрытие в корпусе судна)
Слово 5.
МА_ _ _ _ (транспортное средство)
ВЕР_ _ _ _(точка пересечения двух лучей, образующих угол)
СТАР_ _ _ _ (воинское звание)
Слово 6.
_ _ _ _ РЕТ (изображение человека на картине)
_ _ _ _ НОЙ (специалист по пошиву одежды)
ПАС_ _ _ _ (основной документ гражданина РФ)
Слово 7.
_ _ _ _ АДА (изоляция города противника)
_ _ _ _ ГАУЗ (оборонительное укрепленное сооружение)
Я_ _ _ _ КО (Фрукт)
Слово 8.
_ _ _ _ ОН (область пониженного давления в атмосфере)
_ _ _ _ ОП (мифологический одноглазый великан)
МОТО_ _ _ _ (транспортное средство)
Слово 9.
_ _ _ _ _ Т (размер листа, тетради, издания).
РЕ_ _ _ _ _ (преобразование, переустройство).
ПЛАТ_ _ _ _ _(площадка для высадки пассажиров на станции).
Слово 10.
_ _ _ _ НО (заготовка для Буратино).
Э_ _ _ _ ТЫ (погоны особой формы).
НА_ _ _ _ ОН (французский император).
3. WORD-лэнд
Задание: Наберите текст, отформатируйте его по образцу (Приложение 6).
За каждую ошибку минус 1 б.
4. История ЭВМ
ВИКТОРИНА “История ВТ” (5-6 класс)
- Первую программу для машины Бэббиджа в 1846 году написала дочь великого английского поэта Джорджа Байрона. Кто она?
- Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно.
- Автор конструкции вычислительных устройств, которая до сих пор лежит в основе большинства компьютеров.
- Создатель математической логики
- Немецкий ученый, развив идею Паскаля, создал механический арифмометр, на котором можно было выполнять все четыре арифметические операции с многозначными числами
- Назовите двух студентов-основателей фирмы Microsoft
- Что было основным носителем информации в древнем Египте
- Его именем названы единица давления и популярный язык программирования.
- Создатель первого действующего компьютера с программным управлением.
- Назовите имя выдающегося средневекового ученого, который описал систему счисления и впервые сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями. От имени, которого произошло слово “Алгоритм”.
5. Шифроград
Какая фраза здесь зашифрована? (Приложение 7)
6. Устройство ПК
Тест «Устройство компьютера» 5-6 класс
- Какое устройство преобразует информацию из формы, понятной компьютеру, в форму, понятную человеку?
1) устройство вывода;
2) запоминающее устройство;
3) процессор;
4) устройство ввода. - Какое из перечисленных устройств является устройством вывода?
1) сканер;
2) модем;
3) дигитайзер;
4) принтер. - Содержимое какого устройства очищается при выключении компьютера?
1) оперативное запоминающее устройство;
2) постоянное запоминающее устройство;
3) накопитель на жёстких магнитных дисках;
4) накопитель на гибких магнитных дисках. - Hardware – это...
1) программное обеспечение компьютера;
2) компания, занимающаяся сборкой и продажей компьютеров;
3) аппаратное обеспечение компьютера;
4) компания, занимающаяся разработкой и продажей программ. - Модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с, за 1 секунду может передать:
1) две страницы текста (3600 байт);
2) рисунок (36 Кбайт);
3) аудиофайл (360 Кбайт);
4) текст программы (360 байт). - Не относится к параметрам устройств внешней памяти:
1) ёмкость;
2) скорость обмена;
3) плотность записи;
4) тактовая частота;
5) скорость вращения дисковода. - Кэш-память – это:
1) память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того, работает ЭВМ или нет;
2) это сверхоперативная память, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти;
3) память, в которой хранятся системные файлы операционной системы;
4) память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени;
5) модем. - Устройство, выполняющее все арифметические и логические операции и управляющее другими блоками компьютера, называется:
1) контроллером;
2) клавиатурой;
3) процессором;
4) монитором. - Строка, содержащая описание модема:
1) HDD 2,5Gb (IDE, 3,5”,UltraDMA, 33 M/s) “Seagate”;
2) SVGA 15” 0,25 Sony 100es. Trinitron;
3) ZyXEL U-336E V.34bis 33600 (external);
4) HP Laser Jet Color5 (A4, 600dpi, 20 Mb, 10 / 2 p / min);
5) Mini Tower (230W) MT-108. - Параметром монитора является:
1) тактовая частота;
2) скорость передачи;
3) разрешающая способность;
4) ёмкость;
5) объём адресного пространства.
