Цель: Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: Презентация урока (Приложение 1), звезды из бумаги, кубики с буквами, карточки с цифрами от 1 до 5 размером 10×15 см. (ребята предварительно делают дома)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проведение игры
Инструктаж: Учителем в каждом туре задаются вопросы, дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей правильному ответу. За каждый правильный ответ ученик получает одно очко (звезду).
I тур «Динозавры (для учеников всего класса)
- Название переводится как «плечистый ящер». Длина почти 23 м., высота до 12 м. Питался растениями. (брахиозавр)
- Название переводят как «трехрогий». Длина до 9 м., масса до 12 т. Питался растениями. (трицератопс)
- Название переводят как «изящная челюсть». Один из самых маленьких динозавров. Питался ящерицами и насекомыми. (компсогнат)
- Название переводят как «ящер под крышей». Питался растениями. (стегозавр)
- Название переводят как «ящер-тиран», «ящер-разбойник». Был хищником, но не брезговал и падалью. (тиранозавр)
Ученики, правильно ответившие на 4-5 вопросов, становятся участниками II тура.
II тур «Разнообразие живого»
Найдите правильный ответ.
- Бактерии и простейшие
- Многоклеточные
- Одноклеточные
- Двуклеточные
- Ученые насчитывают грибов
- 100 видов
- 350 тысяч видов
- 100 тысяч видов
- Первыми на Земле появились
- Бактерии
- Растения
- Грибы
- Самое разнообразное царство
- Растения
- Животные
- Грибы
- К позвоночным животным относятся
- Черви
- Насекомые
- Птицы
Ребята, правильно ответившие на 5 вопросов, становятся участниками III тура.
III тур «Природные зоны»
Найдите правильный ответ.
- Основа природного сообщества тайги
- Лиственные деревья
- Хвойные деревья
- Карликовые деревья
- Самое богатое видами природное сообщество Земли
- Саванна
- Влажный тропический лес
- Смешанный и широколиственный лес
- Карликовые деревья можно встретить
- В тайге
- В пустыни
- В тундре
- В пустынях Средней Азии растет
- Дуб
- Баобаб
- Саксаул
- Самый известный хищник африканской саванны
- Зебра
- Лев
- Гиена
Ученики, правильно ответившие на 5 вопросов, становятся участниками IV тура.
IV тур «Моря и океаны»
Найдите ошибку.
- Сообщество поверхности воды составляют
- Парусники
- Морские водомерки
- Планктон
- Сообщество толщи воды включает
- Планктон
- Скаты
- Кальмары
- В глубоководном сообществе можно встретить
- Растения
- Электрического ската
- Электрического угря
- Донное сообщество богато видами
- Актиний
- Морских ежей
- Дельфинов
- Киты – гиганты моря
- кормятся в основном планктоном
- плавают в толще воды
- светятся, защищаясь от врагов
Ребята, правильно ответившие на 5 вопросов, становятся участниками V тура.
V тур «Чье слово длиннее»
На стол высыпаются кубики с буквами. На доске записываются выпавшие буквы. Задание игрокам и зрителям одинаковое- составить из имеющихся букв самое длинное слово. Сначала проводится игра со зрителями (победители награждаются призами). Затем проверяются слова, составленные участниками игры. В VI тур выходят два или три игрока.
VI тур – финал
Составить из слова «природа» как можно больше слов в именительном падеже, в единственном числе (род, пир, ода, ор, дар, ирод, пар и др.)
3. Подведение итогов игры.
- Рефлексия.
Учитель: Ребята! Что вы узнали сегодня на уроке? Где эти знания вам пригодятся? Чему вы можете научить других ребят? В чем были трудности?
- Награждение победителей дипломами, сладкими призами.
- Выставление отметок.