Объяснительная записка.
Внеклассная работа по профессиональной ориентации для учащихся 1-4 классов ставит следующие задачи:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду;
- понимание роли труда в жизни человека и обществе;
- расширение общего кругозора ребёнка;
- открытие возможностей раннего проявления и конкретизации интересов и склонностей младшего школьника;
- включение младших школьников в посильную практическую деятельность, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Идея создания данной программы возникла из потребностей детей узнать о существующих профессиях. В мире более 50-ти тысяч профессий. Но, как и какую из них выбрать, особенно тем, кто только вступает в сознательную жизнь?
Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребёнка. Сейчас к этому списку добавились коммерческие занятия - «чтобы было много денег». Но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству с профессиями, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, поданная в доступных интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий.
Формы работы.
- беседа с детьми и родителями;
- встречи с людьми разных профессий;
- экскурсии в учебные заведения и предприятия города;
- классные часы по профориентации;
- оформление классного уголка и школьного стенда;
- сочинения, конкурсы, защита проектов;
- родительские собрания по профориентационной тематике.
Организация внеурочной деятельности младших школьников во внеклассной работе основывается на следующих принципах:
- добровольности участия школьников;
- научности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.
Распределение материала по классам.
1 класс.
- «Кто работы не боится, у того она и спорится» (беседа - игра) – кладезь народной мудрости о труде.
- «Кто ты будешь такой?» (конкурс рисунков) – профессии, которые привлекают детей.
- Профессии наших родителей (встреча).
- «Все профессии нужны, все профессии важны!» (утренник) устный журнал о профессиях.
2 класс.
- Народные умельцы (утренник) – о мастерах народного творчества.
- «Они учились в нашей школе» (встреча).
- «Строим дом» (экскурсия) – знакомство со строительными специальностями.
- «Бережливость и щедрость» (беседа - игра).
- Человек и животные (беседа) – о профессиях животноводства.
- «Откуда сахар пришёл?» (беседа) – о работниках сахарного производства.
- «У кого мастерок, у кого молоток» (беседа) – о рабочих инструментах.
- Труженики леса (экскурсия) – о профессиях в лесном хозяйстве.
3 класс.
- «По водным просторам» (утренник) – о профессиях на морском и речном флотах.
- «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!» (утренник) – о профессиях в сельском хозяйстве.
- «Куда уходят поезда?» (экскурсия) – о профессиях на железнодорожном транспорте.
- «Знакомьтесь: наши друзья – книжки!» (беседа - игра) – о работниках полиграфической промышленности.
- «По дорогам идут машины» (беседа - игра) – о профессии «водитель».
- «О профессии «продавец»» (беседа- тренинг).
- О профессии «библиотекарь» (беседа - тренинг) – о культуре поведения в библиотеке.
- «Как приходят вести» (беседа - игра) – о профессиях в отрасли связи.
4 класс.
- «Знакомство с отдельными профессиями на крупном промышленном предприятии» (утренник - конкурс).
- «Весёлые мастерские» (игра-состязание)
- Профессиоведческий турнир (познавательно – развлекательная программа).
- «Мир профессий» (профориентационная викторина).
- КВН – о профессиях в лёгкой промышленности.
- «Профессии, связанные с небом» (экскурсия на авиапредприятие) – о профессиях в авиации.
- «Терра - инкогнита» (беседа - тренинг) – о профессии «геолог».
- «Творцы мира прекрасного» (беседа - встреча) – о профессиях типа «Человек – художественный образ».
- «Романтика обыкновенных профессий» (утренник).
Прогнозируемые результаты.
учащиеся будут:
- знать о существующих профессиях
- расширять общий кругозор
- проявлять интересы и склонности к определённым профессиям
учащиеся будут воспитывать в себе:
- трудолюбие, целеустремлённость
- уважение к людям трудовых специальностей
- ответственное отношение к порученному делу
Список используемой литературы.
- Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
- Занимательное азбуковедение: Сб. /сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 2000
- Народное искусство на уроках творческого рисования / Т.Я. Шпикалова.