7. Клавиатурия
Тест «Клавиатура» 5-6 классы
- Какая клавиша служит для отмены действия или выхода из программы?
1) <Tab>;
2) <Esc>;
3) <Caps Lock>;
4) <Enter>. - Какая клавиша предназначена для постоянного переключения регистра букв?
1) <Shift>;
2) <Caps Lock>;
3) <Back Space>;
4) <Esc>. - Для удаления последнего набранного символа нужно нажать...
1) <Caps Lock>;
2) <Delete>;
3) <Back Space>;
4) <Esc>. - Какая клавиша служит для ввода данных, положительного ответа на вопрос, перехода на следующую строку?
1) <Enter>;
2) <Esc>;
3) <Shift>;
4) <Caps Lock>. - Какая клавиша предназначена для перехода по тексту на страницу выше?
1) <Page Up>;
2) <Page Down>;
3) <Back Space>;
4) <Caps Lock>. - Какая клавиша предназначена для временного переключения регистра букв?
1) <Enter>;
2) <Tab>;
3) <Shift>;
4) <Ctrl>. - Какая клавиша предназначена для перехода по тексту на начало строки?
1) <Page Up>;
2) <Page Down>;
3) <End>;
4) <Home>. - Какая из перечисленных клавиш не имеет индикатора на клавиатуре?
1) <Num Lock>;
2) <Scroll Lock>;
3) <Caps Lock>;
4) <Back Space>. - Какая клавиша предназначена для перехода по тексту в конец набранной строки?
1) <Page Up>
2) <Page Down>;
3) <End>;
4) <Home>. - Какая из перечисленных клавиш включает дополнительную цифровую клавиатуру в режим работы калькулятора?
1) <Caps Lock>
2) <Num Lock>;
3) < Scroll Lock >;
4) <Insert>.
8. Ералаш
Собрать пазлы (программа программа Jigsaw Puzzle Lite. www.kraisoft.com/puzzle-games/jigsaw/)
9. Логолэнд (логические задачи)
За правильно решенную задачу – по 5 баллов
Овощи. На одной чаше весов лежат два одинаковых кочана капусты и три гири по 2 кг, а на другой – четыре таких же кочана капусты. Сколько весит кочан капусты, если весы находятся в равновесии?
В каких квартирах живут котята? В квартирах №№ 1,2,3 живут три котенка – белый, рыжий, черный. В 1 и 2 квартирах живут не черные котята. Белый котенок живет не в квартире №1. В какой квартире какой котенок живет?
Три поросенка. Жили-были три поросенка – Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Решили они построить на зиму домики: один – из соломы, другой – из веток, третий – из камня. Кто какой домик построил, если известно, что Ниф-Ниф построил домик не из веток и не из камня, Наф-Наф построил домик не из веток?
Имена и фамилии. Имена Иванова, Петрова, Семенова и Николаева – Иван, Петр, Семен и Николай, причем только у Николаева фамилия происходит от его же имени. Семенова зовут не Петром. Назовите фамилию и имя каждого.
10. Словография
В приведенных текстах идущие подряд буквы нескользких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите их.
НАПРИМЕР: Он всегда имел запас калькуляторов.
ОТВЕТ (Запас калькуляторов – Паскаль.)
Элементы ПК
- Этот процесс орнитологи называют миграцией.
- Потом они торжествовали и радовались, как дети.
- Его феска не раз падала с головы.
- Река Днепр интересна тем, что на ней имеется несколько электростанций.
- По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
- Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.
Виды информации
- Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось.
- Когда-то он работал в идеологическом отделе.
- Он сказал: «Пройдите к стене».
- Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо.
ПОЛНЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Список литературы:
- Занимательные задачи по информатике. Задачник.Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская.
- Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. И.Д. Агеева.
- Занимательная информатика. Серия Познавательно! Занимательно!, В.Д. Паранджанов.