Урок музыки "Русская народная песня"

Разделы: Музыка


Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа.

Задачи:

  • закрепление и обобщение знаний о русской народной песне.
  • развитие вокально-хоровых умений и навыков учащихся.
  • пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре.

Оборудование: Табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки, иллюстрация русской пляски, афиша Кубанского казачьего хора, деревянные ложки и глиняные свистульки, русские шали по количеству девочек в классе.

Эпиграф:

«На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!»
С. Есенин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети входят в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

Дети: Колокольный звон.

Учитель: Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

Дети: «Русская народная песня». (На доске прикрепить табличку с темой урока).

Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не

нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?

Дети: а capella.

Учитель: Какую песню мы исполняли а capella?

Дети: «Со вьюном я хожу».

III. Основная часть.

Распевание.

«Со вьюном я хожу», пение 1 куплета. Работа над плавным звуковедением.

Учитель: Какой еще прием мы использовали в исполнении этой песни?

Дети: Канон.

Исполнение: 1 куплет – пение с солистом, 2 и 3 куплеты – каноном. Анализ и оценивание пения.

Учитель: Персонажи русской песни пашут. Сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! (Приложение 1)

В процессе изучения с многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы.

Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями.

Исторические   Сиротские    Урожайные
Солдатские Свадебные Частушки
Шуточные Трудовые Лирические
  Плясовые  

Исполнение песен.

В процессе игры «Назови жанр», учитель просит привести примеры знакомых песен в каждом жанре. Некоторые песни по выбору учителя или детей исполняются в классе.

  • Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени». Девочки, накинув на плечи разноцветные шали, исполняют песню на оценку.
  • Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Исполняют мальчики.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня». Один из учеников, получивший опережающее задание, читает стихотворение:

Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.

Учитель: Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Если вы ее назовете, вас ждет сюрприз!

Как только дети называют эту черту, на слайде у корней березы появляется слово «ПЕВУЧЕСТЬ», и звучит песня «Во поле береза стояла».

Учитель: Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне. Скажите, в каком произведении русского композитора эта песня получила свое второе рождение?

Дети: В четвертой симфонии П.И. Чайковского.

Слушание музыки.

Учитель: Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее».

  • Русская народная песня «Камаринская»
  • «Камаринская», фрагмент фантазии для симфонического оркестра М.И. Глинки.

(На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой).

Проводитсясравнительный анализ двух произведений.

Исполнение песни.

Учитель: У каждой песни, как и у каждого из нас есть воя Родина. Своеобразно и неповторимо народное искусство казачьего края. Умеют кубанцы не только хлеб растить, но и песни петь. Профессиональные хоры существуют здесь издавна. Еще в 1911 году был создан войско­вой

хор, в 1936-м родился Кубанский казачий хор. Ныне творчество Государственного Кубанского ка­зачьего хора известно далеко за пределами нашей страны. Руководитель хора народный артист РСФСР, композитор Виктор Гав­рилович Захарченко — известный собиратель и зна­ток фольклора. (На доске прикрепляется афиша Кубанского казачьего хора с фотографией коллектива) Сегодня мы исполним Кубанскую народную песню «Трава моя трава».

  • Исполнение песни по группам с инсценировкой. Группа ребят вступает на последнем куплете игрой на ложках и глиняных свистульках.

Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни?

Дети: Частушки.

Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.

IV. Проверка выполнения домашнего задания.

Дома ребята подобрали частушки и выучили их.

  • Исполнение частушек.
  • Оценивание пения.

V. Итог урока.

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.