Методическая разработка муниципальной игры по информатике "Интеллектуальный марафон" для 5–6-х классов

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Положение об интеллектуальной игре по информатике 

Задачи игры:

  • провести в занимательной форме смотр знаний школьников, проверив их теоретические знания и практические умения,
  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • формирование навыков коллективного сотрудничества.

 Участники игры:

В игре принимают участие учащиеся 5-6 классов образовательных учреждений.

От одного учебного заведения – одна команда 5х классов и одна команда 6х классов.

Состав команды – 4 человека.

От каждой команды – электронная презентация о команде (2-3 слайда)

Презентация высылается заранее за 2 дня до проведения.

Форма заявки:

№ МОУ Название команды Список участников Класс ФИО учителя
         

Порядок организации и проведения игры

  1. Проведение и техническое обеспечение интеллектуальной игры осуществляется организационным комитетом, в состав которого входят: методист, учителя информатики МОУ «СОШ №...», где проводится мероприятие:
  2. Дата, время и место проведения –
  3. Регистрация участников интеллектуальной игры в 14.45
  4. Начало игры – 15.00
  5. Представление команд – в виде презентации в программе MS PowerPoint за презентацию команды получают дополнительно 5 баллов
  6. Каждая команда получает индивидуальный маршрутный лист.
  7. Команда работает в полном составе. На каждом уровне можно распределять задания между членами команд.
  8. Задания на станциях по темам: история информатики, устройство компьютера, кодирование информации, решение логических задач, решение кроссвордов и анаграмм, знание терминологии, текстовый редактор Word – практика
  9. Итоги интеллектуальной игры подводятся по сумме баллов.
  10. При подведении итогов определяется три призовых места и победители на станциях.
  11. Команды-победители награждаются дипломами, все участники получают сертификаты.

 Подготовительный этап:

Предварительно необходимо провести организационную работу:

  1. Собрать заявки.
  2. Подготовить кабинеты, закрепить за ними ответственных 1-2 старшеклассника (Приложение 1). Объяснить им принцип оценивания, разъяснить последовательность их действий (объяснить командам задания, отсчет времени – по общему звонку, собрать бланки с ответами, отметить явку на уровень росписью в маршрутном листе, принять следующую команду и пока они работают над заданием – проверить выполнение задания предыдущей команды (команд), после последней команды быстро заполнить протокол этапа и сдать руководителю для подведения итогов)).
  3. Заполнить маршрутные листы (Приложение 2), с учетом перемещения по уровням, чтобы все команды распределились. Для этого составить схему движения команд (Приложение 3)
  4. Приготовить бланки с заданиями, бланки с готовыми ответами (для ответственных за этап), бланки ответов для команд, протокол прохождения каждого этапа (Приложение 4), итоговый протокол (Приложение 5).

Ход игры

Все команды собираются в актовом зале, регистрируются. Ведущий приветствует всех, объясняет правила игры – участники должны пройти 10 уровней игры для определения сильнейшей команды, На прохождение каждого уровня отводится пять минут, и две минуты на перемещение к следующему уровню. Перемещение происходит по общему сигналу (звонок), строго по маршрутному листу, нарушать последовательность нельзя. На каждом уровне задание объясняется и дается время на выполнение. Главное – подписать бланк ответов. Можно распределять задания между членами команды, если их несколько.

После прохождения всех уровней все снова собираются в актовом зале, просматривают презентации команд, подводятся итоги и проводится награждение.

1. Терминология

Найдите слова, образованные анаграммами

НАПРИМЕР: – СТАКАН + РОЙ -> Н...(установка параметров, режимов работы). ОТВЕТ: (Настройка.)

  • ИГОЛКА —> Л... (наука о законах и формах мышления).
  • ДОМ + ЕЛЬ —> М... (схема физического объекта или явления).
  • МИ + ОН + РОТ —> М... (внешнее устройство ПК).
  • РОК + СУП —> К... (системный блок).
  • ОПЛОТ + РОК —> П... (правила пересылки данных между различными компьютерными сетями).
  • СОК + РАБ —> С... (процесс рождения ПК из комплектующих).
  • ИВА + ТРОС + РОК —> С... (процесс размещения элементов множества в некотором порядке).
  • РОК + СЕТ —> С... (часть дорожки магнитного диска).
  • ВАТА + ТОМ —> А... («самодействующее» устройство).
  • АД + РЕ + ПАТ —> А... (посредник между ЭВМ и внешним устройством)

2. Компьютерная начинка

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также те компьютерные термины, которыми они «начинены». Например: ЗАРплата (вознаграждение за труд). РАСплата (кара, возмездие). ЛА-плата (город и порт в Аргентине). ОТВЕТ: (Плата.)

Слово 1.

_ _ _СЫ (популярный продукт из картофеля).

_ _ _ОЛЛИНО (герой сказки Дж. Родари).

