Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа.
Задачи:
- закрепление и обобщение знаний о русской народной песне.
- развитие вокально-хоровых умений и навыков учащихся.
- пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре.
Оборудование: Табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки, иллюстрация русской пляски, афиша Кубанского казачьего хора, деревянные ложки и глиняные свистульки, русские шали по количеству девочек в классе.
Эпиграф:
«На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!»
С. Есенин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дети входят в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие.
II. Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?
Дети: Колокольный звон.
Учитель: Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?
Дети: «Русская народная песня». (На доске прикрепить табличку с темой урока).
Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не
нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?
Дети: а capella.
Учитель: Какую песню мы исполняли а capella?
Дети: «Со вьюном я хожу».
III. Основная часть.
Распевание.
«Со вьюном я хожу», пение 1 куплета. Работа над плавным звуковедением.
Учитель: Какой еще прием мы использовали в исполнении этой песни?
Дети: Канон.
Исполнение: 1 куплет – пение с солистом, 2 и 3 куплеты – каноном. Анализ и оценивание пения.
Учитель: Персонажи русской песни пашут. Сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! (Приложение 1)
В процессе изучения с многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы.
Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями.
Исторические | Сиротские | Урожайные |
Солдатские | Свадебные | Частушки |
Шуточные | Трудовые | Лирические |
Плясовые |
Исполнение песен.
В процессе игры «Назови жанр», учитель просит привести примеры знакомых песен в каждом жанре. Некоторые песни по выбору учителя или детей исполняются в классе.
- Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени». Девочки, накинув на плечи разноцветные шали, исполняют песню на оценку.
- Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Исполняют мальчики.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня». Один из учеников, получивший опережающее задание, читает стихотворение:
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Учитель: Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Если вы ее назовете, вас ждет сюрприз!
Как только дети называют эту черту, на слайде у корней березы появляется слово «ПЕВУЧЕСТЬ», и звучит песня «Во поле береза стояла».
Учитель: Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне. Скажите, в каком произведении русского композитора эта песня получила свое второе рождение?
Дети: В четвертой симфонии П.И. Чайковского.
Слушание музыки.
Учитель: Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее».
- Русская народная песня «Камаринская»
- «Камаринская», фрагмент фантазии для симфонического оркестра М.И. Глинки.
(На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой).
Проводитсясравнительный анализ двух произведений.
Исполнение песни.
Учитель: У каждой песни, как и у каждого из нас есть воя Родина. Своеобразно и неповторимо народное искусство казачьего края. Умеют кубанцы не только хлеб растить, но и песни петь. Профессиональные хоры существуют здесь издавна. Еще в 1911 году был создан войсковой
хор, в 1936-м родился Кубанский казачий хор. Ныне творчество Государственного Кубанского казачьего хора известно далеко за пределами нашей страны. Руководитель хора народный артист РСФСР, композитор Виктор Гаврилович Захарченко — известный собиратель и знаток фольклора. (На доске прикрепляется афиша Кубанского казачьего хора с фотографией коллектива) Сегодня мы исполним Кубанскую народную песню «Трава моя трава».
- Исполнение песни по группам с инсценировкой. Группа ребят вступает на последнем куплете игрой на ложках и глиняных свистульках.
Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни?
Дети: Частушки.
Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.
IV. Проверка выполнения домашнего задания.
Дома ребята подобрали частушки и выучили их.
- Исполнение частушек.
- Оценивание пения.
V. Итог урока.
Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.