_ _ _ПЕНДЕЙЛ (английский мастер мебельного искусства).

Слово 2.

_ _ _ЕР (стеклянные цветные бусинки).

_ _ _ТРО (маленький ресторан).

_ _ _КВИТ (выпечка, основа для торта).

_ _ _СЕКТРИСА («крыса», бегающая по углам).

Слово 3.

_ _ _ _ОТЕКА (музыкальный молодежный клуб).

_ _ _ _ОМФОРТ (неудобство, тревога, беспокойство).

РЕ_ _ _ _А (ранний овощ).

Слово 4.

_ _ _ШТА (крымский курортный город).

В_ _ _Н (большой округлый камень).

Г_ _ _ШКИ (украинское блюдо).

П_ _ _БА (горизонтальное перекрытие в корпусе судна)

Слово 5.

МА_ _ _ _ (транспортное средство)

ВЕР_ _ _ _(точка пересечения двух лучей, образующих угол)

СТАР_ _ _ _ (воинское звание)

Слово 6.

_ _ _ _ РЕТ (изображение человека на картине)

_ _ _ _ НОЙ (специалист по пошиву одежды)

ПАС_ _ _ _ (основной документ гражданина РФ)

Слово 7.

_ _ _ _ АДА (изоляция города противника)

_ _ _ _ ГАУЗ (оборонительное укрепленное сооружение)

Я_ _ _ _ КО (Фрукт)

Слово 8.

_ _ _ _ ОН (область пониженного давления в атмосфере)

_ _ _ _ ОП (мифологический одноглазый великан)

МОТО_ _ _ _ (транспортное средство)

Слово 9.

_ _ _ _ _ Т (размер листа, тетради, издания).

РЕ_ _ _ _ _ (преобразование, переустройство).

ПЛАТ_ _ _ _ _(площадка для высадки пассажиров на станции).

Слово 10.

_ _ _ _ НО (заготовка для Буратино).

Э_ _ _ _ ТЫ (погоны особой формы).

НА_ _ _ _ ОН (французский император).

3. WORD-лэнд

Задание: Наберите текст, отформатируйте его по образцу (Приложение 6).

За каждую ошибку минус 1 б.

4. История ЭВМ

ВИКТОРИНА “История ВТ” (5-6 класс)

  1. Первую программу для машины Бэббиджа в 1846 году написала дочь великого английского поэта Джорджа Байрона. Кто она?
  2. Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно.
  3. Автор конструкции вычислительных устройств, которая до сих пор лежит в основе большинства компьютеров.
  4. Создатель математической логики
  5. Немецкий ученый, развив идею Паскаля, создал механический арифмометр, на котором можно было выполнять все четыре арифметические операции с многозначными числами
  6. Назовите двух студентов-основателей фирмы Microsoft
  7. Что было основным носителем информации в древнем Египте
  8. Его именем названы единица давления и популярный язык программирования.
  9. Создатель первого действующего компьютера с программным управлением.
  10. Назовите имя выдающегося средневекового ученого, который описал систему счисления и впервые сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями. От имени, которого произошло слово “Алгоритм”.

5. Шифроград

Какая фраза здесь зашифрована? (Приложение 7)

6. Устройство ПК

Тест «Устройство компьютера» 5-6 класс

  1. Какое устройство преобразует информацию из формы, понятной компьютеру, в форму, понятную человеку?
    1) устройство вывода;
    2) запоминающее устройство;
    3) процессор;
    4) устройство ввода.
  2. Какое из перечисленных устройств является устройством вывода?
    1) сканер;
    2) модем;
    3) дигитайзер;
    4) принтер.
  3. Содержимое какого устройства очищается при выключении компьютера?
    1) оперативное запоминающее устройство;
    2) постоянное запоминающее устройство;
    3) накопитель на жёстких магнитных дисках;
    4) накопитель на гибких магнитных дисках.
  4. Hardware – это...
    1) программное обеспечение компьютера;
    2) компания, занимающаяся сборкой и продажей компьютеров;
    3) аппаратное обеспечение компьютера;
    4) компания, занимающаяся разработкой и продажей программ.
  5. Модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с, за 1 секунду может передать:
    1) две страницы текста (3600 байт);
    2) рисунок (36 Кбайт);
    3) аудиофайл (360 Кбайт);
    4) текст программы (360 байт).
  6. Не относится к параметрам устройств внешней памяти:
    1) ёмкость;
    2) скорость обмена;
    3) плотность записи;
    4) тактовая частота;
    5) скорость вращения дисковода.
  7. Кэш-память – это:
    1) память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того, работает ЭВМ или нет;
    2) это сверхоперативная память, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти;
    3) память, в которой хранятся системные файлы операционной системы;
    4) память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени;
    5) модем.
  8. Устройство, выполняющее все арифметические и логические операции и управляющее другими блоками компьютера, называется:
    1) контроллером;
    2) клавиатурой;
    3) процессором;
    4) монитором.
  9. Строка, содержащая описание модема:
    1) HDD 2,5Gb (IDE, 3,5”,UltraDMA, 33 M/s) “Seagate”;
    2) SVGA 15” 0,25 Sony 100es. Trinitron;
    3) ZyXEL U-336E V.34bis 33600 (external);
    4) HP Laser Jet Color5 (A4, 600dpi, 20 Mb, 10 / 2 p / min);
    5) Mini Tower (230W) MT-108.
  10. Параметром монитора является:
    1) тактовая частота;
    2) скорость передачи;
    3) разрешающая способность;
    4) ёмкость;
    5) объём адресного пространства.

7. Клавиатурия

Тест «Клавиатура» 5-6 классы

  1. Какая клавиша служит для отмены действия или выхода из программы?
    1) <Tab>;
    2) <Esc>;
    3) <Caps Lock>;
    4) <Enter>.
  2. Какая клавиша предназначена для постоянного переключения регистра букв?
    1) <Shift>;
    2) <Caps Lock>;
    3) <Back Space>;
    4) <Esc>.
  3. Для удаления последнего набранного символа нужно нажать...
    1) <Caps Lock>;
    2) <Delete>;
    3) <Back Space>;
    4) <Esc>.
  4. Какая клавиша служит для ввода данных, положительного ответа на вопрос, перехода на следующую строку?
    1) <Enter>;
    2) <Esc>;
    3) <Shift>;
    4) <Caps Lock>.
  5. Какая клавиша предназначена для перехода по тексту на страницу выше?
    1) <Page Up>;
    2) <Page Down>;
    3) <Back Space>;
    4) <Caps Lock>.
  6. Какая клавиша предназначена для временного переключения регистра букв?
    1) <Enter>;
    2) <Tab>;
    3) <Shift>;
    4) <Ctrl>.
  7. Какая клавиша предназначена для перехода по тексту на начало строки?
    1) <Page Up>;
    2) <Page Down>;
    3) <End>;
    4) <Home>.
  8. Какая из перечисленных клавиш не имеет индикатора на клавиатуре?
    1) <Num Lock>;
    2) <Scroll Lock>;
    3) <Caps Lock>;
    4) <Back Space>.
  9. Какая клавиша предназначена для перехода по тексту в конец набранной строки?
    1) <Page Up>
    2) <Page Down>;
    3) <End>;
    4) <Home>.
  10. Какая из перечисленных клавиш включает дополнительную цифровую клавиатуру в режим работы калькулятора?
    1) <Caps Lock>
    2) <Num Lock>;
    3) < Scroll Lock >;
    4) <Insert>.

8. Ералаш

Собрать пазлы (программа программа Jigsaw Puzzle Lite. www.kraisoft.com/puzzle-games/jigsaw/)

9. Логолэнд (логические задачи)

За правильно решенную задачу – по 5 баллов

Овощи. На одной чаше весов лежат два одинаковых кочана капусты и три гири по 2 кг, а на другой – четыре таких же кочана капусты. Сколько весит кочан капусты, если весы находятся в равновесии?

В каких квартирах живут котята? В квартирах №№ 1,2,3 живут три котенка – белый, рыжий, черный. В 1 и 2 квартирах живут не черные котята. Белый котенок живет не в квартире №1. В какой квартире какой котенок живет?

Три поросенка. Жили-были три поросенка – Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Решили они построить на зиму домики: один – из соломы, другой – из веток, третий – из камня. Кто какой домик построил, если известно, что Ниф-Ниф построил домик не из веток и не из камня, Наф-Наф построил домик не из веток?

Имена и фамилии. Имена Иванова, Петрова, Семенова и Николаева – Иван, Петр, Семен и Николай, причем только у Николаева фамилия происходит от его же имени. Семенова зовут не Петром. Назовите фамилию и имя каждого. 

10. Словография

В приведенных текстах идущие подряд буквы нескользких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите их.

НАПРИМЕР: Он всегда имел запас калькуляторов.

ОТВЕТ (Запас калькуляторов Паскаль.)

Элементы ПК

  1. Этот процесс орнитологи называют миграцией.
  2. Потом они торжествовали и радовались, как дети.
  3. Его феска не раз падала с головы.
  4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеется несколько электростанций.
  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

Виды информации

  1. Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось.
  2. Когда-то он работал в идеологическом отделе.
  3. Он сказал: «Пройдите к стене».
  4. Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо.

ПОЛНЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) 

Список литературы:

  1. Занимательные задачи по информатике. Задачник.Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская.
  2. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. И.Д. Агеева.
  3. Занимательная информатика. Серия Познавательно! Занимательно!, В.Д. Паранджанов.